Смекни!
smekni.com

Образ "маленького человека" в романе Ф. Сологуба "Мелкий бес" (стр. 1 из 7)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. КОНЦЕПЦИЯ Ф. СОЛОГУБА И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ

1.1 Образ «маленького человека» в традиции русской литературы XIX - начала XX вв.

1.2 Своеобразие разработки образа «маленького человека» в творчестве Ф.Сологуба

ГЛАВА II. ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В РОМАНЕ Ф.СОЛОГУБА

2.1 История создания романа «Мелкий бес», его место в творчестве писателя

2.2 Интерпретация классического образа «маленького человека» в романе Ф.Сологуба

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

До того как стать прославленным писателем, Сологуб, подлинное имя которого - Федор Кузьмич Тетерников, прожил несчастные годы полунищенского детства, прошел через порки и унижения, затем, уже окончив Учительский институт, на целое десятилетие отправился учительствовать в дикий мир русской провинции 80-х годов. Поэтому он и пишет в предисловии к роману «Мелкой бес»: «Все анекдотическое, бытовое, психологическое в моем романе основано на очень точных наблюдениях, и я имел для моего романа достаточно "натуры" вокруг себя».И, несмотря на свой огромный, по мнению и коллег-писателей, и ученых-литературоведов, вклад в историю русской литературы, творчество Сологуба изучено недостаточно, а его книги переиздаются крайне скупо и неохотно. Так несомненный шедевр Сологуба, роман «Мелкий бес», после долгого перерыва вышел в свет в Кемеровском издательстве в 1958 году, и опять последовала тягостная пауза.

«Мелкий бес» - как пограничное произведение, свидетельствующее уже об отходе автора от русского классического реализма, но не полное его отторжение. Этот довольно небольшой по объему роман содержит в своем строении черты внутренней драмы, вызванной его противоречивым отношением к могучей традиции русской прозы XIX века, традиции всемирной значимости и поистине великих мастеров.

Актуальность темы нашей работы обусловлена интересом современного литературоведения к вопросам бытования «вечных» тем и образов в традиционной классической литературе и их переосмысление в искусстве XX в. В контексте этого направления исследовательской мысли можно отметить особое внимание к проблеме «маленького человека» как одной из стержневых тем, волнующих писателей на протяжении нескольких столетий. И если рассмотрение данной темы в произведениях Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чехова проводилось неоднократно, то, говоря о творчестве Сологуба, представленном в нашей работе романом «Мелкий бес», можно констатировать, что до настоящего времени этот вопрос практически не был предметом самостоятельного исследования.

Таким образом, цель нашей работы определяется попыткой выявить специфику видения Ф. Сологубом проблемы «маленького человека», соотнося ее с концепцией данного вопроса в традиции русской классической литературы, на примере романа «Мелкий бес».

Объектом изучения в работе является процесс раскрытия образа «маленького человека» в романе.

Для достижения поставленной цели возникла необходимость в решении следующих конкретных задач:

- выявить своеобразие творческого пути писателя, основные его вехи, влияние классической литературной традиции на становление стиля писателя;

- рассмотреть особенности бытования образа «маленького человека» в произведениях русских писателей-классиков;

- определить место романа в творческом наследии писателя, проследить историю его создания;

- раскрыть особенности изображения «маленького человека» в «Мелком бесе»;

- сделать вывод о значении данной проблемы в творческом наследии Ф. Сологуба.

Научная новизна работы определяется тем, что проблема «маленького человека» в творчестве Ф. Сологуба рассмотрена системно и последовательно.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что оно углубляет представления о поэтике прозы Сологуба и ее связи с русской литературной традицией.

Практическая значимость - содержащиеся в нашей работе наблюдения могут быть использованы при чтении вузовских курсов по истории русской литературы XIX и XX веков, а также спецкурсов и спецсеминаров. Сделанные в работе выводы открывают перспективы для дальнейших исследований, посвященных творчеству Сологуба.


ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ Ф.СОЛОГУБА И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ

1.1 Образ «маленького человека» в традиции русской литературы XIX- начала XX вв.

В литературоведении уже давно сложился определенный смысловой и эмоциональный стереотип, сопровождающий выражение «образ маленького человека». На первый взгляд, трактовка этого определения достаточно проста – «маленький человек» означает чаще всего «незначительный, незаметный, обычный». Но такое понимание этого образа встречается только начиная с Пушкина и Гоголя, а литературоведы отмечают его появление в русской литературе гораздо раньше – в творчестве Радищева и Карамзина.

