Смекни!
smekni.com

Е. Гришковец: жизнь, творчество, особенности сатиры (стр. 3 из 3)

Идея: мужание юноши. Бесспорно, оно происходит с каждым и одним из способов осознания себя мужчиной, взрослым является армия.

Способы выражения: множество повторений, что приближает рассказ к разговору, использование жаргона, для большей передачи обстановки, разорванный сюжет, простота выражения мысли.Смех Гришковца грустный, так как в каждой жизненной (смешной) ситуации он старается увидеть смысл, а не просто обличить ради смеха.Это можно увидеть, проанализировав сцену с яблоком. Когда героя предостерегали два сопровождавших их матроса о "Русском острове" (Чтобы он туда не попал), но его туда забирают. И это смешно, но по пути на остров герой задумывается о том, что он теперь один, дом его далеко. Гришковец рассказывает как обычный человек, а заставляет задуматься о многом (Только ли армия помогает стать мужчиной? Каково ощущение последнего праздника? Что такое мудрость и как её "увидеть"?...). Его рассказы напоминают миниатюры Зощенко. В этом традиция, а своеобразие в том, что он сам пишет тексты, изготавливает декорации, ставит и играет спектакли.

Анализ спектакля "Как я съел собаку"

Спектакль "Как я съел собаку"поставлен по мотивам рассказа "Другие". С первого взгляда спектакль похож на юмористический монолог в довольно хорошем исполнении Гришковца. Но, наблюдая довольно серьёзные сцены и озабоченный вид актёра, понимаешь, что это не так. Я его пересмотрел два раза и сделал вывод о том, что этот рассказ о тех моментах жизни Гришковца, которые он не хотел бы пережить дважды или вообще не хотел. Из названия "Как я съел собаку" также понятен смысл спектакля. Это значит некий горький опыт, который не хотелось бы повторить. К этому опыту он относит школу, службу на флоте, момент, когда он был пьян, "реабилитационная" жизнь после службы на флоте… Гришковец говорит о школе, службе и не понимает, он ли это. Для Гришковца всегда стоит вопрос, когда играет в этом спектакле, где он, а где персонаж. Потому, что этот персонаж будет рассказывать часть его жизни и физически это будет он.

Гришковец рассматривает себя в моменты учёбы, службы, как другого человека, не себя. Тот персонаж лучше, чем он сам: "Я стремлюсь к славе, аплодисментам, а персонаж просто хочет хорошо жить".

Декорации: сцена представляет из себя освещённый чёрный квадрат, за пределами которого не видно ничего. В квадрате и за его пределами лежат канаты. По середине стоит стул, сбоку ведро…

Гришковец играет один. Он одет в настоящую матросскую робу, бескозырку и белые штаны.

Основная идея спектакля заключается в приобретение горького опыта жизни и становление мужских качеств: ответственности, самостоятельности… На мой взгляд, то, что Гришковец играет главную роль, сам делает декорации, подбирает музыку, очень помогло в осознании зрителем сути этого спектакля. Ни кто не сможет в точности передать того, о чём думает автор, кроме него самого. Вот, как говорит Гришковец об этом: "…Почему-то какие-то люди захотели выучить наизусть и сыграть мои пьесы. Но я стараюсь не смотреть эти спектакли, так как наверняка они не совпадут с тем, как я это вижу. Я приду на спектакль, а люди поставили его, они любят его, а мне не понравится. И хотя я обычный зритель в этой ситуации, ко мне будет повышенный интерес и мне придётся лгать или говорить обидные слова. И они расстроятся и огорчатся, и потом человек с меньшим удовольствием будет дальше играть. Но не ревностно. Я стараюсь всячески помогать в таких случаях. Вы поймите, "Как я съел собаку" поставлен от Японии до Бразилии, тут ревности не хватит". Гришковец передаёт всё то, о чём он думает, при помощи пантомимы, не цензурных выражений и очень простого языка, чтобы быть ближе к слушателям, и у него это получается.

Вывод

Писатель Гришковец - всякий раз иной. Повествование может идти и от первого, и от третьего лица, но это всегда он. Общее в разных Гришковцах – читательское восприятие. Он вызывает внятную, сырую, честную эмоцию – просто смех и просто слезу.

Гришковец с трудом попадает под привычную классификацию, на него не клеится этикетка. Он не встраивается, как не встроить ни в какое фиксированное искусство кусок жизни. Он отважно решился совместить художество и нелепо - невнятную повседневность. Евгений Гришковец пишет "как в жизни" - запинаясь, спотыкаясь, путаясь. В нём узнаёшь свои, никогда никому не произнесённые слова, недодуманные мысли, невыраженные чувства. Попадания точны: болезненные, как укол, и радостные, как поцелуй. Обыденное и очень хорошо знакомое опознается как исповедальное и неожиданное. Все это при чтении не столько воспринимается, сколько узнаётся. Человек видит себя изменившегося в старых декорациях, и по прежним отметинам строится график его души. Так персональные откровения Гришковца, совпадая с остальными людьми, будоражат и пополняют знание о себе. При этом проза Гришковца – всегда конкретна и изобразительна. Стиль подчинён стремлению ухватить "кусок из жизни". Фирменный знак – он не боится и не стесняется признаться в "очевидном открытии". По-настоящему существует только пережитое, а не узнанное.

гришковец сатира спектакль

Литература

1.) Дмитрий Бак (литературный критик, профессор РГГУ)

2.) Евгений Гришковец "Планка"; издательство "Махаон" 2006 год

3.) Пётр Вайль "Другой Гришковец"; вступление к рассказам "Планка"

4.) Ян Шекман, аннотация, текст на обложке, 2006. "Планка"

5.) Евгений Гришковец "Следы на мне"; издательство "Махаон" 2007 год

6.) Интернет: Григорий Заславский "Дневник театрального критика", Евгений Гришковец "Как я съел собаку", Популяризация Гришковца, Пётр Поспелов "Театральная площадь глазами нетеатрального критика".