Произведения Ю. Фучика и «репортаж с петлей на шее» в том числе традиционно относят к художественной публицистике. Это продиктовано и общей направленностью тематики его текстов, и наличием в них характерных для этого жанра черт. Для нас жанровая принадлежность рассматриваемого нами произведения важна, поскольку объясняет собой и определяет выбор автором определенного круга проблем и способов их освещения в книге.
Публицистика – это понятие, часто воспринимаемое как синоним к слову «журналистика». Это объясняется тем, что публицистика, в сущности, также родовое понятие, включающее в себя произведения, освещающие актуальные социально-политические и другие проблемы современности в печати, на радио и телевидении и в отдельных печатных изданиях. Публицистика существует в словесных (устных и письменных), графических изобразительных (плакат, карикатура), фото- и кинематографических (фоторепортаж, документальный фильм), театрально-драматических и словесно-музыкальных формах.
До сих пор между исследователями ведутся оживленные дискуссии по вопросу: считать ли публицистические произведения литературой как одним из жанров искусства? Плеханов Г. В. иногда противопоставлял публициста и художника: «Художник, - писал он, - мыслит образами. Публицист доказывает свою мысль с помощью логических доводов».. Эльсберг Я. Е., Поспелов Г. Н. утверждают, что образ имеет дополнительное, иллюстративное, поясняющее значение. Лазебник Е. А. считал, что «художественность является неотъемлемым элементом силы публицистики. Художественность - вот та магистральная линия в развитии публицистики, которая объединяет ее с литературой...».[5]
Скорее всего, публицистика представляет собой пограничный жанр, находящейся на стыке журналистики и собственно литературы. Если говорить о видах журналистской деятельности, то здесь выделяют
- информационную публицистику,
- аналитическую публицистику,
- художественную публицистику.
Последний вид как раз и представляет собой жанр, включающий как черты журналистики, так и черты литературного произведения. Сюда можно отнести и «Репортаж с петлей на шее». Рассмотрим подробнее, как соединяются они в рамках данного текста.
Произведения художественной литературы, прежде всего эпические жанры, представляют собой замкнутое, внутрисферическое бытие, вмещенное в сознание автора. Этот придуманный мир живет по своим собственным законам, которые чаще всего отражают законы окружающей среды. Если же писатель нарушает сложившийся литературный «этикет», замечая читателя как объект воздействия, апеллируя к нему, пытаясь его завоевать, тогда можно говорить о публицистических тенденциях в художественном творчестве. Это мы как раз и видим в «Репортаже с петлей на шее».
Авторская воля при создании образа обнаруживается по преимуществу в многократном и тщательном отборе факторов, которые несут знание о герое и помогают выстроить стержень характера. В публицистическом произведении автор выступает носителем определенной идеологии. Существует определенное звено «автор - герой – читатель».
Автор в публицистике идентичен личности публициста. Он лицо невыдуманное, реальное, хорошо известное многим читателям, пользующееся их расположением. Для читателя особенно важно, что автор-публицист является не только носителем определенных идей, но и «одним из нас», «просто человеком» со своими взглядами, вкусами и привычками.
Стюфляева М. И. отмечает, что широко распространенной и самой наглядной формой выражения авторского начала в публицистике является обозначение присутствия журналиста на месте события.
Внешними приметами документальности в тексте становятся указание места и времени происходящего, подлинные имена людей. Но есть публицистические произведения, хотя они и безадресны, но которым не в праве отказать в документальности. Автор, рассказывая о событиях, должен гарантировать истинность происходящего. Это также отмечаем мы в «Репортаже с петлей на шее». А. Агроновский в своих работах указывал, что в публицистике стремление скрыть «мешающие» факты, обойти негативные стороны явления, прибегнуть к «фигуре умолчания» оборачивается антихудожественностью, эстетической несостоятельностью[6].
Основным жанром публицистики является репортаж. Качества репортажа зависят от степени погружения публициста в изучаемую среду. Стюфляева М. И. указывает: «...В одних случаях автор выступает только как свидетель неких эпизодов, в других - он вмешивается в происходящее, и событие оказывается высвеченным изнутри. Наконец, нередко автор выступает в качестве инспиратора общественно значимого действия.
Три позиции автора - три очень приблизительно выделенных состояния репортажного повествования»[7].
Термин «репортаж» происходит от фр. reportage и англ. report, что означает сообщать. Общий корень этих слов – латинский: reporto (передавать). В российском сборнике «Основы творческой деятельности журналиста» читаем:
«Репортаж – публицистический жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника события»[8].
