Смекни!
smekni.com

Проблема добра и зла в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита" (стр. 5 из 6)

У Булгакова дьявол - это не только вершитель зла, это одухотворенное существо, которому не чуждо ничто человеческое. Поэтому Воланд многим героям дарует прощение, достаточно наказав их за пороки. Прощать - главное, чему должен научиться человек в своей жизни.

3.2 Образ Маргариты

Примером следствия нравственной заповеди любви является в романе Маргарита. Образ Маргариты очень дорог автору, быть может, потому что в нем прочитываются черты одного из самых близких Булгакову людей - Елены Сергеевны Булгаковой [21, с. 117].

На Елену Сергеевну Маргарита оказалась похожей поразительно. И та, и другая жили сытной обеспеченной жизнью, спокойно и без потрясений: «Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится. Среди знакомых ее мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Словом ... она была счастлива? Ни одной минуты! Что же нужно было этой женщине?! Ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги. Она любила его...». Внешнего портрета Маргариты автор не дает. Мы слышим звук ее голоса, ее смех, видим ее движения. Неоднократно Булгаков описывает выражение ее глаз. Всем этим он хочет подчеркнуть, что для него важен не внешний облик, а жизнь ее души. Булгакову удалось выразить настоящую, верную, вечную любовь, которая естественным образом проясняет главную мысль романа. Любовь Маргариты и Мастера необычна, вызывающа, безрассудна - и этим как раз привлекательна. В нее верится сразу и навсегда. «За мной, читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» [21, с. 118].

Булгаковская Маргарита - символ женственности, верности, красоты, самопожертвования во имя любви. Именно в любви женщины, а не в себе черпает силы Мастер, вновь возвращенный в свою квартиру в арбатском переулке. «Довольно: - говорит он Маргарите, - «Ты меня пристыдила. Я никогда больше не допущу малодушие и не вернусь к этому вопросу, будь спокойна. Я знаю, что оба мы жертвы своей душевной болезни, которую, быть может, я передал тебе... Ну, что же, вместе и понесем ее». Духовная близость Маргариты с Мастером настолько сильна, что Мастер не в состоянии забыть свою возлюбленную ни на минуту, а Маргарите видит его во сне.

В образе Маргариты ярко отражены творческая смелость, дерзкий вызов Булгакова устойчивым эстетическим законам. С одной стороны, в уста Маргариты вложены самые поэтические слова о Творце, о его бессмертии, о прекрасном «вечном доме», который станет ему наградой. С другой стороны - ведь это именно возлюбленная Мастера летает на половой щетке над бульварами и крышами Москвы, крушит оконные стекла, запускает «острые когти» в ухо Бегемота и называет его бранным словом, просит Воланда превратить домработницу Наташу в ведьму, мстит ничтожному литературному критику Латунскому, выливая ведра воды в ящики его письменного стола. Маргарита с ее яростной, наступательной любовью противопоставлена Мастеру: «Я из-за тебя всю ночь вчера тряслась нагая, я потеряла свою природу и заменила ее новой, несколько месяцев я сидела в темной коморке и думала только про одно - про грозу над Ершалаимом, я выплакала все глаза, а теперь, когда обрушилось счастье, ты меня гонишь?». Свою яростную любовь сама Маргарита сравнивает с яростной преданностью Левия Матвея. Но Левий фанатичен и поэтому узок, любовь же Маргариты всеобъемлюща, как жизнь. С другой стороны, своим бессмертием Маргарита противопоставлена воину и полководцу Пилату. А своей беззащитной и одновременно могущественной человечностью - всесильному Воланду. Маргарита борется за свое счастье: во имя спасения Мастера заключает договор с дьяволом, тем самым губит свою душу. Надежда на то, что тем ей удастся добиться возвращения своего счастья, сделала ее бесстрашной. «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!».Маргарита стала обобщенным поэтическим образом любящей женщины, женщины так вдохновенно оборачивающейся ведьмой, яростно расправляющейся с врагом Мастера Латунским: «Внимательно прицелившись, Маргарита ударила по клавишам рояля, и по всей квартире пронесся первый жалобный вой. Исступленно кричал ни в чем не повинный инструмент. Маргарита рвала и метала молотком струны. Разрушение, которое она произвела, доставило ей жгучее наслаждение ...» [7, с. 119].

