И наоборот, Рим – как государство рабов под властью императора-тирана, наделенного абсолютной властью, алчного, презревшего закон, делающего только для собственной выгоды, предстает перед нами в стихотворении А. Шишкова «К Метеллию» (1815-1814):
Метеллий! Помоги узнать римлян и Рим!
***
Где ж правда? Где ж трудов стяжанье и награда?
Отчаянье в полях, коварство в недрах града,
И веси отцвели, как в осень злак полей.
***
Как алчность вечная несытого владельца
Пожрет надежду, труд и счастье земледельца,
Закона глас молчит! Под сень его злодей
Спокойно кроется от дремлющих судей.[9]
Автор не знает, как долго это будет продолжаться, но уверен, что все изменится:
О! Скоро ль гром небес, сей мститель справедливый,
Злодейства сильного раздастся над главой,
Исчезнет власть твоя, диктатор горделивый,
И в Риме процветет свобода и покой?
***
Нет, нет! Настанет день, свободный от оков,...
И он уверен, что случится это может только в результате революционного переворота, здесь прямая перекличка с идеями декабристов.
Воспрянет римлянин, мечом в кровавой длани
Омоет свой позор и стыд своих отцов![10]
Италия в поэзии современников поэта сформирован признаками, которые, с одной стороны, пересекаются с признаками, вербализованными в поэзии А.С.Пушкина, а с другой стороны, являются новыми. Италия – это страна с особым небом; страна великих героев, край былого величия; страна искусства, совершенной природы.
О красоте Италии, о ее древности, о тех тайнах, которые она хранит, как наследница античности, с упоением рассказывает в своих «Европейских письмах» В. Кюхельбекер:
«...я теперь в Италии, в земле. Коей жители в отношении политическом и нравственном без сомнения занимали некогда первое место между народами европейского мира.
Как описать тебе, мой друг, чувства, с которыми я в первый раз вступил на сей классический берег, на сей феатр минувших, всемирных происшествий? Тени повелителей вселенной встретили, кажется, меня у самой пристани: я видел призраки древнего могущества, древней славы, древнего просвещения,...»[11]
В числе красот, которые он мечтает посетить в этой стране, поэт упоминает и Рим: «Меня ждет Рим, ждут развалины Августовой древности,...». Он наслаждается причастностью к этой вековой древности, восхищается ею: «И я в Риме, в бессмертном Риме! Все пережил он перевороты, все возрасты племен, обитавших в Гесперии. Ни галлы, ни Катилина, ни Спартак, ни Серторий, ни ужасные сыны его Сулла и Марий, ни первые триумвираты, ни вторые не смогли его стереть с лица земного,... Рим пребывал неколебим, и Рим-город расширялся над целыми областями». Автор описывает, каким видится ему этот город, а также делится с читателями своими размышлениями о том, почему же Рим остается «вечным городом»: «Рим существует, между тем как города столь же богатые и могущественные, между тем как Париж, как Лондон исчезли с земли. Что же могло быть причиною его целостности посреди общего разрушения? Слава на сей раз была хранительницею жизни, или, лучше сказать, бальзамом, употребленным судьбою для сбережения мумии древнего Рима»[12].
Но красота Италии могут быть пагубна, прежде всего, для нее самой. Об этом говорит в своем сонете (1825) поэт П. Катенин:
Италия! Италия! Зачем
Тебя судьба ущедрила красою?
Сей вредный дар неразлучим с тобою,
И корень он твоим несчастьям всем.
Будь менее прекрасна ты собою,
Иль более сильна владеть мечом,
Чтоб не пылал к тебе любви огнем,
Чтоб не губил пришлец тебя войною,...[13]
Римская тема нашла свое отражение также в стихотворении К.Н. Батюшкова «Элегия» (1817). Пафос вечного города мы видим в этом произведении:
Какое торжество готовит древний Рим?
Куда текут народа шумны волны?
***
О древнее квиритов пепелище!
Земля священная героев и чудес!
