Для В. Астафьева как писателя характерна непосредственность художнического присутствия в ситуациях и конфликтах, в которые вовлечены его герои. Писатель, участвует во всем, что совершается в художественном пространстве произведения, и его участие многозначно. Это участие человека, намерения и поступки, мысль и воля которого создают ситуацию активного вторжения в действительность в необозримо широком диапазоне ее проявлении.
В личности и судьбе Виктора Астафьева, в складе мысли и словесной манере угадывается русская стать, нерастраченность духовных сил нашего народа, которому на пути выпали испытания невиданные, потребовавшие предельной жизнестойкости и терпения. Поэтому то, что называют творческой позицией писателя, его жизненными ориентирами и нравственным убеждением, отличается удивительной цельностью и устойчивостью.
Неуклончивость в суждениях о действительности неотъемлемо присутствует в его художественном творчестве, утверждается открыто и настойчиво. Его творчеству свойственна достоверность, которая подтверждается личным свидетельством участника событий, отраженных в сюжете произведения. И суть дела не в автобиографизме, а в том, что историческая биография предельно сближена с судьбой и духовной биографией писателя, не только осознающего, но и ощущающего свою связь с исторической жизнью, с заботами и стремлениями тех, кто составляет основной массив общества, — трудового народа. Причастность к нему художника органична и глубока.
Виктор Астафьев как настоящий художник был неразрывно связан со своим временем, отражая его правдиво, истово и с любовью. Все, что вышло из-под пера Астафьева, исследовано им от самых истоков, прочувствовано им лично и легло в его личный духовный опыт. О своем писательском труде Астафьев говорил: «…чтобы писанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать, как мне когда-то, каждое деревце в лесу, каждый лист, каждую хвоинку, и был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть сопричастный всему великому и живому, и понял бы он, человек, что назначение его на земле – творить добро, а понимать добро, утверждать его, не доводить человека до самоистребления и уничтожения всего живого на земле есть истинное и высшее назначение литератора, в том числе и мое».
Для В. Астафьева важно, чтобы человек находился в родстве не только с природным миром, но и с миром национальным. Таким образом, автор говорит о том, что оптимальным вариантом жизни человека является его жизнь в родстве с окружающим миром. По В. Астафьеву, соблюдая все эти уровни родства, человек живет в гармонии с окружающим миром, становится органичной частью системы всего живого на земле, природы, признавая и выполняя законы всеобщего общежития, то есть ведет себя "как следует", выполняет условие, гарантирующее стабильность общей жизни, общего бытия.
2. История темы
Многогранная тема взаимоотношения людей с окружающей природной средой так или иначе отражается творчеством почти каждого литератора и публициста.
Литературе советского периода предшествовал мощный "культурный слой" русской классики XIX - начала XX вв., для которой природа всегда играла традиционно важную роль (можно выделить в этом плане наследие С.Т. Аксакова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко, И.А. Бунина). Более конкретно проявилась природоохранительная тематика в ряде произведений А.П. Чехова. ("Дядя Ваня", "Леший"). Известный советский писатель и литературовед В.Б. Шкловский в одной из своих последних книг указывал, что ведущая для Чехова тема - человек в мире им же истребляемом.
Для бурного периода гражданской войны и при сменившем его нэпе характерно почти полное отсутствие тематики охраны природы в новой советской литературе, и это вполне понятно. Революционные и военные бури, человеческие страдания и общественные потрясения заставили по сути забыть об окружающей природе.
Пафос покорения природы при наступившем расцвете лысенковщины, соединившись с культом вождя, достиг апогея, приняв уродливые и карикатурные формы. Советская литература и пропаганда, включая все уровни образования, внушала народу лишь сугубо прагматические идеи, выражавшиеся подчас в духе антиутопий Оруэлла ("разрушать - значит созидать"; "больше леса стране").
Экологическая тема обладает удивительной емкостью и философской многомерностью. В творчестве больших художников она является поистине общечеловеческой, раскрывая одновременно и социальный, и нравственный, и философский характер времени и событий. Она может осуществляться на историческом материале (С. Залыгин «Комиссия»), высвечивая из глубины минувших дней явления национальной истории на крутом революционном разломе, может приобретать философско-эпическое и "вневременное" значение (Л. Леонов «Русский лес»), может быть остроактуальной и злободневной (В. Астафьев «Царь-рыба», Ч. Айтматов «Плаха»).
