Смекни!
smekni.com

Роман Д. Дидро "Монахиня" как разоблачение (стр. 3 из 3)

Дидро в своем романе раскрывает читателю всю подноготную церковной жизни? О которой знает не по наслышке. По желанию семьи юный Дени готовил себя к духовной карьере, в 1723-28 учился в лангрском иезуитском коллеже, а в 1726 стал аббатом. В этот период он был религиозен, часто постился и носил власяницу. В 1728 или 1729 Дидро прибыл в Париж для завершения образования. По некоторым свидетельствам, он учился там в янсенистском коллеже д'Аркур, по другим — в иезуитском коллеже Людовика Великого. Предполагают также, что Дидро посещал оба этих учебных заведения и что именно взаимные нападки иезуитов и янсенистов отвратили его от избранной стези[11].

Дидро был атеистом, он был привержен гуманистическим идеалам и высоким представлениям о человеческом долге. «Монахиня» - это своеобразный крик, попытка раскрыть глаза, протест против насилия над человеческой судьбой.

5. «Монахиня» как первый роман о правах человека и общественные права женщины

В романе читатель видит, как ущемляются права человека…женщины. Сейчас это кажется вопиющей несправедливостью. «Да как? Как можно? Да я бы!», - эти слова проносятся в голове на протяжении всего романа у читателя. Но тогда это считалось нормой. И вот что ужасает – до того, как началась революция, люди терпели.

После революции была создана «Декларация прав человека и гражданина», которую утвердили 26 августа 1789 г. В ней отразились идеи естественного права, которые были тогда теоретическим оружием борьбы всех угнетенных классов против феодального строя. В декларации был сформулирован ряд демократических и гуманистических принципов.

Провозглашение свободы и равенства (речь шла тогда только о политическом равенстве и равенстве перед законом) естественными и неотчуждаемыми правами человека было направлено против деспотизма и сословного строя.

Что же касается женских прав, об этом позаботились гораздо позже.

Слово (фр.) «Homme»в названии документа может переводиться на русский язык как «человек» и как «мужчина». В 1789 году текст декларации относился исключительно к мужчинам. С самого начала это вызывало возражения со стороны феминисток. Так, в сентябре 1791Олимпия де Гужопубликовала пародийную «Декларацию прав женщины и гражданки». После принятия Конституции Четвертой французской республики от 13 октября 1946 года, женщины были уравнены в правах с мужчинами, и Декларация стала пониматься как относящаяся к каждому человеку, независимо от пола[12].

Роман «Монахиня» - это пример того, как ущемлялись в обществе права женщины. Если не было должной материальной опоры у юной девушки, ее никто не брал замуж. Более того, ее отправляли в монастырь и запирали там, словно в тюрьме. Не говоря уже, о правах духовных. Дети не должны искупать грехи своих родителей.

6. Особенности стиля написания

Открыв первые страницы романа «Монахиня», читатель понимает, что произведение написано в эпистолярном жанре. Главная героиня ведет переписку с неким маркизом де Круомара, которому рассказывает все, что с ней произошло и просит помощи. Первые несколько глав мы помним о маркизе, но чем дальше углубляется автор в судьбу героини, тем тоньше становиться нить связи с адресатом, а иногда и вовсе теряется. Создается впечатление, будто Сюзанна Симонен пишет непосредственно вам. За счет этого приема, читатель пуще вникает в проблемы героини и с головой ныряет в переживания.

Эпистолярный романилироман в письмах — разновидность романа, представляющая собой цикл писем одного или нескольких героев этого романа. В письмах выражается душевное состояние героев, муки, отражена их внутренняя эволюция[13].

В романе «Монахиня» Дидро проявляет рассудочность, реализм, ясный прозрачный стиль, чувство юмора, а также отсутствие словесных украшений. Автор пытается донести до читателя истинную Францию XVIIIвека, без мишуры и украшений, без попыток сделать ее лучше. «Монахиня» - роман – реальность того времени.


Выводы

В данной работе мы раскрыли тему преступления, совершенного обществом и церковью, против Сюзанны Симонен и подобных ей монахинь, в романе Дени Дидро «Монахиня».Нами так же был раскрыт идейно-художественного смысл романа. Мы изобразили его содержания, в контексте времени, как способ протеста против социальных «законов» XVIIIвека.

Нам удалось изучить роль романа «Монахиня» в жизни Франции тех времен. Мы отследили то, как затрагиваются правовые аспекты жизни человека в романе и его эмоциональное состояние ввиду тяжелых обстоятельств.

Удалось так жеопределить факторы, влияющие на становление личности в условиях неволи и деспотичного обращения, которые применяли к главной героине романа «Монахиня». Так же нам удалось изучить основу сюжетной линии и подробности разоблачения монашества в даном произведении.

По своей разоблачительной силе трагическая повесть Дидро о монахине–невольнице не имеет себе равных в литературе 17 века. Проницательно раскрыв психологию религиозного аскетизма Дидро сумел показать процесс перерождения человеческого сознания под давлением религии, и этим повесть в значительной степени выходит за рамки просветительского мировоззрения – она вполне может занять место в реалистической литературе 19 века.

Ссылки

[1] - http://slovo.ws

[2], [3] - http://webcache.googleusercontent.com

[4], [5], [6], [7] - http://lib.ru

[8], [9], [10] - Дидро Д. Собрание сочинений, тт. 1–10. М. – Л., 1935–1947

[11] - Барская Т.Э. Дени Дидро, 1713–1784. М. – Л., 1962

[12] - Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 1996

[13] - Рогинская О.О.Роман в письмах как тип художественного текста // Текст. Интертекст. Культура: Материалы междунар. науч. конф. (Москва, 4-7 апр. 2001 г.). - М., 2001

Список литературы

1. Гачев Д.И. Эстетические взгляды Дидро. М., 1961

2. Акимова А.А. Дидро. М., 1963

3. Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М., 1980

4. Длугач Т.Б. Дени Дидро. М., 1986

5. Дидро Д. Мои Салоны. М., 1993

6. Рогинская О.О.Роман в письмах как тип художественного текста // Текст. Интертекст. Культура: Материалы междунар. науч. конф. (Москва, 4-7 апр. 2001 г.). - М., 2001

7. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 1996

8. Барская Т.Э. Дени Дидро, 1713–1784. М. – Л., 1962

9. Дидро Д. Собрание сочинений, тт. 1–10. М. – Л., 1935–1947

10. http://slovo.ws

11. http://webcache.googleusercontent.com

12. http://lib.ru

13. http://ru.wikipedia.org

14. http://www.radicalfree.org

15. http://www.ex.ua/ru/audio