Владимир Набоков в комментарии к пушкинскому роману в стихах пишет: «<…> Для благородного человека в 1820 г. во всем цивилизованном мире было совершенно естественно вызвать на дуэль того, кто вел себя по отношению к нему и его невесте так, как на балу у Лариных вел себя Онегин по отношению к Ленскому <…>. Поведение Ленского, не имея ничего общего с экстравагантной вспыльчивостью, является единственно разумным для честного человека того времени в сложившейся ситуации <…>» [Набоков В. Комментарий к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» / Пер. с англ. СПб, 1998. С. 443]
Поведение Онегина, избирающего секундантом слугу, можно рассмотреть с нескольких сторон. Во-первых, так он показывает своё отношение к обществу, наскучившему ему, а, во-вторых, пытается таким образом предотвратить дуэль, надеясь на то, что Зарецкий отменит дуэль.
Но перед читателем остаётся открытым вопрос: хотел ли Онегин убить Ленского или это роковая случайность и смерть поэта зависит только от обстоятельств. Владимир Набоков и Ю.М. Лотман – пришли к выводам диаметрально противоположным. Набоков, не прибегая к доказательствам утверждает: Онегин «не только принимает вызов, но и стреляет первым, да к тому же метит так, чтобы убить противника» [Набоков В. Комментарий к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». С. 443]. Ю.М. Лотман не менее категорично заявляет: «Противник, метивший в ноги, особенно с дальнего расстояния, т.е. поступавший как Онегин, часто попадал в грудь. [Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий: Пособие для учителя / Изд. 2-е. Л., 1983. С. 293]. Ссылка Ю.М. Лотмана на А.И. Герцена (как на «читателя, не утратившего еще живой связи с дуэльной традицией и способного понять смысловые оттенки нарисованной Онегиным картины»), утверждавшего, что Онегин «любил» Ленского «и, целясь в него, не хотел ранить», ничего не доказывает [Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий: Пособие для учителя / Изд. 2-е. Л., 1983. С. 103].
Ю.М. Лотман объясняет, почему Евгений не мог выстрелить в воздух; дуэльная этика допускала такой поступок только после выстрела, произведенного противником; первый выстрел в воздух, обязывающий другого дуэлянта поступить аналогично, считался проявлением трусости.
Заключение
Сцена дуэли в романе занимает особое место. Это поворотный пункт для понимая характера героев, каждый из которых ведёт себя по-разному. Для молодого и пылкого юноши Ленского это достаточно серьёзно. Для Онегина же это простое развлечение. Когда же Онегин понимает, что дуэль состоится, вопреки дружбе он не может отказаться от дуэли. Онегин, ненавидящий светское общество, вынужден смириться с его правилами. Но где-то в глубине души он бунтует, избрав себе в секунданты слугу, тем самым выказывая неуважение к Зарецкому. В тот момент, когда Онегин получил вызов, он не смог отговорить Ленского от дуэли. Ему помешало пресловутое общественное мнение. оно имело вес и здесь, в деревне. И оно было для Онегина сильнее его дружбы. Ленский убит.
И вот «любовь» Ольги – она погоревала, вышла замуж за военного и уехала с ним. Другое дело Татьяна – нет, она не разлюбила Онегина, просто после случившегося ее чувства стали еще сложнее – в Онегине она «должна… ненавидеть убийцу брата своего». Должна, но не может. И после посещения кабинета Онегина она начинает все больше понимать истинную сущность Евгения – перед ней открывается Онегин настоящий.
Таким образом, дуэль сыграла ключевым эпизодом, делящий роман до и после. Эта глава имеет очень большое значения для более осмысленного понимания характеров герое, мотивации их поступков.
онегин ленский дуэль роман
Список используемой литературы
1. Пушкин. А.С. Сочинения. В 3-х т. Т. 2. Поэмы; Евгений Онегин; Драматические произведения. – М.: Худож. Лит., 1986. – 527 с.
2. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. Пособие для учителя. – 2 – е изд.-Л.: Просвещение. Ленингр. Отд-ние, 1983. – 416 с.
3. Набоков В.В. Комментарий к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» / Пер. с англ. СПб., 1998.
4.Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., Гослитиздат 1957.
5. Онегинская энциклопедия: В 2 т. – М.: Русский путь. 1999–2004.