Вообще тема человека и природы присутствует в следующих произведениях: «Прощание с Матерой» и «Пожар» В. Распутина, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Царь-рыбы» В.П. Астафьева и др. его книгах, романах Чингиза Айтматова, Гарри Гаррисона и Дж. Уиндема. В книгах русских путешественников Пржевальского, Козлова, В.К. Арсеньева. Писатели-натуралисты А.Н. Формозов, Е.П. Спангенберг, С.С. Туров и др., писатели охотничьей тематики (И. Арамилев, В. Перегудов, В. Матов и др.). Циклы рассказов "Мещорская сторона" Паустовского. Книги о природе (С.И. Огнев, А.В. Цингер, Н.Н. Плавильщиков и др.). Романы академика В.А. Обручева "Плутония" и "Земля Санникова". Одна из самых талантливых "экологических" книг прошлого - "Очерки из жизни русской природы" проф. М.Н. Богданова и проф. Д.Н. Кайгородова. Издание девяти томов трудов охотоведа и натуралиста Л.П. Сабанеева (1982-1989). Книги Н.П. Сладкова, Г.Я. Снегирева, М.Д. Зверева, И.П. Акимушкина, Ю.Д. Дмитриева, А.С. Онегова, С.В. Сахарнова, М.Е. Ивина, Л.Л. Семаго, В.М. Петрова, В.Б. Чернышева, Ю.П. Вигорьа и др. Юристы и философы, пишущие на экологическую тематику (И.Д. Лаптев, О.С. Колбасов, В.В. Петров и др.). Повесть В.А. Солоухина "Владимирские проселки", "Охрана природы в СССР" В.Н. Макарова, рассказы Ю.М. Нагибина, Ю.П. Казакова и др. Экологи и публицисты М.Я. Лемешев, В.А. Ярошенко, Ф.Я. Шипунов и др. Отказ от поворота северных рек, достигнутый усилиями науки и общественности, ученых и писателей ( А.Л. Яншина, В.Белова, С.П. Залыгина и др.). Книги Д.А. Гранина "Зубр", "Белые одежды" В.Д. Дудинцева, "Оправдан будет каждый час" В.И. Амлинского. Книжки натуралиста-этолога Е.А. Крутовской. Натуралиста - энтомолога и художника В.С. Гребенникова. Борьба против Нижне-Обской ГЭС и за сохранение Байкала (С.П. Залыгин, Ф.Н. Таурин), В.А. Чивилихин, О.В. Волков, Б.С. Рябинин. Произведения Дж. Даррелла, Б. Гржимека, Д. Адамсона. Книга рассказов о животных Э. Сетона-Томпсона, повесть "Белый Бим, черное ухо" Г.Н. Троепольского сделала для охраны животных больше, чем все количество "красно-книжных" изданий. Переводные книги "До того как умрет природа" Ж. Дорста, "Природа предъявляет счет" Р. Парсона, "Трехсотлетняя война" У. Дугласа и т. д.
В романе Айтматова «Плаха» показана страшная картина издевательства человека над природой. Это и охота на сайгаков, когда с вертолетов расстреливают бедных животных и гибнет все живое, и поджог камышей. Несколько кругов ада проходят волки, теряя свое потомство, человек превращается в убийцу, заклятого врага природы. Но он забыл, что земля - его дом, и, обрекая природу, он обрекает и самого себя на уничтожение. Такова идея романа. Это роман-крик, роман-предупреждение.
Повесть Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» рассказывает об одной из трагических страниц жизни природы. Заготконтора объявила прием липового лыка, и в погоне за наживой началось беспощадное истребление леса. Голые липы тяжело роняли на землю увядающий цвет. Белые, будто женское тело, ствол. И почва под ногами мокрая, как от слез. Человек перестал быть человеком. Молодые туристы подожгли муравейник, труд миллионов крохотных существ. Нельзя без содрогания читать, как корчились, сгорая, муравьи, как упорно не разбегались и, презирая смерть, упрямо лезли в самое пекло в надежде спасти хоть одну личинку. И они больше были похожи на людей, чем те, кто так жестоко расправился с ними.
"Прощание с Матерой" - книга о том, что взаимоотношения человека и земли - проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова Родина, народ, родник, природа - одного корня. Повесть Распутина воспринимается как предупреждение. А человек обязательно должен чувствовать себя хозяином земли. Иначе зачем жить? "Если земля - территория и только, то отношение к ней соответствующее. Землю - родную землю, Родину - освобождают, территорию захватывают. Кто мы на этой земле - хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?" Такие размышления вызывает талантливая повесть В. Распутина. Уничтожение природы – уничтожение себя. Эта установка ярко выражено в произведениях В. Распутина.
"Крамольный" роман В.Д. Дудинцева "Не хлебом единым" (1956). В романе вскрыты важные потайные пружины страшной машины тоталитарного государства, которые вели к разрушению и природы, и человеческих личностей.
В. Распутин, В. Белов, В. Крупин и др. − писатели-деревенщики. Они изображали в своих произведениях человека православного склада характера: смиренного, но душевно стойкого, отзывчивого на чужую боль, совестливого.
Восторг перед величием природы, соотнесение мимолетной земной человеческой жизни с бесконечной и бессмертной природой мы находим в русской классике, в стихотворениях Г. Державина, А. Пушкина. М. Лермонтова. Ф. Тютчева, в прозе И. Тургенева, С. Аксакова. Л. Толстого и других.