Смекни!
smekni.com

Е. Гришковец: жизнь, творчество, особенности сатиры (стр. 2 из 3)

Ирина Мешакшина (журналистка):

"Различных книг современное общество читает много, но вот авторов их в лицо не знает и не узнает. Хотя Гришковец не тот случай, это отдельный элемент в литературе, который впервые заставил не только знать все произведения автора на память, но и узнавать его в лицо. Гришковца знают и читают, смотрят его спектакли, слушают то, что он делает с группой "Бигуди". Сейчас вас обвинят в невоспитанности и бескультурье, если вы не читали "Рубашку" и ни разу не смотрели самую короткую программу на телеканале "СТС", где все тот же Гришковец рассказывает самые простые истории из жизни. Евгений Гришковец первый элемент, которому удалось стать лицом известным — всему виной десятки спектаклей, среди которых самый известный в последнее время "Как я съел собаку" и публичная раскрутка его персоны на гастролях. Только хорошо ли, что скромный автор не в тени, как другие, как полагается по законам жанра? Автор купается в театральных прожекторах, лучах славы и улыбается своему читателю из экранов телевизора. А это знаете ли уже попсово, и быть элементом поп-культуры интеллектуальному литературному деятелю просто неприлично. Но сам Гришковец, как оказалось, так не считает."

Пётор ПОСПЕЛОВ (критик): "Он говорит обо всем сразу - как смотрит телевизор, как воспринимает войну, как не может определить самого себя, как ощущает наступление третьего тысячелетия... Отделить автора от героя невозможно - то ли это искренний рассказ человека о самом себе, то ли это все же пьеса, которая написана и исполняется актером. Все-таки второе: кусочек сцены огражден ниточкой с четырех сторон; переступая через ниточку, персонаж становится снова Гришковцом. Эффект рассказа от первого лица - как в повести "Москва-Петушки". Впрочем, это пьеса конца века: в ней нет никакого алкогольного мистицизма, никаких ангелов - но нет и нынешних наркотиков и творческих пограничных состояний. Все ясно и прозрачно - перед нами виртуозно очерченная картина обывательского сознания, которое на поверку оказывается (почти как у братьев Коэнов в "Фарго" или "Большом Лебовском") поэтичным, человечески наполненным и ценным".

Для примера анализа сатирического произведения Гришковца нами выбран рассказ Гришковца "Другие". В нём он рассказывал о своей службе в Морфлоте. Обо всех тяготах и радостях службы. Он разделяет свою жизнь на две части: до армии, после неё и в армии. В Морфлоте он стал "иным, то есть тело его, внутри не он, а до армейской жизни и после - это он".

