струны и завладевает недрами души. В новелле “Сапфировый крест” мы впервые сталкиваемся с той глубокой душевной силой, с которой патер обрушивается на преступника. Находясь один на один с вором, который хочет украсть у него драгоценный крест, патер показывает душевную стойкость. Браун убежден в силе нравственных законов, поэтому он не боится преступника, его угроз, только снова призывает грешника к закону нравственному. “Представьте алмазные леса, что луна – синяя, сплошной огромный сапфир. Но не думайте, что это все хоть на йоту изменит закон разума и справедливости. Среди жемчужных утесов вы найдете все ту же заповедь: “Не укради”[20].
Надо заметить, что Честертон из рассказа в рассказ, иногда навязчиво, подчеркивает нелепость внешнего поведения патера, чтобы выделить его высокие внутренние качества и глубину ума. В рассказе “Сапфировый крест” патер показан смешным и неуклюжим: “Валантен изучил всех; дойдя до низенького священника, он чуть не рассмеялся”[21]. В самом конце рассказа, который завершается триумфом Брауна, Честертон снова подчеркивает нелепое поведение священника: “И они, полицейские, стояли, обнажив головы, пока сельский священник шарил в темноте, пытаясь найти зонтик”[22].
“Летучие звезды” вновь дают характерный облик патера: “Маленький священник подпрыгнул, как подстреленный”[23]. Похожий портрет Брауна и в рассказе «Странные шаги»: “С неожиданной для него легкостью он перепрыгнул через барьер и заболтал короткими ножками, словно мальчишка на заборе”[24].
Оставляют желать лучшего и физические способности Брауна, что тоже неоднократно обыгрывается Честертоном. Священник не наделен силой Шерлока Холмса, который с легкостью сгибает кочергу и обладает незаурядной физической подготовкой. Для писателя важно показать через контраст, что за, казалось бы, серой посредственностью патера, физической слабостью и внешней уязвимостью скрывается необычайная сила духа, твердость нравственной позиции, которая способна противоречить даже самому отчаянному преступнику.
Христианское учение помогает патеру бороться со злом . Каково же орудие перевоспитания отца Брауна? Это проповедь, обращенная к преступнику и настойчивое приглашение его к исповеди. Честертон писал в своей автобиографии о таинстве покаяния: “Исповедь дает нам новую жизнь и примиряет нас с миром. Радость дается не даром, она обусловлена раскаянием. Другими словами, цена ей – истина. Мы должны увидеть себя такими, какие мы есть”[25]. Таким образом, отец Браун помогает преступнику новыми глазами посмотреть на окружающий мир и на себя. Преступнику дается шанс изменить свою жизнь.
Итак, большую роль в процессе воздействия на преступника играет проповедь Брауна. Честертон делает слово главным методом воздействия патера, который никогда не подводит. Речь священника эмоциональна, наполнена необыкновенной патетикой и, в то же время, здравомыслием. Так, в рассказе “Летучие звезды” Браун обращается к Фламбо и пытается удержать его от дальнейших преступлений, приводя примеры из реальной жизни, когда благородный разбойники, “веселые грабители богатых кончали в мерзости и грязи”[26]. А в “Сапфировом кресте” проповедь Брауна очень напоминает священное писание.
Автор строит сюжет так, чтобы доказать результативность проповеди Брауна. Так, в рассказе “Странные шаги” священник останавливает преступника призывом к исповеди, а после отпускает на волю и уверенно произносит: “Я поймал его невидимым крючком на невидимой леске, такой длинной, что он может уйти на край света, но все же вернется, как только я потяну”[27]. А в “Летучих звездах” и в “Сапфировом кресте” вор, как завороженный, слушает Брауна. В рассказе “Око Апполона” Честертон также демонстрирует действие слов патера на преступника, чей пьедестал рухнул в один момент. Калон сражен патером: “Жрец суетливо, как сумасшедший, попятился перед маленьким священником”[28].
Но все же идея мгновенного перерождения преступника иногда предстает сомнительной: у читателя возникает вопрос, как смог отец Браун изменить человека в один момент, перевернуть его жизнь и оставить преступное в прошлом, тем более что сам процесс проповедования и исповедования в произведениях Честертона часто опускается. Так, в рассказе “Сапфировый крест” писатель приводит лишь часть проповеди, в “Странных шагах” и “Невидимке” она вообще отсутствует. А в рассказе “Летучие звезды” проповедь сводится к двум словам: “Можно держаться на одном уровне добра, но никому никогда не удавалось удержаться на одном уровне зла. Этот путь не ведет под гору”[29].
