Дуэль в романе "Евгений Онегин"
Введение
Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» по праву можно считать произведением, которое, по словам Белинского, является «энциклопедией русской жизни». Подробное описание быта и жизни человека начала 19 века позволяет нам, читателям, погрузится в атмосферу такого далёкого от нас времени, детально показав при этом, как и чем живут дворяне не только в обеих столицах, но и в провинции.
Гуковский Г.А пишет о романе: «…уже самое количество бытовых тем и материалов принципиально отличает пушкинский роман от предшествующей литературы. В «Евгении Онегине» перед читателем проходит серия бытовых явлений, нравоописательных деталей, вещей, одежд, цветов, блюд, обычаев».
Роман содержит 8 глав, каждая из которых раскрывает образы героев, их внутренний мир и характеры, вокруг которых развиваются все сюжетные линии: Евгений Онегин, Татьяна Ларина и Владимир Ленский. В романе две сюжетные линии: Онегин и Татьяна и Онегин и Ленский.
В лице Онегина, Ленского и Татьяны, по мнению Белинского, Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов егообразования, его развития.
Белинский даёт характеристику этим героям.
Онегин – страдающий эгоист… Его можно назвать эгоистом поневоле, считает критик, в его эгоизме должно видеть то, что древние называли рок, судьба.
В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, считает Белинский, характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый действительности. Ленский был романтик и по натуре, и по духу времени. Но в то же время «он сердцем милый был невежда»:
вечно толкуя о жизни, никогда не знал ее.
Татьяна, по мнению Белинского, – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная.
Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины. При взаимности любовь такой женщины – ровное, светлое пламя; в противном случае – упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри.
Ключевым эпизодом в понимании характеров героев можно считать шестую главу романа. Этот эпизод является неким рубежом, переломом в сюжете романа «Евгений Онегин». Дуэль Онегина и Ленского – самый трагичный и самый загадочный эпизод романа.
Дуэль в романе («Евгений Онегин», 6 глава)
ДУЭЛЬ («Учтиво, с ясностью холодной /Звал друга Ленский на дуэль») – от франц. duel, от лат. duellum – поединок, бой с применением оружия, происходящий между двумя лицами по определенным правилам и имеющий целью восстановление чести одного из обиженных (оскорбленных) дуэлянтов. Дуэль – сословно-дворянский обычай, получивший распространение в России в ХVIII-ХIХ вв. [Онегинская энциклопедия: В 2 т. – М.: Русский путь 1999–2004.]
Дуэль – поединок, происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением. Таким образом, роль дуэли социально-знаковая. Дуэль представляет собой определенную процедуру по восстановлению чести и не может быть понята вне самой специфики понятия «честь» в общей системе этики русского европеизированного послепетровского дворянского общества. Естественно, что с позиции, в принципе отвергавшей это понятие, дуэль теряла смысл, превращаясь в ритуализованное убийство. [Лотман Юрий михайлович. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. Пособие для учителя.]
Встреча с Татьяной, знакомство с Ленским происходят у Онегина весной и летом 1820 года – ему уже 24 года и он относится к Ленскому чуть покровительственно, по-взрослому смотрит на его «юный жар и юный бред».
Причина дуэли может показаться читателю весьма нелепой – незначительная ссора между Онегиным и Ленским. Образ младшей Лариной также важен в романе для создания любовного треугольника: Онегин – Ольга – Ленский. Но треугольник этот является мнимым. Ольга видит в Евгении лишь жениха своей сестры, а Онегину Ольга совсем не симпатична. Однако именно невинное, необдуманное кокетство Ольги с Онегиным на балу кажется влюбленному Ленскому, юному романтику, изменой и предательством:
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена! (Глава 10, строфа XLV)
Воображая себя героем романа, Владимир вызывает Онегина на дуэль, чтобы защитить свою честь и честь прекрасной дамы. Дуэль способствует более полному раскрытию характеров Онегина и Ленского. Оба героя понимают ошибочность принятого решения и горько сожалеют о содеянном, но избежать кровавого столкновения не оказывается возможным.
Читателю ясно, что случайная ссора – только повод для дуэли, но причина ее, причина гибели Ленского гораздо глубже.
В ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять. Это сила общественного мнения. Носитель этой силы ненавистен Пушкину. Он не пишет о нем ничего хорошего:
Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой,
Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек:
Так исправляется наш век! (Глава 6, строфа IV)
Пушкин сознательно выбирает глаголы, соответствующие состоянию Онегина. Глаголы стоят в прошедшем времени, показывая читателю всю необратимость хода событий.
