Смекни!
smekni.com

Морально-религиозная проблематика рассказов о патере Брауне (стр. 1 из 9)

Содержание

Введение

1. Морально-религиозная проблематика рассказов о патере Брауне

2. Жанровое своеобразие детективных рассказов о патере Брауне. Герой- сыщик

Заключение

Список литературы

Приложение к диплому


Введение

Г.К. Честертон (1874-1936) – известный английский писатель, журналист, критик. Он выступал фактически во всех литературных жанрах: под его подписью выходили в свет газетные заметки и теологические статьи, романы и шуточные стихи, пьесы и поэмы, детективные рассказы и романизированные биографии. И все-таки наибольшую славу ему принесли детективные рассказы о патере Брауне. Первый сборник ”Простодушие патера Брауна” вышел в 1911 году, за ним последовали другие из этого же цикла: “Мудрость отца Брауна”, “Неверие отца Брауна”, “Тайна отца Брауна”.

В детективных рассказах о патере Брауне проявилась вся многогранность таланта писателя, во многом парадоксального, что дало критикам материал для раздумий. Литературной деятельности Честертона в нашей стране посвящены разные статьи в литературных журналах и научных изданиях, предисловия и послесловия к сборникам его произведений, диссертации. Отметим, однако, что монографии о Честертоне в отечественном литературоведении пока нет.

Изучение критических работ выявило некоторые общие позиции исследователей касательно детективных рассказов о патере Брауне. Честертона считают мастером детективного жанра, но при этом отмечают отличие его рассказов от классического канона. Так, основным показателем этого отличия является, по мнению исследователей, религиозное звучание детективов Честертона, которое органически связано с проблемой определения жанра этих рассказов.

Интересным является то, как менялась оценка творчества Честертона. В начале хх века этому писателю уделялось мало внимания. Короткие отзывы в журналах – вот все критические работы о Честертоне того времени. Исследователи поэт В.Я.Брюсов, критик С. Динамов писали тогда о Честертоне как о своем современнике. В своих работах они старались отразить своеобразие мировоззрения английского журналиста, лишь немного затрагивая его литературные работы.

Лишь в 1947 году была написана объемная статья И.Кашкиным. Исследователь дает оценку творчеству Честертона, которая отразила идеологическое состояние советского общества. По мнению И.Кашкина, “Честертон все подчинял реакционной католической догме. “Реакционной”, значит “далекой от жизни”[1]. Исследователь обвиняет автора в том, что его “реакционная проповедь” разрушает классический вид приключенческой литературы. И. Кашкин сделал акцент на иррационалистической позиции Честертона, считая, что писатель подрывает устои жанра, основанного на логике. Используя подобные “ярлыки”, исследователь не учитывал самого главного: для чего пишутся рассказы. Честертон стремился не разрушить жанр, а изменить его в соответствии со своим мировидением.

В 50-60х гг. осмысление религиозной ориентации детективов Честертона было также в духе советской идеологии. А.А. Елистратова усмотрела “реакционные, примирительные и компромиссные”[2] тенденции в католичестве Честертона, назвав его идеи “реакционно-утопическими”. По ее мнению, спасение общества невозможно посредством католичества, а значит и утопично: “Советский читатель не нуждается в противоядии против беспомощных и наивных предрассудков Честертона, запоздалого романтика, тщетно мечтающего спасти мир”[3]. В то же время исследовательница справедливо отметила, что детектив Честертона заметно отступает от классического жанра, и в этом увидела его новаторство.

В дальнейшем исследования, посвященные творчеству Честертона, стали более объективными и глубокими. Совершенно нового Честертона открыло эссе-послесловие С.Аверинцева в сборнике публицистических работ Честертона “Писатель в газете” (1984), где исследователь отдал должное нравственному аспекту католицизма Честертона. Мнение этого ученого поддерживают современные исследователи, для которых католицизм рассказов о патере Брауне есть нечто дополняющее детектив и обогащающее его философской мыслью. Именно это отметила С.Н. Филюшкина в своей статье “В нем властвует закон”. Это положение звучит и у И.Петровского в статье в журнале “Диапазон”(1991).

Так же в 90-х гг. исследователь Н.А. Трауберг напишет о том, что “мудрые прозрения, чистота и нравственность христианского мироощущения”[4] – вот главное в Честертоне. Кроме того, она подчеркнет важное свойство, присущее детективу автора: “Его католичество учит!”[5] Именно это Н.Л. Трауберг связывает с элементами притчи в рассказах Честертона, своеобразного нравственного урока, который выходит за пределы текста. Критик так же дает терминологическое определение детективам о патере Брауне – теологический детектив.

Заметим, что точка зрения этого критика – одна из самых аргументированных. Н.Л. Трауберг, доказывая свою позицию, обстоятельно приводит примеры из текстов Честертона.