Возник термин в середине прошлого века, но вполне понятно, что и до появления его в периодической печати встречались сообщения, содержащие некоторые репортажные элементы. Однако потребовались годы и годы, прежде чем репортаж приобрел качества самостоятельного жанра, и появилась профессия репортера, т. е. «сообщающего новости», своеобразного посредника между аудиторией и событием. Более того, в отечественной журналистике был довольно значительный период упадка жанра, после чего репортаж вновь занял лидирующее положение практически во всех средствах массовой информации и возрождению его авторитета, безусловно, способствовало повсеместное распространение телевидения.
Таким образом, репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. Особо отметим последнее обстоятельство, ибо сообщение новостей является целью и других информационных жанров. Но в репортаже на первый план выходит личностное восприятие события, явления, отбор фактов автором репортажа, что не противоречит объективности этого информационного жанра.
В сущности, вся история журналистики - история становления и совершенствования репортажа, характеризуемого максимальной приближенностью к естественной жизни, способного представлять явления реальной действительности в их естественном развитии.
Однако в нашем случае термин «репортаж» употребляется в названии художественно-публицистического произведения, и здесь это не только обозначение жанровых границ, но и анонсирование характера подаваемого автором материала, обозначение его злободневности, заявка на передачу личностного восприятия писателем изображаемых событий.
В художественно-публицистическом произведении автор словами «рисует» событие, поэтому описательная функция – главная в «Репортаже с петлей на шее». И поэтому так важен в нем тщательный отбор изобразительных средств, дающий возможность говорить о данном произведении, как о художественно значимом, относящимся не только к публицистике, но и к литературе.
ГЛАВА 2. Специфика содержания «Репортажа с петлей на шее» и особенности употребления автором выразительных языковых средств при его создании
2.1 Тематика и проблематика произведения Ю. Фучика
Тема героизма, поднятая Ю. Фучикам ещё в начале творческого пути, получает в «Репортаже с петлей на шее» наиболее полное решение Эта книга была опубликована в 1945 году и позднее переведена на 70 языков мира. Она является документально-художественным свидетельством о борьбе антифашистского подпольного движения Сопротивления в Чехословакии во время Второй мировой войны. Эта книга также является изложением размышлений Фучика о смысле жизни и о мере ответственности каждого человека за судьбы мира. За нее Юлиус Фучик был посмертно в 1950 году удостоен Международной премии Мира.
Рассказывая о себе, о своем аресте, писатель одновременно ведет повествование о тех людях, которые были рядом с ним, с которыми ему пришлось встретиться. Фучик воспел необыкновенную силу воли подпольщиков, их исключительное мужество, веру в правоту своего дела.
Глинный герой последнего произведения Юлиуса Фучика — «Репортажа с петлей на шее», так же как и всех его предыдущих художественных произведении, — простой человек. Он типичен. Он становится героем в трудный момент потому, что остается верен самому себе, потому, что остается человеком.
В своем произведении Ю. Фучик, так же как и А. М. Горький, учит людей одному из самых мудрых искусств — искусству быть счастливым и уметь с бодростью преодолевать нее трудности.
По свидетельствам, даже и тюрьме Фучик пел песни. Никакие пытки не заставили его потерять вкус к жизни. Он подсчитал как-то, что в тюрьме спел вместе с заключенным «папашей Пешеком» около восьмисот песен. Тема тюремного товарищества, также раскрываемая в «Репортаже», показывает новые качества узников-антифашистов, в новом свете рисует их характеры.
Вот яркий образ «папаши» - шестидесятилетнего учителя Иозефа Пешека. «Ночами он бодрствовал надо мной и белыми холодными компрессами отгонял подходившую смерть, - пишет Фучик.- Он самоотверженно удалял гной из моих ран и ни разу не подал вида, что слышит гнилостный запах, исходивший из тюфяка. Он стирал и чинил жалкие лохмотья рубашки, которая стала жертвой первого допроса, а когда она окончательно развалилась, натянул на меня свою. Рискуя получить взыскание, он принес мне маргаритку и стебелек травы, сорвав их во дворе во время получасовой утренней прогулки. Когда меня уводили на новые допросы, он провожал меня ласковым взглядом, а когда я возвращался, прикладывал новые компрессы к моим новым ранам. Он ждал моего возвращения с ночных допросов и не ложился спать, пока не укладывал меня, заботливо укрыв одеялом»[9]. Несмотря на то, что люди находятся в тюрьме и ждут смерти, они не сломлены, потому что нельзя лишить свободы того, у кого свобода внутри. Только сам человек может отказаться от свободы, добровольно стать узником – когда сдается, опускает руки и примиряется со своей судьбой.