Служа на флоте, Гришковец понимает, что есть другие люди: " Я помню, как обнаружил, что есть другие. Помню, как случилось это, столь, казалось бы, очевидное открытие. Мне открылось, что все люди другие. Не такие же, как я, а другие. Все! И мир не населён мною Размножённым на миллиарды людей. Все другие люди они совершенно другие, а я другой для них. Вот так! Я помню, как это открылось мне, как я был ошеломлён и как в первый раз стал всматриваться в людей, даже хорошо мне знакомых, после этого открытия". То, что их приравняли всех на флоте и повлияло на такую точку зрения. Сам рассказ состоит из трёх частей: Другие, Встреча с мудростью, Последний праздник. То, как они написаны, необычно. Автор может перескакивать с темы на тему, как в разговорном стиле. Встречается множество повторов и чтобы передать, жизнь военного корабля, его экипажа без слов, которые раньше были не печатными, не обошлось. Первая часть начинается с определения Гришковцом смеха. Он приходит к выводу, что вдоволь посмеяться можно только с другими людьми, а не с собой, даже "размноженным". Далее он рассказывает о своём пути на поезде в место службы (Морфлот). Как прекрасно выглядели те два матроса (будто со старой киноленты), сопровождавшие их до места службы, и, как они потерялись среди остальных матросов после прибытия. Герой думает, что самыми тяжёлыми будут только пол года в "учебке", а дальше будет лёгкая и весёлая жизнь. Он попадает на "Русский остров", которым так пугали те два, сопровождавших, матроса. Когда его везли на катере туда, у него в пакете оставалось самое последнее и сморщенное яблоко, что давала ему мать. Он понимает то значение, которое оно для него представляло. Это яблоко было единственным, связывающим его с домом. Он медленно съедает яблоко с огрызком и отпускает высохший листок в море. Я думаю, в этом моменте герой понимает, что он один. Дальше в "учебке" за полгода его заставили забыть про его прошлую жизнь. Его представления об офицерах, которые должны быть статными, несходительными в один миг сломались. В их речи так и проскальзывали нецензурные слова, что просто не укладывалось в голове героя. Он на протяжении половины рассказа мечтал о том, кокой у него будет корабль. Он видел смысл службы в корабле, но не в "учебке". Вот через шесть месяцев за ним приезжает "упитанный капитан третьего ранга" и забирает в 93-йу бригаду БЭМ Сахалинской флотилии. В момент, когда они прибыли на пирс, герой не чувствовал радости, восторга от увиденных кораблей. Просто шёл и ни о чём не думал. При распределении попал на БПК "Гневный". Матросы их там приняли довольно хорошо. Герой понимает, вопреки своему старому мнению, что жизнь наполнена обязанностями, делами и людьми, чего раньше не замечал. Он задаёт себе вопрос: "Почему я раньше делал это и жил среди людей, но никогда не думал, что мне приходится это делать?" До него доходит, что он будет жить по чьим-то правилам. Герой проходит мужание. Бесспорно, оно происходит с каждым и одним из способов осознания себя мужчиной, взрослым является армия. Во второй главе упоминается боцман, которого все боялись и уважали. У него была фамилия Хомовский. У Хомовского было два любимца: герой и Джамал Беридзе, который очень плохо говорил по-русски, выделялся огромной физической силой и такой же ленью. Джамал с трудом принимал условия военной субординации. Хомовский всегда задействовал этих двух человек, если ему надо было что-нибудь. Об этих героях автор говорит, чтобы показать быт, службу, которую он прошёл. Одной из тех вещей, которые сглаживали службу отечеству, были котлеты по субботам. С этими котлетами связан интересный случай. Как-то Хомовский позвал солдат из стройбата, работающих на пирсе, пообедать на корабле (им забыли привезти обед свои). Они поднялись на палубу, и пошли в столовую. Их было восемь человек, а все котлеты строго по счёту и дополнительным было взяться неоткуда. Решили эту проблему очень просто. Каждый из моряков, сидящих за одним столом, дали по части от своей котлеты. Делали они это небрежно, с видом, что они едят такое каждый день и по нескольку раз. В итоге у солдат получилась целая гора ценных обломков. И в этот момент появляется Джамал Беридзе, который больше всех ждал эти котлеты! Он ворвался шумно, хохоча и… замер, увидев солдат. Он не знал, что их пригласил Хомовский. Он просто видел, что за его столом сидят и едят с наслаждением солдаты. Он замер. На его лице воцарилось спокойное выражение, которое появлялось в моменты полного непонимания ситуации. Герой видит, что тот сбит столку и ничего не может понять и не знает, что делать во всём том, что видит. Но спросить не мог! Как только он сел, ему принесли тарелку с котлетой и пюре. Джамал церемонно кивнул и больше не шелохнулся. Он сидел так, и когда с котлетами все покончили и добирали последние остатки пюре с тарелок, почти брезгливо, не глядя, покачал ею в воздухе… Он сделал это так бесшумно, но так, что все тут же посмотрели на него. Вслед за тем он обвёл глядящих на него, то есть всех нас, спокойным взглядом.

- Зае…ли (в смысли, надоели) эти котлеты, - сказал он низким голосом и метко выбросил котлету в открытый иллюминатор.

Воцарилась тишина, все члены экипажа корабля мысленно ему аплодировали В этот момент была одержана сокрушительная победа флота над армией и всеми другими родами войск. И подобных рассказов с Беридзе и героем множество. Здесь герой понимает величие мудрости: " В тот момент передо мной открылось величие мудрости, которая была растворена в мире, но не являлось мне так явно. Я понял тогда, что мудрость присутствует всегда и везде, только она растворена и не бросается в глаза. Но именно она сообщает регулярные и повторяющиеся движения всему-всему".

В третьей главе рассказывается о последнем празднике-Дне Рождение героя.

Герой его ждал, затаившись и надеясь… Ему удалось накопить денег со своего крошечного довольствия. Было принято угощать на день рождения своих ближайших сослуживцев и накрывать стол на вечерний чай для своей боевой части. Но так получилось, что про день рождения героя забыли из-за снегопада, но благодаря срочной телеграмме от родителей, офицерский состав вспомнил и ему разрешили пойти в увольнение. Он отправился в посёлок за десять километров от пирса, по жутким сугробам. Добравшись до магазина, герой купил леденцы "Дюшес", ириски "Золотой ключик", три пачки сигарет, какао-порошок "Альбатрос", банку яблочного повидла, маринады "Globus", водку. Возвращаясь, он думал о том, как ребята будут рады тому, что он купил. Ведь ни кто не пробовал эти маринады, и рассказывали про них только легенды. Но, подходя к пирсу, герой поскользнулся и о камень разбил всё стеклянное, а другое залил. Он очень расстроился и заплакал, сидя в темноте на пирсе. Поднявшись на корабль, он лёг спать и проснулся от команды "Подъём". Так прошёл последний праздник.