Смекни!
smekni.com

Алхимический сюжет в готическом романе. Питер Акройд "Дом Доктора Ди" (стр. 6 из 8)

Ди вернулся в Англию в 1589. За шесть лет его отсутствия библиотека в Мортлейке, в создание которой Ди вложил столько сил и средств, была разворована, многие ценные книги и научные инструменты утрачены.

Вскоре после возвращения Ди познакомился с Томасом Хэрриотом. Вдвоём они обсуждали предъявленные Хэрриоту и Рэли обвинения в атеизме, а также различные вопросы математики и естественных наук. В 1590 Хэрриот послал Ди копию одного из своих трудов с надписью «Моему дорогому другу».

В течение нескольких лет Ди пытался добиться назначения на какой-нибудь пост и компенсировать материальные потери, понесённые за время путешествий с Келли. Сперва он добивался назначения на должность Магистра Креста Св. Иоанна (?). Его прошение было одобрено Елизаветой, при условии, что своё согласие даст также архиепископ Кентерберийский. Однако тогдашний архиепископ Джон Уитгифт так и не дал своего одобрения.

В 1592 (1596) Ди, наконец, был назначен ректором Колледжа Христа в Манчестере. Однако он с трудом справлялся со своими обязанностями, поскольку находившиеся под его началом коллеги не желали подчиняться «злому волшебнику». Вполне возможно, что Елизавета назначила Ди на этот пост в первую очередь для того, чтобы удалить его из Лондона.

В 1605 в Манчестере разразилась чума, унёсшая жизни жены Ди и нескольких его детей. Ди переехал в Лондон, где и умер в бедности в конце 1608 или в начале 1609.

Ди трижды был женат и имел восемь детей. Его старший сын, Артур Ди также занимался алхимией и герметической философией. Джон Обри даёт следующее описание внешности Ди: «Он был высок и худощав. Он носил халат, подобный тем, что носят художники, с раскрытыми от локтя рукавами и длинным разрезом. Очень ясное, румяное лицо… длинная молочно-белая борода. Очень красивый человек».

Достижения

Мировоззрение

Ди был набожным христианином, но в его мировоззрении немалую роль играли философские доктрины герметизма, платонизма и пифагорейства, широко распространившиеся в эпоху Ренессанса.

Ди верил, что число есть основа и мера всех вещей во Вселенной, и что сотворение мира Господом было «актом исчисления». Из герметической философии Ди вынес представление о том, что человек потенциально способен обрести божественную силу; при этом он верил, что божественности можно достичь, в совершенстве познав математику. Для Ди упражнения в каббале и вызове ангелов (которые были основаны на нумерологии) и углублённые занятия навигацией и другими приложениями математики) нисколько не противоречили друг другу, как мы можем полагать сегодня; напротив, они представляли собой два взаимосвязанных аспекта одной и той же деятельности.

Своей целью Ди считал преодоление раскола между протестантской и католической церквями путём обращения к незамутнённой теологии первых веков христианства и создание таким образом всеобщей мировой религии.

Что важно, Джону Ди приписывают авторство (мистфикацию) Манускрипта Войнича.[8]

Джон Ди являлся архитектором идеи Британской империи, был магом эпохи Возрождения и настоящим «елизаветинцем».

Енохианская Магия Джона Ди и Эдварда Келли использовалась как один из элементов Посвятительных Ритуалов, и секретных Инструкций в Ордене Золотой Зари. Впоследствии, Енохианская Магия была использована Алистером Кроули, написавшим по мотивам своих видений книгу "Видение и Голос"[2]. В настоящее время в Западных странах Енохианская Магия достаточно широко распространена в кругах людей увлекающихся эзотерикой, и является внушительным наследием, оставленным Джоном Ди миру.

Таким образом, Джон Ди является довольно- таки знаимой фигурой в истории ,и его персона по сей день вызывает споры и представляет собой огромное поле для размышлений и творчества. В художественной литературе Джон Ди встречается:

В знаменитом романе Густава Майринка «Ангел Западного окна» (Der Engel vom Westlichen Fenster, 1927) Джон Ди является одним из двух главных действующих лиц.

-В рассказе «Ужас Данвича» (The Dunwich Horror, 1928) Говард Ф. Лавкрафт приписывает Ди перевод Некрономикона на английский язык.

-Доктор Ди появляется в романе Майкла Муркока «Глориана» (1978).

Американский писатель Джон Краули сделал Джона Ди и Джордано Бруно героями тетралогии «Эгипет» (Ægypt, 1987-2007).

-Джон Ди неоднократно упоминается в романе Умберто Эко «Маятник Фуко» (1988) как приверженец герметической традиции.

-Герой романа Питера Акройда «Дом доктора Ди» (The House of Doctor Dee, 1994) приобретает в собственность дом, некогда принадлежаший Ди, и его судьба оказывается переплетённой с судьбой покойного учёного.

