СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Особенности восприятия образов Италии и Рима в русской литературе начала XIX века
2. Римская тема в творчестве А.С. Пушкина
3. Итальянские мотивы в произведениях поэтов пушкинской поры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Рим занимает особое место на карте мира. Когда-то это была огромная и могущественная империя, ознаменовавшая собой целую эпоху в развитии человеческой цивилизации, сейчас - это один из самых прекрасных и удивительных городов Земли, столица Италии. Как нигде, здесь слышно дыхание вечности, но седые камни не подавляют своим величием, а напротив, вплетаются в быстрокипящую жизнь современной метрополии как некий необходимый ей орнамент.
Возникновение итальянской темы в русской литературе первой трети XIXвека связано с расширением поэтической «географии» художественного творчества и стремлением русских писателей осмыслить «место» своего отечества в общеевропейском культурном пространстве. Противостояние западников и славянофилов было направлено на разрешение таких вопросов, как взаимовлияние России и Европы,. взаимопритяжении и взаимоотталкивании культур России и Запада, о сущности и роли русского европейца, поскольку именно в контексте этих проблем, в конечном счете, будет разрешаться культурная и политическая судьба России в XXI веке.
Рассмотрение итальянской темы в русской литературе начала XIX века представляется нам тем более важным, что культура Европы в целом была основана на античном фундаменте, древней Греции и древнего Рима. И, как считают исследователи[1], именно Италия, «возросшая на развалинах Рима, около эпохи Возрождения», сыграла особую роль в духовной жизни Европы.
Цель нашей работы – выявление основных черт в образах Рима и Италии в литературе первой четверти XIX века.
Предметом нашего исследования и является итальянская тема в творчестве таких поэтов и писателей XIX века, как А.С. Пушкин, Рылеев, Катенин, Кюхельбекер, Батюшков.
В качестве основного объекта анализа нами будут рассматриваться произведения данных авторов, написанные в первой трети XIX века, в которых возникают образы Италии и Рима.
1. Особенности восприятия образов Италии и Рима в русской литературе начала XIX века
италия рим русский литература
Я поздно встал — и на дороге
Застигнут ночью Рима был!
Ф. Тютчев
Итальянская культура как наследница культуры античной всегда активно воспринималась в России. Поистине масштабный характер этот процесс приобретает со второй половины XVII века и - особенно - в эпоху Петра I и Екатерины II. Расцвет же итальянского Ренессанса в России, как считают исследователи[2], приходится на первую треть XIX века - пушкинскую эпоху, когда произведениями итальянской живописи и скульптуры украшают не только царские палаты, но и дворянские усадьбы.
Особую страницу взаимоотношений России и Италии представляет литературный пласт культуры. В XIX веке в Италии становятся известными и и получают признание произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского и Толстого, а в России изучается итальянская литература (прежде всего переводится Данте). Италия сыграла свою особую роль в жизни многих русских писателей. Именно в начале XIX века образы Рима и Италии прочно войдут в русскую литературу (К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин, К.Ф. Рылеев, Е.А. Баратынский, Шевырев, Ф.Н. Глинка, К.А. Бахтурин, А.Н. Майков, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, и др.).
Прежде всего, это можно объяснить интересом русских поэтов и писателей к эпохе античности вообще, с которой тесно связывался в их сознании Рим, а, следовательно, и Италия. Однако, здесь прослеживаются две тенденции: античная цивилизация воспринимается с одной стороны, как колыбель искусств, как идеал, образец, с другой стороны, ближе к середине XIX века римское античное наследие начинает ассоциироваться с закатом, гибелью Римской империи и поэты больше обращаются к современной им Италии. Падение великой древней империи писатели видят, как правило, в тирании правителей Рима, в наличии рабства, проецируя эти тенденции на российскую действительность начала XIX века и показывая таким образом состояние современного им общества. Это характерно, прежде всего, для эпохи декабризма.
В поэзии А.С. Пушкина как наиболее значительного поэта первой четверти XIX века и его современников образ Рима характеризуется следующими определениями: вечный, древний, великий, величавый, державный, могучий, неодолимый, сильный, неблагодарный, гордый, свободный, падший, унылый, всепожирающий, ужасный, развратный, грозный, буйный, а Италия – святая, счастливая, прекрасная, прелестная, златая, цветущая Авзония.
Заметим, что образы Древнего Рима и современной столицы Италии в поэтических фрагментах часто совмещаются. Через достопримечательности современного Рима поэтическое воображение проникает в Рим древний.
2. Римская тема в творчестве А.С. Пушкина
О творчестве Пушкина написано огромное количество научных работ, затрагивающих самые разные проблемы, в том числе и проблему античного наследия, поэтому мы упомянем лишь основные тенденции, относящие непосредственно к теме Италии и Древнего Рима в его произведениях первой четверти XIX века..
