Изучив биографию А. Грина, представим хронологически выдержанный жизненный и творческий путь писателя в соотнесении с очерком К. Паустовского «Жизнь Александра Грина», чтобы подчеркнуть преимущества, своеобразие жанра романтического очерка, выявить его художественные достоинства.
Биография | Очерк | ||
Дата | Факты | Дата | Факты |
23 августа (по старому стилю – 11 августа) 1880 года | Родился в Слободском, уездном городке Вятской губернии, в семье служащего конторщиком на пивоваренном заводе. | Июль 1932 года | Умер в Старом Крыму |
1893 год | Умерла мать | «Дореволюционный строй» | «Старая Россия» …отняла любовь к действительности» |
1896 год | Уезжает в Одессу | «Пришла революция» | «Дело длительное вызывало досаду»«Грин умер на пороге социалистического общества» |
Весной 1902 | Очутился в Пензе, в царской казарме. | Семья | «Отец Грина – участник польского восстания… Спился и умер в нищете» |
1902–1906 гг. | Киев-Севастополь-Одесса – Туринск: революционная деятельность | Детские годы | «Устал от безрадостного существования» |
1902 год | Возвращается в Вятку, уезжает в Петербург | В реальном училище | «Исключили за невинные стихи» |
1910 год | Ссылка в Архангельскую губернию | Умерла мать | «Богатая фантазия изменяла при столкновении с действительностью» |
1912 год | Возвратился в Петербург, вливается в петербургские литературные круги | Годы скитаний | «В полном ликовании уехал из Вятки…» «новый мир не нуждался во мне…» |
1916 год | В Петрограде начал писать «повесть-феерию» «Алые паруса». | «Огни Ялты… Из Херсона в Одессу… от одесской жизни в Вятку» | «Опять начиналась проклятая вятская жизнь» |
1919 год | Из Петрограда был призван в Красную армию, где служил связистом. | «Годы бесплодных поисков места в жизни» | «Непрерывный холод и мрак» |
1920 год | Тяжелобольного Грина, заболевшего сыпным тифом, привезли в Петроград | Работа в эсеровской организации | «Арестован…» |
1920–1932 гг. | Литературная деятельность | Сидит в тюрьмах | «Был захвачен мыслями о писательстве» |
1924–1932 гг. | Живет в Крыму | «Многие годы его жизни почти никому не известны» | |
1932 год, июль | Умер в Старом Крыму | «Болдинская осень» | «Он писал еще робко, с оглядкой на редактора и читателя, писал с тем хорошо знакомым начинающим писателем чувством, будто за его спиной стоит толпа насмешливых людей и с осуждением вчитывается в каждое слово… Грин еще боялся бури сюжетов, которая бушевала в нем и требовала освобождения» |
Февральская революция | «Отправился пешком в Петроград…бросил даже портрет Эдгара По» | ||
«Грин был возвращен к жизни рукою Горького…» | Пишет «Алые паруса», «поэму, утверждающую силу человеческого духа, просвеченную. насквозь…любовью к жизни, к душевной юности» | ||
Переехал в Феодосию… | «хотелось жить в тишине, которая давала ему возможность выдумывать свои рассказы… Там он много писал» | ||
«Из Феодосии переехал в город цветов, тишины и развалин» | «Умер в одиночестве… тяжело, как и жил» | ||
Осмысляя творческое наследие Грина | «Нужны ли нам такие неистовые мечтатели, каким был он…» |
Представленные в таблице материалы свидетельствуют о явных преимуществах художественного текста. Если в биографических фактах текст хронологически выверен, то художественный очерк «Жизнь Александра Грина» начинается конечным фактом любой биографии – смертью писателя. «Писатель Грин – Александр Степанович Гриневский – умер в июле 1932 года в Старом Крыму – маленьком городе, заросшем вековыми ореховыми деревьями». Показательно, что уже первая синтаксическая конструкция имеет особенную философско-экспрессивную нагрузку: ключевыми словами здесь являются Грин – умер – вековыми. Читатели понимают, безусловно, что речь далее пойдет о трудной жизни писателя, ведь слово «умер» ассоциируется с потерей, трагедией, невозможностью предопределить дальнейшие события; философская трактовка бытийности раскрывается в слове «вековой», его смысловое значение явно свидетельствует о связи времен, повторяемости событий.
Все последующие факты биографии также представлены в хронологическом порядке, тогда как очерковый портрет имеют философскую направленность. Время выражено не датами, К. Паустовский предлагает читателям уникальную возможность посредством образов – символов прожить вместе с Грином его короткую жизнь. Чтобы убедиться в правильности нашего вывода, отметим, что даты в очерке встречаются всего лишь пять раз, тогда как в документальной биографии – семнадцать раз.
Чем же тогда обозначает К. Паустовский время в очерке? Анализируя текст «Жизни Александра Грина», заключаем, что в небольшом по объему произведении насчитывается более ста пятидесяти абзацев с конкретной микротемой, образом, персонажем, художественными достоинствами. Таким образом, совершенно своеобразной является композиция произведения: мини-сюжеты, обратное повествование, художественное своеобразие, личность главного героя в сопряжении с косвенными персонажами ирреального характера: море-мечта-время, любимые Грином писатели-работа-нищета, – все это формирует совершенно органичную литературную структуру. Именно из нее рождается романтический очерк, созданный К. Паустовским.
Детализация сюжета позволяет делать новые выводы: сначала Грин умер, потом пришла революция, затем детские годы, годы скитаний и снова смерть. Что же объединяет сюжет? Безусловно, личность главного героя – писателя Александра Грина.
К. Паустовский замечает, что «жизнь сомкнула круг, и Грину больше не было в ней ни радости, ни разумного занятия». Однако, при всей эмоциональности на протяжении всего повествования, выражающей печаль, а зачастую истинную скорбь, очерк, несмотря на это, оптимистичен: одним из главных персонажей – символов является мечта, которую Грин пронес через всю свою тяжелую жизнь. Обращаемся к тексту очерка: «Было непонятно, как этот угрюмый человек, не запятнав, пронес через мучительное существование дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку». Цитата взята из второй микротемы и убедительно доказывает, что в тексте существуют ирреальные персонажи. Раскрывается в цитате и писательский талант К. Паустовского: весь абзац состоит всего из трех синтаксических конструкций, одна из которых – простое предложение, особенно примечательное тем, что в нем ярко демонстрируется прием аллитерации: гр-р-ж-л-ж-л-ж-з-н. Звонкие согласные будто кричат о том, что родился талантливый человек, тогда как семантика самого предложения сообщает о тяжелой жизни, которая уже в прошлом (глагол употреблен в прошедшем времени – прожил). Далее следует сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия, думаем, неслучайно, так как тема очерка – образ жизни деятельного человека. В придаточном предложении отсутствует подлежащее, выраженное именем существительным, хотя три лексемы именно этой части речи. Это свидетельствует, на наш взгляд, как раз о том, что тяжелая жизнь не сделала из Грина ни преступника, ни злого обывателя. Ощущаемой предметностью в его жизни стали, возможно, не собственно предметы, а предметы-идеи, мечты. Третья синтаксическая конструкция, напротив, когда речь заходит о самом Грине, то автор очерка нарочито отделяет подлежащее от сказуемого одиночным деепричастием. Этим К. Паустовский подчеркивает одаренность и одиночество Грина. Особенную роль играют в этом предложении аллитерационно оформленные эпитеты: угрюмый, мучительную, застенчивую.