Маргарита отнюдь не во всем представляет собой идеал. Нравственный выбор Маргариты был определен в пользу зла. Она продала душу дьяволу ради любви. И этот факт заслуживает осуждения. По религиозным убеждениям она лишила себя шанса попасть в рай. Еще один ее грех - участие в бале Сатаны вместе с величайшими грешниками, которые после бала превращались в прах, возвращались в небытие. «Но этот грех совершается в иррациональном, потустороннем мире, действия Маргариты здесь никому не причиняют вреда и потому не требуют искупления». Маргарита берет на себя активную роль и пытается вести ту борьбу с жизненными обстоятельствами, от которой отказывается Мастер. И страдание рождает в ее душе жестокость, которая, однако, не укоренилась в ней [22, с. 45].

С образом Маргариты в романе связан мотив милосердия. Она просит после Великого бала у сатаны за несчастную Фриду, тогда как ей явственно намекают на просьбу об освобождении Мастера. Она говорит: «Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь. Ничего не поделаешь! Так уж вышло». Но этим не ограничивается милосердие Маргариты. Даже будучи ведьмой, она не теряет самых светлых человеческих качеств. Человеческая натура Маргариты, с ее душевными порывами, преодолением соблазнов и слабостей, раскрывается как сильная и гордая, совестливая и честная. Именно такой Маргарита предстает на балу. «Она интуитивно с сразу схватывает истину, как способен на это лишь нравственный и разумный человек с легкой душой, не отягощенный грехами. Если она по христианским догмам и грешница, то такая, которую язык не поворачивается осудить, ибо любовь ее на редкость самоотверженна, так может любить только истинно земная женщина». С любовью и творчеством связаны понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины и гармонии. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Именно с образом Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь [4,с. 100].

Заключение

Творчество Михаила Булгакова – замечательная страница в истории русской литературы XX столетия. Благодаря ему литература стала более многогранной в тематическом и жанрово-стилевом отношении, избавилась от описательности, обрела черты глубокого аналитизма.

Роман «Мастер и Маргарита» по праву принадлежит к числу величайших произведений русской и мировой литературы XX века. Булгаков писал роман как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях, потому, вероятно, роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время это повествование обращено в будущее, является книгой на все времена, чему способствует ее высочайшая художественность. По сей день, мы убеждаемся в глубине творческих поисках автора, что подтверждается непрекращающимся потоком книг и статей о писателе. В романе присутствует некий особый магнетизм, своеобразная магия слова, которая очаровывает читателя, вводит в мир, где реальность невозможно отличить от фантазии. Магические действия и акты, высказывания героев на высшие философские темы мастерски вплетены Булгаковым в художественную ткань произведения.

Добро и зло в произведении не два равновесных явления, вступающие в открытое противодействие, поднимая вопрос веры и безверия. Они дуалистичны. Добро для М. Булгакова - это не характеристика человека или поступка, а образ жизни, её принцип, за который не страшно перенести боль и страдания. Очень важна и ярка мысль автора, произнесенная устами Иешуа: «Все люди добрые». То, что она высказывается в описании времени, когда жил Понтий Пилат, то есть двенадцать тысяч лун назад, при повествовании о Москве двадцатых-тридцатых годов раскрывает борьбу писателя и веру в вечное добро, несмотря на сопутствующее ему зло, что тоже обладает вечностью. «Изменились ли эти горожане внутренне?» - прозвучал вопрос сатаны, и хотя ответа не последовало, очевидно, ощущается горькое «нет, они все так же мелочны, жадны, эгоистичны и глупы». Основной свой удар, гневный, неумолимый и разоблачающий, Булгаков обращает против людских пороков, самым тяжким из них считая трусость, которая порождает и беспринципность, и жалость человеческой натуры, и никчемность существования обезличенного индивидуализма.

Тема добра и зла у М. Булгакова - это проблема выбора людьми принципа жизни, а предназначение мистического зла в романе - воздать каждому в соответствии с этим выбором. Главная ценность произведения состоит в том, что Михаил Афанасьевич Булгаков считает только человека способным преодолеть любое зло наперекор обстоятельствам и соблазнам. Так в чем же спасение непреходящих ценностей по Булгакову?

Двойственность человеческой природы, при наличии свободной воли человека, является единственным фактором порождения как добра, так и зла. В мироздании нет ни добра, ни зла как таковых, но есть законы природы и принципы развития жизни. Все, что дано для жизни человека, не плохо и не хорошо, но становится тем или другим в зависимости от того, как каждый из нас применяет данные ему способности и потребности. Какое из существующих в мире зол мы ни взяли бы, творцом его будет не кто иной, как сам человек. Поэтому мы сами творит свою судьбу и сами избираем свой путь.