СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Особенности изучения лирического произведения в школе
1.1 Изучение лирики на уроках литературы
1.2 Система работы над поэтическими произведениями Пушкина в школе, отраженная в школьных программах по литературе
Глава 2. Классная и внеклассная формы изучения поэзии А.С. Пушкина в школе
2.1 Уроки по изучению лирики Пушкина
2.2 Внеклассные формы работы по изучению поэтического наследия А.С. Пушкина
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Поэтическое наследие А.С. Пушкина огромно и лишь малая его часть изучается в школе. Со стихотворениями великого поэта дети знакомятся еще в начальной школе, начиная с первого класса, как только они начинают самостоятельно читать. Эти произведения заучиваются наизусть на уроках развития речи в младшей школе. Далее изучение лирики А.С. Пушкина продолжается в среднем и старшем звене школы.
Пушкин — одна из самых значительных величин в русской литературе и культуре в целом. Глубокое знание и понимание его произведений может обеспечить фундаментальную основу формирования грамотного, чуткого читателя. Система уроков и внеклассной работы может помочь в решении этой задачи.
Литература как вид искусства является мощным средством познания общечеловеческой культуры. Создавая художественные образы, литература открывает возможности диалогического проникновения в сознание автора, его героя и системы ценностей всех эпох и цивилизаций. Поэтому работу над литературным произведением необходимо сочетать с другими видами искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Такая форма изучения литературы нашла свое отражение в идее диалога искусств, которая в свою очередь применяется на практике в школе, что и будет рассмотрено нами в нашей работе.
Методистами и педагогами накоплен огромный опыт в изучении поэтических произведений А.С. Пушкина в школе. Используется огромное количество методов и приемов проведения уроков по изучению поэтического наследия поэта, сформирована система внеклассной работы. В методических трудах и пособиях собрано огромное количество материала по данной проблеме, который требует анализа и систематизации. Этим и определяется актуальность данной работы.
Объектом исследования в нашей работе является процесс изучения поэтического произведения в школе и особенности изучения именно поэзии А.С. Пушкина.
Предмет нашего исследования – лирика А.С. Пушкина в школьном изучении.
Цель работы: проанализировать существующую в современной школьной практике систему работы по изучению поэтического наследия А.С.Пушкина
Цель определяет задачи исследования:
- выявить особенности работы над лирическим произведением, как особым родом литературы;
- рассмотреть систему изучения поэзии А.С. Пушкина в различных классах согласно школьной программе;
- проанализировать различные методы и приемы, используемые для изучения поэтического наследия великого поэта на уроках литературы и во внеклассной работе, рассмотреть идею диалога искусств применительно к проблеме нашего исследования;
Источниковой базой для нашего исследования послужили работы таких методистов как B.C. Гречинская, Э.Н. Горюхина, В.Г. Маранцман, Н.В. Мирецкая и др. Огромный вклад в разработку различных аспектов данной проблемы внесли также М.А. Рыбникова, Н.Д. Молдавская, Л.И. Коновалова. Для выявления путей активизации учебной деятельности на уроках литературы, посвященных творчеству А.С. Пушкина, мы обращались к трудам известных педагогов Ю.К. Бабанского, Д.В. Вилькеева, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова и др. Идеи диалога искусств, используемые нами при анализе содержания уроков и внеклассных занятий по лирике А.С.Пушкина почерпнуты из работ М.М. Бахтина, В.С. Библера, М. Бубера, М. Хайдеггера, и Ю.М. Лотмана.
Глава 1. Особенности изучения лирического произведения в школе
1.1 Изучение лирики на уроках литературы
Лирика – особый род литературы, который имеет свои особенности, свойства и их необходимо учитывать при изучении на уроках литературы.
Поэзия рождена ощущением мира как безграничности и гармонии. Тютчевская строка: «Все во мне, и я во всем» - передает умонастроение, которое делает возможным открытость лирического монолога и дерзость поэтической метафоры. Только поэзии дано соединять «далековатые понятия» (Пушкин).
Поэзия наделена огромной силой обобщенности. Стихотворение от своего имени должен произнести каждый читатель. Неповторимость интонации поэта в лирике становится достоянием всех. Наконец, лирическое стихотворение - сплав мига и вечности. Это момент настоящего, в котором оно протекает как движение чувств, и вся суть человека, история его отношений с миром. В лирическом стихотворении, кратком, как молния, читатель должен суметь разглядеть весь мир, озаренный этой мгновенной
Поклонниками поэзии дети становятся рано. Свобода детских ассоциаций и отношение к миру как к открытию, чуду роднят дошкольников с поэзией и побуждают их заворожено, как песню, повторять стихи. Потребность в поэзии приходит позже, на границе отрочества и юности, когда растущий человек ощутил своеобразие своей личности, когда окружающее воспринимается взволнованно и обостренно. Однако язык поэзии становится родным для школьников при определенных усилиях семьи и учителей[1]. Мы не можем похвастаться, что в каждой семье чтение стихов - традиция. Поэтому многие учителя литературы начинают урок с поэтической пятиминутки, когда ученики по очереди представляют классу стихотворения, полюбившиеся им.
