Кто такой Раскольников и кто такой Парфюмер? То в них, что наиболее соответствует нашим личным представлениям о красоте, счастье, успехе и самоутверждении, о любви, вызывает ощущение сопереживания, в каком-то смысле тяги к главным героям обоих романов, как бы ни казалась ужасающей для кого-то их жизнь, их решения, поступки. Во время чтения мы лелеем надежду, пропитываемся любопытством, жаждой осуществления ненасытного читательского желания пережить вместе с героями острые моменты славы, счастья, любви, достижения целей, чтобы какое-то время жить книжной реальностью, ощущать те чувства и переживать те события, которых в нашей реальной жизни нет, которых почему-то не хватает, которые по каким-то причинам случаются в реальности очень редко.
Примечательно, что оба автора создают «историю одного убийцы».В романе Зюскинд уловил нюансы, суть и причины возникновения человеческих стремлений, строительство линии судьбы, прочувствовал свободу от излишних посягательств на частную душевную жизнь. Гренуй предстает перед читателем человеком (именно человеком, а не мерзким существом-убийцей), который вполне имел право на существование, на радости и печали, на выбор жизненного кредо, как и каждый из живущих. Получилось так, что он, как и Раскольников у Достоевского, не поступился человеческими жизнями, возненавидел людей и тем самым пробудил чуть ли не самую глубинную, самую потаённую и схороненную в самом тёмном и недоступном уголке сторону внутренней жизни человека.
Роман напоминает живущим в цивилизации 21 века о том, какова наша природа, каковы наши корни, идущие с древне-архаических времён: каждый ощущает самого себя, каждый воспринимает мир сквозь себя, каждый всегда присутствует рядом с собой, тем самым любя людей, в которых любит себя, любя мир, в котором находит себя, любя результаты собственного труда. Гренуй был лишён любви к людям, потому что видел и понимал, что они обладали тем, что ему было несвойственно и недоступно. И эту частичку Гренуя всякий человек может найти в себе, если злится на другого за то, что в нем есть что-то ему самому несвойственное; в тот момент, когда он в одиночестве чувствует прилив счастья, что наконец-то может заняться любимыми делами без помех и вмешательств других.
В контексте общественной этики подобные явления обычно называют «человеческими слабостями», а в религиозном контексте - «грехами». То есть чем-то с негативной окраской. Причина всему этому – человеческая природа, которая неизменна или меняется очень медленно. Это еще раз подтвердил Зюскинд, развернув сцену подготовки к казни и превратив ее в вакханалию, обнажив перед читателем оргиастическую и каннибалистическую сцены, чему присвоил название «любовь». Те лица, которые всячески стараются похоронить таковую природу (в себе и в других) по причине её несовместимости с их морально-этическими и религиозными представлениями, в данном случае окажутся тем самым на месте обманутых, введённых в заблуждение запахом Гренуя одержимых лиц, которые после оргии делают вид, что этого никогда не было. Любой намёк в эту сторону встречает у них буйный отпор. Делают ли они это в целях защиты своих противоречивых теорий, очередного подтверждения правоты того, во что они верят, или не представляя, что мир может быть устроен несколько иначе, чем им кажется – в любом случае, такие личности необъективны. Но таковых множество.
Таким образом, общие итоги данной работы можно свести к следующим моментам:
1. Романы “Преступление и наказание” и «Парфюмер» являются исследованиями в литературы личности героя-индивидуалиста, человека “идеи” и “идеологии”, совершающего преступление против собственной природы (натуры) и Бога.
2. Достоинством романов является тонкий и удивительно точный психологический анализ “пограничных” состояний человеческого разума и души, состояний борьбы Добра и Зла, разума и сердца, Бога и Дьявола в героях.
3. В “Преступлении и наказании” Ф.М.Достоевский определил свою авторскую позицию христианского человеколюбия и сострадания, которая получила дальнейшее развитие в его произведениях, таких как “Братья Карамазовы”, “Бесы” и др. Созвучной представляется мысль Зюскинда о невозможности достижения совершенства вне любви к людям, вне сопричастности их страданиям.
ЛИТЕРАТУРА
1. А.С. Пушкин. Евгений Онегин // Пушкин А.С. Сочинения в 3-х. т., Т. 2. – М.: Худож. Лит., 1987. – 528 с.
2. Бахтин М.М. проблемы поэтики Достоевского – М., 1979.
3. Белик А.П. Художественные образы Ф.М. Достоевского. Эстетические очерки – М.: Наука, 1974.
4. Белов Д.С. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». – Л., 1979.
5. Волгин И. Последний год Достоевского – М., 1991.
6. Волгин И. Родиться в России. Достоевский и современники. Жизнь в документах // «Октябрь», 1990, № 3-5, книга I.
7. Диво Барсотти. Достоевский. Христос – страсть жизни – М., 1999.