Развалины и прах красноречивый![14]
Интересно отметить, что Рим, завораживающий своей многовековой тайной и «силой исполинской», Батюшков так или иначе сравнивает со стихией. Кроме того, автор обращает свое творческое внимание на далекое героическое прошлое человечества, идеализируя минувшие века и находя в них близкие и понятные человеку XIX столетия мотивы и образы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассудком или «теоретически» вряд ли можно расчислить обаяние Италии и Рима и тайну их целостности, способности объединять уникальное и даже прямо противоборствующее: древность и современность, свободу и тиранию, спокойствие и войну, красоту и безобразие. Еще Древний Рим явил удивительные примеры этой способности: в самом начале он сочетался с законченной культурой покидающих историю этрусков, потом с совершеннейшей культурой эллинов, затем постиг тысячелетние откровения Египта и Ближнего Востока, а вслед за этим, долго сопротивляясь, воспринял пришедшее из презираемой Иудеи христианство, одев его в мрамор и насытив жизненными красками и, наконец, немного запоздало опомнившись, Рим поставил под власть Христа когда-то враждебное Ему, раскопанное и отныне бережно хранимое античное «язычество».
В русской литературе начала XIX в. эти противоречия нашли свое непосредственное отражение и стали в свою очередь одним из средств художественного выражения для поэтов и писателей. Италия ассоциировался с современными поэтам и писателям образом страны, Древний Рим связывался с Великой Римской империей времён Нерона, Августа, Цезаря и других римских правителей. В поэзии А.С.Пушкина и его современников Рим характеризовался как вечный, великий, величавый, неодолимый, сильный, гордый, свободный, рабский падший, всепожирающий, ужасный, развратный, а Италия – святая, счастливая, прекрасная, прелестная, златая, цветущая Авзония.
ЛИТЕРАТУРА
1. Автухович Т.Е. Рим в русской поэзии первой половины XIX века: эмблема - аллегория - символ - образ // Образ Рима в русской литературе: Межд. сб. науч. работ: Рим - Самара, 2001.
2. Батюшков К. Н. Сочинения в двух томах. Т.1. - М., 1989.
3. Бочаров И., Глушакова Ю. Итальянская Пушкиниана. М., 1991.
4. Декабристы: Поэзия. Драматургия. Проза. Публицистика. Литературная критика. / Сост. В. Орлов. – М.: Художественная литература, 1951.
5. Зиновьева О.А. Концепт Италия в поэтической концептосфере А.С.Пушкина // Текст – дискурс – картина мира. Вып.3. Воронеж: Истоки, 2007.
6. Комолова Н.П. Предисловие // Италия и русская культура XV-XX веков. М., 2000.
7. Муратов П.П. Образы Италии. - М.: Республика, 1994.
8. Немцев В.И. Рим в русской культуре // Образ Рима в русской литературе: Межд. сб. науч. работ: Рим - Самара, 2001.
9. Пушкин А.С. Полн. собр. соч. в 17 т. Т 1. – М.,: Воскресенье, 1994.
10. Созина Е.К. Римская тема в русской литературе // Созина Е.К. Сознание и письмо в русской литературе. Екатеринбург, 2001.
[1] Автухович Т.Е. Рим в русской поэзии первой половины XIX века: эмблема - аллегория - символ - образ // Образ Рима в русской литературе: Межд. сб. науч. работ: Рим - Самара, 2001. С.75.
[2] Созина Е.К. Римская тема в русской литературе // Созина Е.К. Сознание и письмо в русской литературе. Екатеринбург, 2001. С. 89.
[3] Пушкин А.С. Полн. собр. соч. в 17 т. Т 1. – М.,: Воскресенье, 1994. – С. 83
[4] Там же.
[5] Пушкин А.С. Полн. собр. соч. в 17 т. Т 2. – М.,: Воскресенье, 1994. – С. 124
[6] Там же. С. 156.
[7] Декабристы: Поэзия. Драматургия. Проза. Публицистика. Литературная критика. / Сост. В. Орлов. – М.: Художественная литература, 1951. – С. 23-24.
[8] Там же. С. 24-25
[9] Там же. С. 272.
[10] Декабристы: Поэзия. Драматургия. Проза. Публицистика. Литературная критика. / Сост. В. Орлов. – М.: Художественная литература, 1951. – С. 272.
[11] Декабристы: Поэзия. Драматургия. Проза. Публицистика. Литературная критика. / Сост. В. Орлов. – М.: Художественная литература, 1951. – Письмо5. Генуа, 3 сентября. - С. 355
[12] Там же. Рим, 15 октября. – С. 356.
[13] Декабристы: Поэзия. Драматургия. Проза. Публицистика. Литературная критика. / Сост. В. Орлов. – М.: Художественная литература, 1951. – С. 91.
[14] Батюшков К. Н. Сочинения в двух томах. Т.1. - М., 1989.