Есть и другие особенности рассказов Честертона, которые отмечают критики. Большое внимание исследователи уделяют главным героям: отцу Брауну и вору Фламбо. Показательно то, что на этом уровне оценки новелл острых разногласий между критиками нет. Наблюдается общность, часто литературоведы лишь дополняют друг друга. Они единогласно подчеркивают отличие отца Брауна от классического героя-сыщика, которое заключается в его религиозном сане, методе сыска и милосердном отношении к преступнику.

Такие исследователи, как И.Кашкин, И.Петровский, С.Динамов, отмечают самый главный метод сыска отца Брауна – это вживание в преступника, своеобразное перевоплощение. И.Кашкин пишет: “Он не пытается изучить человека извне, а предпочитает вживаться, вчувствоваться в переживания и поведение преступника, причем это достигает такой остроты, что он восклицает: “Всех этих людей убил я сам!” И. Петровский в свою очередь замечает, что отец Браун привязывает к себе преступника не как обычный полицейский, а с помощью исповеди.

Интересно мнение С. Арсеньева, который считает, что образ патера – это эволюция образа Шерлока Холмса: “Отец Браун обладает большим здравым смыслом и тонкостью психологического анализа”.

А.А.Елистратова сравнивает патера Брауна с одиноким Дон Кихотом, обращающим “картонный меч романтика”[6] против обличаемого им мира реальности. “Именно он, незаметный и даже смешной провинциальный священник, оказывается великим сердцеведом, посрамляющим своей проницательностью и преступников, и профессиональных слуг закона”[7]. Похожее сравнение есть и в работе И.Петровского.

Что касается Фламбо, то исследователи оценивают его как необычный и оригинальный образ преступника. И.Кашкин, И.Петровский говорят о Фламбо как о воре-виртуозе, обладающим актерским даром.

Еще одно положение, которое рассматривают критики, касается парадоксальности Честертона. Это черту отмечают такие исследователи, как И.Кашкин, С.С. Аверинцев, С.Н.Филюшкина, И.Петровский.

Все исследователи рассматривают парадоксальность рассказов Честертона как основополагающий принцип его творчества. Как отметил С.Аверинцев, “Thethingsthatcannotbeandtheyare” – формула, в различных вариантах встречающаяся у нашего автора и очень близкая к самому центру его мысли и воображения”[8]. Эта мысль звучит и у С.Н.Филюшкиной, которая связывает детективные рассказы о патере Брауне с традицией парадокса в английской литературе. Исследовательница считает, что парадокс выполняет важную функцию в детективе этого писателя: помогает выявить тайную связь между событиями жизни.

И.Петровский также уделял особое внимание парадоксальности Честертона. Критик отмечает, что писатель родился в эпоху, проходящую под знаком парадокса. Но так как он не принимает английскую действительность, то спорит со своим временем на его же пространстве. И.Петровский считает, что Честертон относится к реальной действительности как к парадоксу, т.к. она состоит из нелепых противоречий. Исследователь пишет: “Честертон считает, что англичане потеряли вкус к интеллектуальному парадоксу, превратили его в норму национального поведения, в нравственный парадокс”[9].

И. Кашкин в своей работе довольно много внимания посвятил вопросу о парадоксальности детективов о патере Брауне, но дал отрицательную оценку этому явлению. Для критика игра слов, сюжета, загадки – поверхностный уровень, не имеющий под собой жизненной основы: “Честертон сам представлял собой ходячий парадокс, но был в то же время и жертвой своей неразборчивой парадоксальности”[10]. Стилевую парадоксальность детективов Честертона отметила А.Елистратова.

Одно из самых точных определений парадоксальности творчества Честертона дала Н.Л.Трауберг. Она справедливо написала: “ Честертон парадоксален не только потому, что хотел удивлением разбудить читателя, но и потому, что для него неразделимы ценности, которые мир упорно противопоставляет друг другу”. Исследовательница также заключает, что Честертон создает свой собственный мир, где противоположности сходятся. Пример – отец Браун и вор Фламбо.

Но все же этот аспект детективов о патере Брауне глубоко не изучен. Исследователи дают общую оценку парадоксальности писателя, но не достаточно опираются на материал детективов о патере Брауне.

Изучая монографии о Честертоне зарубежных критиков – DaleAhlquist, A. Rivers, WilliamT.Scott – можно сделать вывод, что детективы о патере Брауне практически не были изучены этими исследователями. Данные критики посвятили свои работы эссе, романам, поэмам и некоторым другим детективным рассказам Честертона: сборнику « Клуб удивительных промыслов». Уделяется также много внимания в их работах парадоксальному мировоззрению этого писателя.