Тогда появляется планета...
Природа этих противодействующих сил уходит в глубины Субстанции, где в высшем синтезе сливаются в единый океан жизни гравитация и антигравитация. Познав эти силы в механических проявлениях, мы не познали их в проявлениях духовных.
Не все люди способны увидеть это в реальной жизни. Жизнь кажется им нагромождением случайностей. Но это не так! Ибо даже общая сумма случайностей подчинена взаимоборству, которое существует между гравитацией и антигравитацией, которые несут в себе Добро и Зло..." 162
Как видим, стремление фантастики к обобщению широкого социально-философского плана, к выявлению диалектики социально-исторического "процесса опирается здесь на предлагаемый современной наукой набор диалектических пар физических понятий и категорий и использует их в своих образно-художественных целях. Причем изменяется не только функция понятия-термина, но и, в значительной степени, его содержание. Физический термин, поступая на службу искусству, перестает быть самим собой. И все же его новое значение непосредственно связано, вытекает из прежнего и может быть не
Механические явления также часто описываются в зарубежной художественной литературе.
«Босконцы атаковали «Неустрашимого», и под сосредоточенным огнем их боевых лучей наружный защитный экран начал поддаваться. Испускаемое ими излучение все больше смешалось в область спектра» (Э.Э. «Док» Смит «Серый линзиит»). Перед нами механическое явление. Излучение это не что иное, как механические волны.
«Насосы рефритеритов накачивали в купол охлажденный воздух, но казалось, что огромный диск Солнца, по которому медленно проползали воины бури, немилосердно сжигает их с видеокартами своими лучами, словно они стояли обнаженными на скалах поверхности планеты» (Дж. Уильямс «Дитя звезд»). В данном отрывке нам показано явление атмосферного давления.
Именно на данном явлении основано действие насосов. Действие насоса хотелось бы показать на основе всасывающего водяного насоса. Всасывающий насос состоит из цилиндра 1, внутри которого можно передвигать поршень 2. В нижней части цилиндра и в поршне встроены клапаны 3. При движении поршня вверх вода из резервуара (колодца) под действием атмосферного давления поднимается по трубе 5, открывает нижний клапан и поступает в цилиндр под поршней. При перемещении поршня вниз жидкость под поршнем сжимается, закрывает нижний клапан и открывает верхний, встроенный в поршень. Когда поршень вновь движется вверх, он поднимает и воду, находящуюся над поршнем, которая через трубку 4 выливается наружу. Одновременно новый объем воды по трубе 5 поднимается вверх и поступает через нижний клапан под поршнем и т. д.
«В коридоре запившей вдовы –
Что-то колкое впилось в затылок
Стернью скошенной наспех травы.
Небо ветхое в черных заплатах
Резанули стекляшки стрижей,
И бабахнули в дыры раскато
Многостволки ночных сторожей.
Чьи-то тени проносятся близко,
Обдавая дыханием бок
И, пригнувшись на просеках низко,
С хрустом топчут по мшанику дрок.
Где-то сверху, в дне, выпали пакли
И со звуком, похожим на всхлип,
Белым фосфором первые капли
Хлестко врезались в головы лип».
(Людовик О. Гегельский «Первые мгновения ночной грозы»)
Здесь нам показано электромагнитное явление, такое как молния.
«Жадно и мгновенно поглощала она новые атомы, всасывала электроны в свои расширяющиеся матрицы, пила добавочную энергию из ледяного камня» (Дж. Уильямс «Блуждающая звезда»). В данном отрывке перед нами раскрывается состав атома.