8. Достоевский материалы и исследования. – Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1985. Вып.6.
9. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание». – Петрозаводск: Карелия, 1970.
10. Достоевский Ф.М. Дневник писателя // Литературное наследие. – М., АН СССР, 1965.
11. Достоевский художник и мыслитель: Сб. статей. – М.: Худ. Лит-ра, 1972.
12. Егоров О.Г. Русский литературный дневник XXI века. История и теория жанра: Исследование / О.Г. Егоров. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 280 с.
13. Записные тетради Ф.М. Достоевского. – М.-Л., 1935 г.
14. Зверев. Преступления страсти // Иностранная литература 1991, № 8.
15. Зюскинд П. Парфюмер: История одного убийцы: Роман / Пер. с нем. Э. Венгеровой. – СПб.: Издательский Дом «Азбука классика», 2006.–304с.
16. Зюскинд П. Литературная амнезия (см. Интернет-источник № 35).
17. Карякин Ю.Ф. Самооборона Раскольникова // Достоевский и канун XXI века – М., 1989.
18. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова (книга о романе Достоевского «преступление и наказание»). – М.: Советский писатель, 1974
19. Кожинов В.В. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского // Три шедевра русской классики – М., 1971.
20. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского – М., 1991.
21. Лебедев Ю.В. преступление и наказание Родиона Раскольникова // Лебедев Ю.В. В середине века – М., 1988. – с. 258-274.
22. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское мировоззрение – М.: «Республика», 1994.
23. Мочульский К.В. Великие русские писатели XIX века – СПб., 2001. – с. 105-133.
24. О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов: Сб. статей – М., 1990.
25. Писарев Д.И. Борьба за жизнь // Писарев Д.И. Литературная критика: В 3-х т., Т.3 – Л.,1981.
26. Подготовительные материалы к роману «Преступление и наказание» // Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 10-ти т., Т8 – М.: Гослитиздат, 1956.
27. Суслова А.П. Годы близости с Достоевским – М., 1928.
28. Тюнькин К. Бунт Родиона Раскольникова // Достоевский Ф.М. Преступление и наказание – Л.: Художественная литература, 1974.
29. Фриндлендер Г.М. Реализм Достоевского – М.: Литература, 1964.
30. Этов В.И. Достоевский (очерк творчества). – М., 1968.
31. http://www.zuskind.ru
32. www.lib.mediaring.ru
33. www.neponimanie.ru
34. www.Раскольников.ru
[1] А.П.Суслова. Годы близости с Достоевским: Москва, 1928 г.
[2] Н.Щедрин (М.Е.Салтыков) Полн. собр. соч. Т.6.Москва, 1941 г.
[3] Из письма к А.Е.Врангелю от 31 марта 1865 года.
[4] Там же.
[5] Ф.М.Достоевский. Дневник писателя. М. –Л., 1996 г. С. 123.
[6] Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Петрозаводск: Изд-во «Карелия», 1970, С.4. Здесь и далее роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» цитируется по этому изданию, ссылки на произведение даются в тексте работы с указанием страниц в скобках.
[7] Зюскинд П. Парфюмер: История одного убийцы: Роман/ Пер. с немецкого Э. Венгеровой. – СПб.: Изд. Дом «Азбука-классика», 2006, С.6. Здесь и далее роман П. Зюскинда цитируется по этому изданию, ссылки на произведение даются в тексте работы с указанием страниц в скобках.
[8] Зюскинд П. Парфюмер, С.21, 26
[9] Зюскинд П. Парфюмер, С.51
[10] Достоевский Ф.М. преступление и наказание, С.3,7.
[11] Зюскинд П. Парфюмер, С.7,9
[12] Зюскинд П. Парфюмер, С.9
[13] Достоевский Ф.М. Преступление и наказание, С,29
[14] Зюскинд П. Парфюмер, С.7-8.
[15] Зюскинд П. Парфюмер, С.9
[16] Достоевский Ф.М. Преступление и наказание, С.25
[17] Белов Д.С. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание. М., 1985. С. 24.
[18] Зверев. Преступление страсти // Иностранная литература 1991, №8, С. 215.
[19] Там же, С.215.
[20] Зюскинд П. Парфюмер, С.292
[21] Там же, С.281
[22] Достоевский Ф.М. Преступление и наказание, С.6
[23]Т.Манн. Собр. соч. в десяти томах. Т.10. Москва, 1961 г.
[24] Н.С.Кашкин. Дело Петрашевцев. Москва-Ленинград, 1965 г.
[25] Цит. По: Диво Барсотти. Достоевский. Христос – страсть жизни – М., 1999. См. также: Достоевский материалы и исследования. – Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1985. Вып.6.
[26] Записные тетради Ф.М.Достоевского, Москва-Ленинград, 1935 г.
[27]Зверева А. Преступление страсти // Иностранная литература. – 2001. – №7)