Перед ним словно распахнулась завеса над тайной его благополучия: «...после своей поездки в деревню Нехлюдов не то что решил, но всем существом почувствовал отвращение к той своей среде, в которой он жил до сих пор, к той среде, где так старательно скрыты были страдания, несомые миллионами людей...»[18].
Нехлюдов больше не мог «без неловкости и упрека самому себе» общаться с людьми этой среды. Он преодолевает в себе «светского человека», но и весь роман Толстого был как бы последним отречением от «высшего света» и осуждением его. Он не скрывал своего отчаяния, говоря о «непромокаемых», возвышал голос и был почти уверен, что никто из принадлежащих к этому миру не услышит и не поймет его.
Нехлюдова во время его «путешествия» совершенно покидает чувство праздности и скуки жизни. Оказалось, что и он нужен людям, и люди нужны ему. И это тоже было его посильным открытием. Никто не «льстил» ему на пароме. И он почему-то не мог взглянуть свысока на людей, которые его окружали.
В нем пробуждается мысль о том, что он в этом огромном шире лишь частица, но частица народа. «Да, совсем новый, другой, новый мир»,- думал Нехлюдов, глядя на эти... грубые одежды и загорелые, ласковые и измученные лица и чувствуя себя со всех сторон окруженным совсем новыми людьми с их серьезными интересами, радостями и страданиями настоящей трудовой и человеческой жизни».
Нехлюдов - еще и продукт эпохи. К концу XIX века дворянство вместе с буржуазией вступило в кризисную фазу существования. В России назрела революция, которая и потрясла самодержавие и весь российский уклад в 1905 году. Нехлюдов - не просто еще один образ «кающегося дворянина», но и дворянина, осознавшего необходимость упразднения всего существующего несправедливого строя. И осознавал он это в процессе своих «хождений по мукам», по инстанциям, вплоть до сената и царя. Логика исканий исхода привела его к ссыльным революционерам, и это также была логика истории: в стране созрели силы, готовые сокрушить строй.
Сложное сцепление событий, искусный ввод новых лиц, воссоздание всех оттенков в характерах, их «текучести» сообщают роману Толстого пронзительную силу достоверности, захватывающий интерес, и вызывают безраздельное читательское доверие к правдивости и добросовестности художника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Высокая оценка творчества Толстого была дана еще при жизни писателя. Дискуссия, развернувшаяся вокруг романа «Воскресенье» говорит и о неординарности данного произведения, и о его злободневности, и о важном месте в творчестве писателя. А признание «Воскресенья» классикой русской литературы свидетельствует о его высоких художественных достоинствах.
В этом произведении писателя простой человек из народа впервые в истории мирового искусства осознал себя духовно и нравственно как силу, способную влиять на судьбы мира. Необычайное внимание к его психологии позволило углубить анализ социальных противоречий, расширить объем повествования за счет такого открытия, как «поток сознания», в основе которого лежат разнообразные связи героя с реальной действительностью.
Толстой проделал огромную работу на пути изображения народа в романе «Воскресенье» как здоровой нравственной основы жизни. Образ «мужицкой» России в его произведениях впервые предстал в таких огромных масштабах не как аллегория, а в своих реальных и зримых очертаниях. Толстой усовершенствовал принцип «текучести» человеческих характеров, основные формы психологического анализа (внутренний монолог, диалог, психологический портрет) до такой степени, что его творчество в целом рождает ощущение необходимости перемен, насильственного искоренения отживающих форм жизни. Оно знаменовало собой новый этап в развитии критического реализма, изменения внутри этого метода.
Непреходящая художественная ценность романа «Воскресенье», как и других произведений Толстого очевидна. Он много сделал для демократизации литературы и высшее ее предназначение видел в том, чтобы наслаждаться человеком. Толстой как художник навсегда останется образцом верности жизненной правде, образцом высокого служения своему народу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айзерман Л. С. Русская классика накануне XXI века // Литература в школе. — 1997. — № 2.
2. Буслакова Т.П. Русская литература XIX века. М.: Высшая школа, 2003.
3. Выгалов Г. Н. Они писали Льва Толстого // Литература в школе. — 1998. — № 6.
4. Гарин И.И. Неизвестный Толстой. СП «Фолио», Харьков, 19935. Гиленсон Б.А., Кременцов Л.П., Суматохина Л.В. Русская литература XIX века. 1880-1890. / Под ред. Джанумова С.А., Кремецова Л.П. - М.: Флинта-Наука, 2006 г.
6. Гудзий Н. К., Маймин Е. А. Роман Л. Н. Толстого «Воскресение» // Толстой Л. Н. Воскресение. М., 1964.
7. История русской литературы XIX века. Вторая половина. М., 1990.
8. Л.Н. Толстой: pro et contra Личность и творчество Льва Толстого в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. СПб.: Издательство РХГИ, 2000.
9. Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX века. В 3-х частях. - М., 1995.
10. Лебедев Ю. В. Судьба человека и смысл его жизни в мироощущении Л. Н. Толстого // Литература в школе. — 1991. — № 1.
11. Ломунов К. Н. Лев Толстой о романе «Воскресение» // Роман Л. Н. Толстого «Воскресение»: Историко-функциональное исследование / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1991.
12. Смирнова Л. Русская литература конца XIX – начала XX века (учебник для вузов). М, ЛАКОМ, 2001.
13. Тарасов Б. Н. Дневники Л. Н. Толстого // Литература в школе. — 1997. — № 1.
14. Толстой Л.Н. Воскресенье. — М.: Художественная литература, 1977.
15. Шкловский В. Лев Толстой. Жизнь Замечательных Людей. М.: Молодая Гвардия, 1967.
[1]Ломунов К. Н. Лев Толстой о романе «Воскресение» // Роман Л. Н. Толстого «Воскресение»: Историко-функциональное исследование / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1991. С. 23.
[2] Смирнова Л. Русская литература конца XIX – начала XX века (учебник для вузов). М, ЛАКОМ, 2001. С. 196.
[3]Тарасов Б. Н. Дневники Л. Н. Толстого // Литература в школе. — 1997. — № 1.
[4]Гудзий Н. К., Маймин Е. А. Роман Л. Н. Толстого «Воскресение» // Толстой Л. Н. Воскресение. М., 1964. С. 118.
[5] История русской литературы XIX века. Вторая половина. М., 1990. С. 214.
[6] Ломунов К. Н. Лев Толстой о романе «Воскресение» // Роман Л. Н. Толстого «Воскресение»: Историко-функциональное исследование / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1991. С.29.
[7] Там же. С. 29.
[8]Тарасов Б. Н. Дневники Л. Н. Толстого // Литература в школе. — 1997. — № 1.
[9]Шкловский В. Лев Толстой. Жизнь Замечательных Людей. М.: Молодая Гвардия, 1967. С. 211.
[10]Лебедев Ю. В. Судьба человека и смысл его жизни в мироощущении Л. Н. Толстого // Литература в школе. — 1991. — № 1.
[11]Смирнова Л. Русская литература конца XIX – начала XX века (учебник для вузов). М, ЛАКОМ, 2001. С. 199.
[12]Толстой Л.Н. Воскресенье. — М.: Художественная литература, 1977. С. 156.
[13] Там же. С. 109.
[14] Там же. С. 87.
[15] Там же. С. 89.
[16]Толстой Л.Н. Воскресенье. — М.: Художественная литература, 1977. С. 38.
[17]Толстой Л.Н. Воскресенье. — М.: Художественная литература, 1977. С. 41.
[18]Толстой Л.Н. Воскресенье. — М.: Художественная литература, 1977. С. 63.