Клоуны – просто раскрашенные идиоты. Я думаю, что они напрасно притворяются, будто они нарочно идиоты, наверно, такие и есть. Разве станет умный человек подставлять морду под пощечину, кататься по грязным опилкам и мешать служителям убирать ковер? Совсем не смешно. Одно мне понравилось: у того клоуна, у которого сзади было нарисовано на широких штанах солнце, чуб на голове вставал и опускался... Еще ухо, я понимаю, но чуб! Очень интересный номер!
Жеребец-толстяк, а что он неоседлан, совсем не важно. У него такая широкая спина, даже с выемкой, что пляши на ней, как на хозяйской постели, сколько хочешь. Прыгал он лениво. Словно вальсирующая корова... А мисс Каравелла все косилась трусливо на барьер и делала вид, что она первая наездница в мире. Костюм славненький: вверху ничего, а посередине зеленый и желтый бисер. И зачем она так долго ездила?
Жеребец под конец так вспотел, что я расчихался. Не интересно.
Потом поставили круглую решетку, подкатили дверям клетку, и вышли львы. Вышли... и зевают. Хорошие дикие звери! Зина немножко испугалась (девчонка!), но ведь я сидел рядом. Чего же бояться? Львы долго не хотели через укротительницу прыгать: уж она их упрашивала и под шейкой щекотала и на ухо что-то шептала и бичом под брюхо толкала. Согласились – и перепрыгнули.А потом завязала им глаза белыми лентами, взяла в руки колокольчик и стала играть с ними в жмурки. Один сделал три шага и лег. Другой понюхал и пошел за ней. Обман! Я сам видел – у нее в руке был маленький кусочек мяса... Неинтересно!
Выходило еще голландское семейство эквилибристов. Папа катался на переднем колесе велосипеда (отдельно!), мама на другом колесе (тоже отдельно!), сын скакал верхом на большом мяче, а дочка каталась и широком обруче задом наперед... Вот это здорово!
Потом летали тарелки, ножи, лампы, зонтики, мальчики и девочки. Ух! Я даже залаял от радости. А под конец все семейство устроило пирамиду. Внизу папа и мама, на плечах две дочки, у них на плечах мальчик, у него на плечах собачка, у собачки на плечах... котенок, а укотенка на плечах... воробей! Трах! И все рассыпало, закувыркалось по ковру и убежало за занавеску... Браво! Бис! Гав-гав-гав!
Примерное направление анализа.
Не утрачивает своей колоритности комизма «Дневник фокса Микки», пародирующий расхожий в эмигрантской среде жанр воспоминаний. Мотивировки фантастического, имитация полного правдоподобия «событий», «мыслей» и «слов» фокса не только продолжают известную в русской и мировой детской литературе традицию выдавать в качестве «повествователя» зооморфный образ, но и создают совершенно оригинальный, отличный от чеховского («Каштанка», «Белолобый»), андреевского («Кусака»), купринского («Изумруд», «Ю-ю», «Белый пудель») образ, в котором соединяется детское, «девочкинское» и собственно «щенячье», рождая очень верную веселую составляющую внутренней формы образа детства.
Приложение 4
Стихотворные тексты
Стихотворные произведения Саши Черного, благодаря их ритмичности, емкости поэтической фразы, яркой образности, воспринимаются и заучиваются детьми с удовольствием. Три рекомендуемых стихотворения нацелены на формирование образа бытия.
ИЗ КНИГИ «ДЕТСКИЙ ОСТРОВ»
ДЕТЯМ
Может быть, слыхали все вы – и не раз,
Что на свете есть поэты?
А какие их приметы,
Расскажу я вам сейчас:
Уж давным-давно пропели петухи...
А поэт еще в постели.
Днем шагает он без цели,
Ночью пишет все стихи.
Беззаботный и беспечный, как Барбос,
Весел он под каждым кровом,
И играет звонким словом,
И во все сует свой нос.
Он хоть взрослый, но совсем такой, как вы:
Любит сказки, солнце, елки, –
То прилежнее он пчелки,
То ленивее совы.
У него есть белоснежный, резвый конь,
Конь – Пегас, рысак крылатый,
И на нем поэт лохматый
Мчится в воду и в огонь...
Ну так вот, – такой поэт примчался к вам:
Это ваш слуга покорный,
Он зовется «Саша Черный»...
Почему? Не знаю сам.
Здесь для вас связал в букет он, как цветы,
Все стихи при свете свечки.
До свиданья, человечки! –
Надо чайник снять с плиты...
Учащиеся анализируют стихотворение, ориентируясь на вопросы учителя.
1. Кому адресовано стихотворение?
2. Какие обращения подчеркивают отношение Саши Черного к адресату?
3. Какие черты вмещает образ поэта, согласно данному тексту?
4. Через какие детали обрисовывается облик поэта?
5. Как имитируется разговорная речь? Как этому способствуют сравнения?
6. Какие тропы и фигуры помогают донести смысл поэтического высказывания?
ИЗ ЦИКЛА «ВЕСЕЛЫЕ ГЛАЗКИ»
ПРИГОТОВИШКА
Длиннохвостая шинель.
На щеках румянец.
За щекою карамель,
За спиною – ранец.
Он ученый человек.
Знает, что ни спросим:
Где стоит гора Казбек?
Сколько трижды восемь?
В классе он сидит сычом
И жует резинку.
Головенка куличом,
Уши, как у свинки.