Начитанность в поэзии - одно из главных условии приобщения к лирике. Ученики с низким уровнем литературного развития даже при верных эмоциональных реакциях не могут перевести их в понятийный план. У развитых учеников при восприятии лирики особенно заметна заостренность личностного отношения к произведению. У средних учеников чисто логическое освоение стихотворения оказывается признаком не победы, а скорее поражения, так как существует лирический контакт читателя и поэта. Работа воображения и особенно осознание художественной формы, как правило, самые отсталые элементы восприятия при чтении лирики в сравнении с другими родами литературы.
Таким образом, именно потому, что стихотворение требует читательского присоединения к лирическому герою стихотворения, эмоционального вхождения в ситуацию произведения, при чтении и анализе создаются особые трудности. Читатель-школьник либо не откликается на проблему и ситуацию стихотворения, либо подменяет их своим жизненным опытом. «Неподключение» и «переключение»[2] - крайности восприятия, которое предстоит преодолеть в школьном анализе, чтобы личностная ассоциация непременно возникала при чтении, но не заслоняла собой поэтического содержания и строя стиха.
Часто при чтении и анализе стихотворение распадается на отдельные строки, слова, не сливающиеся во властный, единый лирический поток. Раскрыть движение поэтической мысли, обнаружить «переливы» чувства, найти причины его изменчивости, выявить и оправдать сквозные, центральные образы стихотворения, найти оправдание цепочке поэтических ассоциаций – в этом состоит одна из важнейших задач при изучении лирики.
Поиски движения лирической мысли убеждают учеников в том, что стихотворение - единый и бесконечный в своих возможностях мир. При изучении лирики необходимо показать стихотворение как поэтическое целое, как динамическую систему, в которой все взаимосвязано, взаимозависимо.
Лирическое стихотворение — самостоятельный, но не замкнутый в себе мир. Постижение стихотворения возможно лишь на фоне той системы поэтического творчества, которой оно рождено. Для полноценного восприятия лирики необходимо, особенно в старших классах, изучать стихотворение в контексте всего творчества поэта, обнаруживать связи отдельного стихотворения с мироощущением поэта, своеобразием его поэтической манеры.
Итак, изучение лирики в школе наделено целым рядом специфических качеств, вне которых контакт читателя с поэзией не состоится[3]:
1. Лирическое стихотворение требует особенно тщательных и многократных усилий учителя для создания «установки» на чтение. Оживление личных ассоциаций и создание реального фона, в котором рождалось стихотворение, при чтении должны помочь конкретизации поэтических образов в сознании читателя.
2. Первое чтение лирического стихотворения полезнее всего проводить самому учителю, так как сила эмоционального впечатления зависит от конкретной обращенности. Лирическое стихотворение в чтении должно рождать впечатление монолога, родившегося «сегодня, здесь, сейчас». И только эта непосредственность обращения способна разбудить чувства учеников.
3. Переход от чтения к анализу при изучении лирического стихотворения особенно сложен. Встревоженные чтением чувства учеников боятся «алгебры» анализа. Поэтому острое столкновение субъективных читательских мнений, сопоставление музыкальных и актерских трактовок текста незаметно должно вовлекать в анализ, который подчас протекает в скрытых формах.
1.2 Система работы над поэтическими произведениями Пушкина в
школе, отраженная в школьных программах по литературе
Авторы многих из современных программ считают возможным и лаже необходимым использовать в преподавании литературы те же принципы, способы и методы, что и в преподавании естественных наук. В частности; считается целесообразным использовать такую функцию научного исследования; как объяснение. На наш взгляд, задача школьного преподавания литературы не объяснить художественное произведение, а помочь ученику понять его. Именно стремление объяснить приводит к тому, что произведение искусства становится объектом изучения.
Недопустимость перенесения методов естественных наук на область гуманитарного знания очевидна сегодня для многих ученых. Однако современные программы литературного образования (Т.Г Авлова, М.Б. Ладыгин.) обращаются к методам естественных наук и используют теоретическое знание в качестве главной составляющей, обеспечивающей литературное развитие ученика.