Сам говорит себе, что он:
Был должен показать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и с умом. (Глава 6, строфа Х)
Мысли Онегина и мысли автора коренным образом расходятся:
К тому ж – он мыслит - в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист…
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов… (Глава 6, строфа XI)
Но Пушкин объясняет это со своей позиции:
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир! (Глава 6, строфа XI)
Онегин понимает ужас всего происходящего вокруг, умение остаться наедине со своей совестью, «на тайный суд себя призвав», и поступить так, как велит совесть, – это редкое умение. «Палачами» оказываются Пустяковы и Буяно, а против них Евгений выступать не смеет.
Онегин по-настоящему страдает. Его терзает эта ситуация, но…он принял вызов и дуэль-дело чести.
Ленский же, со своим юношеским задором, доволен, что вызов принят. Перед дуэлью Ленский отправляется в дом к Лариным, хотя до последнего не хотел видеть Ольгу. Она же (как обычно) была приветлива и ласкова:
Он видит: он еще любим;
Уж он, раскаяньем томим,
Готов просить у ней прощенья… (Глава 6, строфа XIV)
Вернувшись домой, Ленский пишет стихи, в отличии от Онегина, который мало того спит крепким сном, но и опаздывает на дуэль.
На дуэли Ленский убит…Убит не из-за мести Онегина, а из-за того, что Евгений, хоть и ненавидел общество, в котором должен был находиться, но пойти против этого общества и общественных «правил» он не может.
Онегин мстит Ленскому за то, что тот пригласил его на бал, где находился «сброд», который так ненавидел Евгений. Онегин в силу своего возраста воспринимает это как игру и дурачество. Но для Ленского это не так. Он романтик, возомнивший себя рыцарем. Для него то, что Онегин пригласил Ольгу на танец, считается изменой, как в отношении Ольги (любовная измена), так и в отношении Евгения (измена дружбе). За вызовом на дуэль следует ответ – согласие; видя, что Владимир начал поднимать пистолет, Евгений стреляет. Ленский убит.
Дуэль в романе – странная, однако эта странность отнюдь не исключает трагичности происходящего.
На дуэль Онегин привёз в качестве секунданта слугу-француза. Правила дуэли нарушены: поединки, как дела чести, могли состоятся ТОЛЬКО между людей с дворянским титулом. Следовательно, и секунданты обязаны быть благородного сословия.
Онегин намеренно нарушает правила. Таким образом он выказывает своё неуважение к отставному офицеру Зарецкому, секунданту Ленского, и открыто заявляет ему:
Я не предвижу возражений
На представление мое:
Хоть человек он неизвестный,
Но, уж конечно, малый честный(глава VI, строфа XXVII)
Важно заметить, что в этой же главе и строфе, Онегин называет слугу другом («Вот он: мой друг, monsieurGuillot»), а вот Онегина и Ленского автор называет врагами («Враги стоят, потупя взор»)
Зарецкий же, чувствую в свой адрес оскорбления, пожелал их не замечать. Сам Онегин, нравственные качества секунданта не ценил.
Я.А. Гордин отмечает, что Онегин руководствуется теми же соображениями, которым следовал сам А.С. Пушкин романа в стихах: «Судя по тому, что знаем мы о дуэлях Пушкина, он достаточно презрительно относился к ритуальной стороне поединка. Об этом свидетельствует и последняя его дуэль, перед которой он предложил противной стороне самой выбрать ему секунданта – хоть лакея. И это не было плодом особых обстоятельств. Это было принципом, который он провозгласил еще в «Онегине», заставив его, светского человека и опытного поединщика, взять в секунданты именно слугу, и при этом высмеял дуэльного педанта Зарецкого. <…>
Для Пушкина в дуэли главным были суть и результат, а не обряды. Всматриваясь в бушевавшую вокруг дуэльную стихию, он ориентировался на русскую дуэль в ее типическом, а не ритуально-светском варианте…» [Гордин Я.А. Дуэли и дуэлянты. СПб., 2002. С. 31].
Зарецкий-интриган, который хочет «друзей поссорить молодых / И на барьер поставить их» (глава VI, строфа VI).
Участие Онегина в дуэли – вынужденное. Он ощущает свою вину за поведение в доме Лариных. Но страх оказаться трусом перед лицом тех, кого Евгений так ненавидит, делает дуэль неизбежной.
Онегин не желает мстить Ленскому. Его отношение к дуэли совсем не похоже на отношение Ленского.