Рассказ “Странные шаги” сталкивает Брауна и Фламбо в клубе “Двенадцать верных рыболовов”, где обедают аристократы. Фламбо, прикидываясь то лакеем, то джентльменом, крадет ценный серебряный сервиз. Но, уже покидая клуб, вор натыкается на священника, который знает его тайну. Отец Браун говорит преступнику: “А я буду грозить вам червем неумирающим и огнем неугасающим…Я священник, мосье Фламбо, и готов выслушать вашу исповедь”[30]. Далее читатели могут только догадываться, о чем разговаривали священник и вор. Честертон дает лишь результат – перевоспитание преступника.
Такая же ситуация в рассказе “Невидимка”, где Браун исповедует убийцу. Этим и заканчивается рассказ: “А отец Браун долгие часы бродил под звездами по заснеженным улицам с убийцей, но о чем они говорили – этого никто никогда не узнает”[31].
Из вышесказанного следует, что тенденция Честертона не приводить в рассказах проповедь Брауна и исповедь священника является слабой стороной его детективов о патере Брауне. Принцип перевоспитания заявлен, дан как тезис, но художественно не раскрыт. Честертон как носитель христианской идеологии делает ставку на силу проповеди Брауна и исповедь грешника, которые должны спасти человека. Как носитель христианской идеологии он также соблюдает тайну исповеди и опускает этот момент в своих рассказах, что и делает перевоспитание преступника художественно не убедительным. Молчание отца Брауна прекрасно объясняется его священническим долгом, но не соответствует сущности детектива в целом.
При анализе рассказов о патере Брауне, наряду с проблемой перевоспитания можно выделить проблему возмездия человеку за его преступление. Именно этому посвящены рассказы Честертона “Зеркало судьи”, “Вещая собака”, “Чудо “Полумесяца”, “Грехи графа Сарадина”, “Небесная стрела”.
Во всех перечисленных рассказах грешники, совершив преступление, несут наказание. Возмездие проявляется по-разному. Например, самоубийством преступника, а значит вечным мучением души, заканчиваются рассказы “Вещая собака” и “Зеркало судьи”. Отметим, что причина самоубийства не раскаяние, а безвыходное положение преступников.
В рассказе “Вещая собака” молодой человек Гарри Дрюс повяз в долгах, и его единственный шанс – завещание дяди, ради чего он и убивает его. Но затем обнаруживается, что сделал это напрасно, т.к. родственник ничего ему не оставил, в итоге Гарри совершает самоубийство.
Что касается рассказа “Зеркало судьи”, то здесь Артур Трэйверс убивает сэра Гвинна из-за страха быть уличенным в государственной измене. Трэйверс же и ведет судебный процесс в роли прокурора по делу смерти Гвинна. Но благодаря отцу Брауну истина становится известной, и сэр Артур стреляет уже в себя.
Преступники посягнули на чужую жизнь и поплатились своими. Честертон наказывает их, чтобы наглядно доказать губительность пути грешника. Это нравственный урок всем людям.
В рассказе “Небесная стрела” Брандер Мертон, американский миллионер, из-за страсти обладать древней чашей убивает двух людей. Но его настигает сын убитого Уилтон, который и осуществляет самосуд. Преступник Мертон становится жертвой другого преступника.
С точки зрения нравственности, ситуация противоречива. С одной стороны, убийца наказан, с другой – наказан через убийство. Позиция Честертона тоже неоднозначна. Браун восклицает: “Оправдать Уилтона нельзя хотя бы потому, что мы не слышали оправданий с другой стороны”[32]. Патер выступает против беззакония и самосуда. Он даже пытается вызвать сочувствие к Мертону (к его болезненной психике), который “сперва действовал угрозами и убивал, лишь убедившись в тщетности своих попыток”[33].
Может показаться, что патер Браун оправдывает Мертона или Уилтона. Но это невозможно для католического священника. Он одинаково суров к преступникам и одинаково скорбит по их грешным душам.
Обособленно в этой группе рассказов “Чудо “Полумесяца”. В центре новеллы парадоксальная ситуация: возмездие настигает преступника, который формально не виновен, но с точки зрения законов человечества совершил непростительный поступок.
Богатый делец Уоррен Уинд блистательно распорядился судьбой трех человек. Он сделал это точно, молниеносно, безапелляционно. Трое бродяг в мгновение ока получили из рук самочинного благодетеля собственную судьбу. Честертон возмущается: “Что такое человек, чтобы ему судить других? В один прекрасный день перед Уиндом предстали трое бродяг, и он быстро распорядился их судьбами, как будто ради них не стоило утруждать себя вежливостью, не стоило добиваться их доверия, незачем было предоставлять и самим выбирать себе друзей. И вот за двадцать лет не иссякло их негодование, родившееся в ту минуту, когда он оскорбил их, дерзнув разгадать с одного взгляда”[34].