А в карманах – целый склад:
Мох, пирог с грибами,
Перья, ножик, мармелад,
Баночка с клопами.
В переменку он, как тигр
Бьется с целым классом.
Он зачинщик всяких игр,
Он клянется басом.
Возвращается домой:
Набекрень фуражка,
Гордый, красный, грудь кормой,
В кляксах вся мордашка.
«Ну, что нового, Васюк?» –
Выбежит сестренка.
Он, надувшись, как индюк,
Пробурчит: «Девчонка!..»
Схватит хлеба толстый ком,
Сбросит пояс с блузы
И раскроет милый том –
Робинзона Крузо.
1. Какие свойства повествовательной и описательной лирики соединило данное стихотворение?
2. Благодаря каким деталям создан образ приготовишки?
3. Какими глаголами обозначены действия персонажа? Как они помогают в обрисовке характера?
4. Благодаря какому приему рисуется круг увлечений героя? В чем вы видите типичность всех упомянутых явлений?
5. Через какие эпитеты передано авторское отношение к изображаемому?
ИЗ ЦИКЛА «ПЕСЕНКИ»
МАМИНА ПЕСНЯ
Синий-синий василек,
Ты любимый мой цветок!
У шумящей желтой ржи
Ты смеешься у межи,
И букашки над тобой
Пляшут радостной гурьбой.
Кто синее василька?
Задремавшая река?
Глубь небесной бирюзы?
Или спинка стрекозы?
Нет, о нет же...
Всех синей
Глазки девочки моей.
Смотрит в небо по часам.
Убегает к василькам.
Пропадает у реки,
Где стрекозы так легки –
И глаза ее, ей-ей,
С каждым годом все синей
1. Как можно охарактеризовать пафос данного стихотворении?
2. Что в данном стихотворении напоминает о лирической песне?
3. Какие риторические фигуры способствуют выражению переживания?
4. Какие свойства чистой лирики несет это стихотворение?
5. Какие картины и детали помогают создать образ?
6. Охарактеризуйте способ рифмовки и особенности строфики данного стихотворения.
[1] Седых А. Юбилей без речей // Сегодня. Рига.-1930.- 20 марта.
[2] Гумилев Н.С.Письма о русской поэзии. - М.: Современник, 1990. - С. 102
[3] Соколов А.Г. Проблемы изучения литературы русского зарубежья // Филология. – 1991. - №5. – С.148-149.
[4] Воспоминания В.А.Добровольского о Саше Черном // Русский глобус. – 2002. - №5. – С. 50-51.
[5] Письма Саши Черного к Горькому / Горький и его современники. Вып. 2. – М., 1989. – С. 25.
[6] Карпов В.А. Проза Саши Черного в детском чтении // Школа. - 2005. - №4. – С. 1
[7] Евстигнеева Л.А. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы. – М.: Наука, 1968. - С. 201.
[8] Там же. – С. 202.
[9] Карпов В.А. Проза Саши Чёрного в детском чтении // Школа. - 2005. - № 4. - С. 2.
[10] Усенко Л.В. Улыбка Саши Черного // Черный Саша. Избранное. - Ростов н/Д., 1990. - с. 10.
[11] Усенко Л.В. Улыбка Саши Черного // Черный Саша. Избранное. - Ростов н/Д., 1990. - с. 7.
[12] Черный Саша. Собрание сочинений: В 5 т. - М.: Эллис Лак, 1996. - Т. 5. - с. 555.
[13] Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М.: Флинта; Наука, 1999. - с. 202.
[14] Колесникова О.И. Заметки о языке поэзии для детей // Русский язык в школе. - 1994. - № 4. - с. 57.
[15] Кривин Ф. Саша Черный // Черный Саша. Стихотворения. - М.: Художественная литература, 1991. - С.565.
[16] Черный С. Саша Черный: Избранная проза. - М., 1991. - С. 5.
[17] Черный С. Саша Черный: Избранная проза. - М., 1991. - С. 28
[18] Черный С. Саша Черный: Избранная проза. - М., 1991. - С. 35.
[19] Сирин В. Памяти А.М.Черного // Последние новости. – Париж. – 1932. – 13 августа.
[20] Он смеялся, когда было совсем не смешно, а когда было смешно – совсем не смеялся… // Публичные люди. - 2003. - №10. – С. 23-24.
[21] Воспоминания В.А.Добровольского о Саше Черном // Русский глобус. – 2002. - №5. – С. 45-48.
[22] Евстигнеева Л. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы. – М., 1968. – С.57-58
[23] Карпов В.А. Проза Саши Черного в детском чтении // Школа. – 2005. - №4.
[24] Воспоминания В.А.Добровольского о Саше Черном // Русский глобус. – 2002. - №5. – С. 49
[25] Евстигнеева Л. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы. - М., 1968. – С. 60-61
[26] Карпов В.А. Проза Саши Черного в детском чтении // Школа. – 2005. - №4. – С. 4-5
[27] Копылова Н.И. Стиль »Солдатских сказок» С. Черного // Народная и литературная сказка. – Ишим, 1992. – С. 11-12.
[28] Иванов А.С. «Жил на свете рыцарь бедный» // Черный Саша. Избранная проза. – М.: Книга, 1991.
[29] Что кому нравится: Стихи, сказки, рассказы, повести. - М.,1993. - С. 191.
[30] Избранная проза. - М., 1991. – С.15; Там же. – С. 14.
[31] Там же. – С. 14.
[32] Избранная проза. - М., 1991. – С.15; Там же. – С. 28.