-Американский киноактёр и писатель-фантаст Армин Шимерман написал трилогию «Принц купцов» (The Merchant Prince, 2000—2003, первые два романа в соавторстве), где попытался дать научно-фантастическое толкование магическим практикам Ди и даже заставил последнего совершить путешествие в будущее.

-Джон Ди, наряду с другими известными личностями той эпохи возникает на страницах исторического романа Филиппы Грегори «Дурак Королевы» (The Queen’s Fool, 2004), действие которого происходит в 1550-е гг.

-Дом некого "великого мага Доктора Ди" упоминается в третьей главе первого романа трилогии Филипа Пулмана "Тёмные Начала".

Теперь вновь вернемся к книге Акройда и посмотрим как у него разворачивается история Доктора Ди и его связь с алхимическим учением.

Роман завязывается на том, что двадцатидевятилетний лондонец Мэтью получает в наследство от отца старинный дом; выясняется, что в XVI веке на этой жилплощади размещался доктор Ди, черный маг, алхимик и фокусник. И специализировался этот Ди, в частности, на создании гомункулусов. Роман двухъярусный: нечетные главы -про век шестнадцатый, про приключения Ди и его напарника Эдварда Келли, четные – про новоиспеченного владельца дома Мэтью.

Джон Див этой книге служит, прежде всего, в качестве связи между настоящим и прошлым дома, внутри которого развора чиваются действия. За счет таких частых переходов в Елизаветинскую Англию и в Англию наших дней ,за счет параллельности повествования создается ощущения еврейского текста –столба, где время показывается не как линейное, а как параллельное. Это связано с понятием Бейт- Мидраш[9], где основным принципом является рассмотрения какого-то понятия, предмета, действия , принципа, события , явления или персоналии через разные тексты.

В чем есть здесь аналогия с еврейским текстом, так это в том, что в еврейской традиции запрещено изображение человека( портреты, например),таким образом вся передача образа человека, его качеств и т.д. осуществлялась изначально через текст, отсюда такое большое количество книг в еврейской культуре. Так вот, в данной книге мы так же можем наблюдать описание человека не только через события, напрямую с ним связанными , не только через время ,но и через пространство.

Дом в этой книге есть некий портал для перемещения из одного времени в другое. Нередко Мэтью, тот персонаж, что живет в наши дни, видит то,что не должен видеть, видит отрывки из прошлого.

Интересно заметить, что роман Питера Акройда «Дом Доктора Ди» является своего рода путеводителем по миру алхимических фолиантов, энциклопедией для начинающих адептов алхимического учения .Так , на страницах «Дом Доктора Ди» можно встретить ссылки на такие книги ,как Deverbomirifico, Deartacaballistica, Deoccultiaphilosophia, Claviculasolomonis[10] и многие другие, о которых большинство современных людей услышат первый раз. А вот во времена Джона Ди, напротив- каждый шарлатан ,выдававший себя за алхимика или ученого любой другой области , обязан был иметь хотя бы маленькое представление о содержании этих Книг.

И все же, пробегаясь по названиям этих книг, наблюдая как персонажи тратят все время, усилия и деньги на теорию и практику тех положений , на которые эти книги опираются, нельзя не задаться вопросами. Для чего нужно было это знание? Что искали его адепты? Что оно давало, к чему приводило и чем на самом деле все это заканчивалось? А главное- почему сейчас авторы вновь и вновь к этому возвращаются?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно углубиться в сравнительный анализ главных героев романа- Джона Ди и Эдварда Келли. Интересно заметить, что персонажи являются своего рода двумя крайностями одного образа- адепта алхимии. И если один делает это, больше склоняюсь к стороне Добра(Джон Ди), то второй (Эдвард Келли) к стороне Зла. Разумеется, когда речь идет об алхимии, то такие понятия как Добро и Зло являются не совсем уместными ,но в данном случае они используются для архетипичного обозначения бинарности. Итак ,Джон Ди исследует алхимию как способ понять устройство мира, проникнуть в тайны бытия. С первых страниц романа нам становится ясным ,что цель его – -не богатство и слава, а знания ,служащие для помощи в том, что ему важно. Джон Ди в поиске harmoniamundi[11] Он уже давным-давно понял принцип Парацельса[12], согласно которому материальный мир есть просто напросто сгустившийся дым. В материальном мире исследовать что-то нет смысла. И тогда Джон Ди исследует высшие сферы, параллельные измерения. Согласно все тому же Парацельсу, все существующее на небесах ,есть и в самом человеке, и все духи существуют внутри нас. Таким образом, если познать устройство в нематериального, то можно автоматически помочь себе в материальном мире. И этим и занимается прославленный Джон Ди. Следую принципу «что наверху,то и внизу и наоброт» ,он занимается врачевательством. Причем , обычных врачей он презирает за их гнилостность, не желания развиваться и страх ответственности( они лучше пропишут «сиропчик», чем возьмутся за операцию).