Повышенное внимание к данному, казалось бы, совсем неинтересному образу объясняется, во-первых, особенностями русского менталитета: на Руси всегда любили и почитали «сирых и убогих», «божьих» людей; а во-вторых, неинтересность «внешняя» скрывает под собой глубокую «внутреннюю» жизнь, исследование которой открывает писателям неисчерпаемые возможности для изучения человеческой души. Эта тенденция находит свое отражение даже на уровне языка писателей, которые дают своим героям «говорящие» имена. Например, Башмачкин: семантика заниженная, в прямом значении, башмаками топчут, их стаптывают, они близко к грязи, к пыли, к низу (впрочем, в тексте повести рассказчик сам выступает в роли толкователя происхождения фамилии); суффикс -к- также выполняет функцию уничижения; Голядкин: семантика от «голяда» - голь, нищета, но опять, по традиции, заданной Гоголем, суффикс -к-; Девушкин: чистота, целомудрие, но как рифмуется с - Башмачкин, Голядкин; Поприщин: семантика в гипертрофированности запросов ее носителя, фамилия как антитеза Башмачкину - от низа к верху - претензия на пьедестал и т.д.

Вот потому–то с каждым произведением русской классики все яснее и правдивее обрисовывается жизнь «маленьких» людей. Мелкие служащие, станционные смотрители, доведенные до отчаяния, сползающие в сумасшествие, постепенно выходят из тени.

Классическим давно уже стал образ «маленького человека» в «Повестях Белкина» А.С. Пушкина. В них отображены военно-офицерские нравы («Выстрел»), быт мелких чиновников и аристократов («Станционный смотритель»), поместно-усадебный уклад («Метель», «Барышня-крестьянка»), и жизнь ремесленников и мещан («Гробовщик») 10-20-х годов Но основная проблематика здесь – маленький, бедный человек, его положение в обществе, социальные противоречия и нравственное достоинство, человеческое счастье.

Живые и сложные характеры у Пушкина являются, безусловно, новаторством в изображении «маленького человека», до Пушкина «маленький человек» не изображался таким сложным и многогранным. Главная идея Пушкина – жалость, сочувствие «маленькому человеку».

Станционный смотритель Самсон Вырин и Евгений из «Медного всадника» представляют мелкое чиновничество начала 19 века. Пушкин показывает их как людей с обычными человеческими чувствами. Самсон Вырин горд, в то же время он любящий отец и вообще добродушный человек. Сложен Евгений, который осмеливается бросить вызов памятнику Петру I.

Повесть «Станционный смотритель» - одновременно и новаторское произведение о «маленьком человеке», и классика этой темы, и ее вершина для творчества Пушкина. Пушкин продолжает здесь на совершенно новой основе разработку образа «маленького человека», начатую еще сентименталистами. Новое в облике Вырина – пробуждение человеческого достоинства и начало протеста. Обиженный судьбой и людьми, Вырин стал обобщением страдания и бесправия. Значимость темы «маленького человека» для Пушкина заключалась не в обличении забитости своего героя, а в открытии в «маленьком человеке» сострадательной и чуткой души, наделенной даром отклика на чужое несчастье и чужую боль.[1] Образ Вырина породил собою галерею подобных художественных типов, прежде всего Башмачкина из «Шинели» Гоголя и Девушкина из «Бедных людей» Достоевского.

Вырин предстает жертвой общества; его житейская формула выведена из опыта жизни в этом обществе. Он – маленький человек, беззащитная игрушка в руках могущественных социальных сил, которые устроили жизнь несправедливо, превратив деньги в главное мерило. Отныне тема «маленького человека» будет звучать в русской классической литературе постоянно.

Свое последующее развитие тема получает в творчестве Н.В. Гоголя, в частности в его знаменитой повести «Шинель». И каждый раз, перечитывая произведения писателя, мы видим перед собой мелкого чиновника, остановившегося перед яркой витриной, это человек в бесформенном картузе и синей ватной шинели с истертым воротником. Он силится разглядеть сквозь огромные блистающие огнями и позолотой окна-витрины магазинов, что-то чудесное. И после с тоской уходит прочь, затаив в душе зависть, но сохраняя стойкость и твердость. Гоголь, вслед за Пушкиным, продолжает открывать нам свою вселенную – целый чиновничий и мещанский мир в своих «Петербургских повестях»[2].

Повесть «Шинель» - центральная повесть цикла - продолжает тему «маленького человека», намеченную Пушкиным в «Станционном смотрителе» и «Медном всаднике». Но в сравнении с Пушкиным Гоголь усиливает и расширяет социальное звучание этой темы. Гоголь смело ринулся в защиту попранных прав, оскорбления человеческого достоинства.Воссоздавая трагедию «маленького человека», писатель возбуждает к нему чувства жалости и сострадания, призывает к социальному гуманизму, к человечности, напоминает сослуживцам Башмачкина, что он их брат. Также в повести автор убеждает, что дикая несправедливость, царствующая в жизни, способна вызвать недовольство, протест даже самого тишайшего, смиреннейшего горемыки.