Римская тема проходит через все творчество поэта, мелькая в различных его произведениях, начиная с раннего периода: Калигула (ода «Вольность», 1818); Назон («Евгений Онегин»); Брут («К портрету Чаадаева», 1817-1820); Юлий Цезарь, Октавиан Август («К Гнедину», 1821); кесарь, Рубикон, державный Рим («Кинжал», 1821) и т.д.
В стихотворении «К Лицинию» (1815) Рим рисуется как мрачное место, где процветают рабство, бесправие, жестокость, подлость, где императоры погрязли в разврате, окруженные любимцами и льстецами:
Развратный юноша воссел в совет мужей;
Любимец деспота сенатом слабым правит;
На Рим простер ярем, отечество бесславит;.[3]..
Совершенно очевидно, что сей неприглядный образ проецируется Пушкиным на собственное отечество. Поэт видит лишь одно средство борьбы с таким положением вещей: подобно римскому поэту сатирику Ювеналу обличать пороки общества в сатирах. Он предсказывает Риму, а значит и своему родному государству гибель от рабства:
О Рим, о гордый край разврата, злодеянья!
Придет ужасный день, день мщенья, наказанья.
Предвижу грозного величия конец:
Падет, падет вселенныя венец.
***
Исчезнет Рим, его покроет мрак глубокой;
И путник, устремив на груды камней око,
Воскликнет, в мрачное раздумье углублен:
«Свободой Рим возрос, а рабством пагублен».[4]
В четверостишии «К портрету Чаадаева» (1817-1820) упомянут Брут, с которым сравнивается друг поэта:
Он вышней волею небес
Рожден в оковах службы царской;
Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,
А здесь он – офицер гусарской.[5]
Вообще данный персонаж риской истории чрезвычайно идеализируется Пушкиным в ранней лирике. Он ассоциируется у поэта с борцом за свободу, который свергнул тирана-отца. Например, в стихотворении «Кинжал» (1921):
Шумит под Кесарем заветный Рубикон,
Державный Рим упал, главой поник закон;
Но Брут восстал вольнолюбивый:
Ты кесаря сразил – и мертв объемлет он
Помпея мрамор горделивый.[6]
Тема Рима затрагивалась Пушкиным и позже в стихотворении «К вельможе» (1830), а в более поздние годы была продолжена им не только в стихах, но и прозе: это «Египетские ночи» и незаконченные прозаические произведения поэта «Мы проводили вечер на даче...» и «Повесть из римской жизни».
Италия же в творчестве Пушкина на протяжении всей жизни поэта и ассоциировались главным образом с мифологемами искусства и поэзии, свободолюбия и романтизма. Так, в вольнолюбивых стихах поэта периода южной ссылки Италия - родина революции, карбонариев, которые «шалят» в Неаполе (послание «В. Л. Давыдову», 1824). Одновременно для него актуализировался код Италии как «златой» и «прекрасной» родины сосланного Овидия, что придавало ей черты второй духовной родины поэта через систему параллелей Италия (Рим) - Петербург, Овидий - Пушкин («К Овидию»). Впоследствии, уже в «Египетских ночах», Италия (Неаполь) станет родиной художника-импровизатора, вынужденного продавать свой талант в условиях наступившего «железного века». Наконец, Венеция становится у Пушкина синонимом высокого романтического мира.
Таким образом, мы видим, что в творчестве А.С.Пушкина образ Рима отражён в таких признаках, как Священная Римская империя; великое, сильное государство; родина римского поэта Овидия Назона; страна греха, рабства.
Образ Италии содержит следующие признаки: европейское государство; прекрасная страна, красивый, романтичный край; южная, тёплая страна; резиденция римского папы (Ватикан); государство в период войны с Наполеоном; католическая страна; Рим – жители Рима.
3. Итальянские мотивы в произведениях поэтов пушкинской поры
В творчестве поэтов пушкинской эпохи концепт Древний Рим раскрывается в следующих признаках: город на семи холмах; город язычников; край свободы и законов; город-жертва.
Так, упоминание событий в истории Древнего Рима, его знаменитых людей мы видим в стихотворении поэта-декабриста К. Рылеева «К временщику» (1820). Автор говорит о том, что государственных деятелей нужно судить по их поступкам, и в доказательство приводит свое отношение к Цицерону:
И в Цицероне мной не консул – сам он чтим
За то, что им спасен от Катилины Рим...
И далее поэт выражает надежду, что современных ему тиранов постигнет участь римских императоров:
Тиран, вострепещи! Родиться может он –
Иль Кассий, или Брут, иль враг царей Катон![7]
Рим – как могущественная империя, которая является образцом свободного правового государства, появляется в оде К. Рылеева «Гражданское мужество» (1823):
Лишь Рим, вселенной властелин,
Сей край свободы и законов,
Возмог произвести один
И Брутов двух, и двух Катонов.[8]