Смекни!
smekni.com

Цветообозначения в поэзии С. Есенина (стр. 3 из 4)

Для С.А. Есенина синий цвет являлся не только символом родины, но и символом божественности, одухотворенности.

Свят и мирен твой дар,

Синь и песня в речах,

И горит на плечах

Необъемлемый шар! [4, с. 164]

Цветообозначения синь, представленное в данном контексте,олицетворяет символ святости, духовности, доброты. Контекст формирует яркие положительные эмоции, благодаря сочетанию с краткими прилагательными свят и мирен.

Желтый цвет в поэзии С. Есенина выражает сложный комплекс чувств и оценок, это ЦО ассоциируется у автора с увяданием, ушедшей красотой, сожалением о прошлом. В приведенном контексте представлено именно такое значение. Данное ЦО выражает особенности внутреннего эмоционального состояния лирического героя, его пессимистическое настроение.

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова. [4, с. 64]

С. Есенин употребляет ЦО для описания внешности человека. При описании внешности человека невозможно обойтись без ЦО. В стихотворениях для описания внешности поэт использует разные части речи. Это существительные синь и голубень для обозначения цвета глаз, прилагательные, употребленные в полной и краткой формах, а также сложные прилагательные желтоволосый, синеглазый.

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,

Синь очей утративший во мгле. [4, с. 149]

Мне в лице твоем снится другая,

У которой глаза – голубень. [4, с. 123]

Парень бравый, синеглазый

Загляделся не на смех [4, 67]

Существительное голубень, использованное в этом контексте является авторским окказиональным образованием. В приведенном контексте существительное голубень передает как цвет, так и некое эмоционально-положительное состояние автора. Это говорит о том, что голубой является излюбленным цветом Есенина, неспроста и один из его сборников стихов имеет такое же название «Голубень».

Для описания волос человека С. Есенин использует сложные прилагательные рыжеволосый, желтоволосый, а также использует сравнительно-сопоставительный оборот.

Только и было в нем,

Что волосы, как ночь… [4, с. 37]

И треплет ветер под косынкой

Рыжеволосую косу. [4, с. 47]

Сквозь синь стекла, желтоволосый отрок

Лучит глаза на галочью игру. [4, c. 66]

В стихотворениях С. Есенина отмечено употребление устойчивого сочетания красна девица.

Погадала красна девица в семик.

Расплела волна венок из повилик. [2, 22]

Если обратиться к истории слова красный, то можно говорить о том, что оно имело первоначальное значение было ‘красивый, прекрасный.’ «Уже в памятниках древнейшей поры прилагательное чаще всего употребляется в своем исконном значении «красивый», «прекрасный» для описания человека, его красивой, привлекательной внешности.» [5, с. 162]

Он бледен. Мыслит страшный путь.

В его душе живут виденья.

Ударом жизни вбита грудь,

А щеки выпили сомненья. [4, с. 3]

Краткое прилагательное бледен употребляется для передачи эмоционального состояния лирического героя, его тревожности, взволнованности, некоторой неопределенности. В данном контексте прилагательное бледен формирует негативные коннотации.

Таким образом, можно говорить, что цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам Есенина. Любимые цвета поэта – синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России («только синь сосет глаза», «солнца струганные дранки загораживают синь, не видать конца и края, только синь сосёт глаза» и т.п.), создают атмосферу светлой радости бытия («вечером лунным, вечером синим», «предрассветное, синее, раннее», «в летний вечер голубой»), выражают чувство нежности, любви («глаза – голубень, «синие глаза», «парень синеглазый» и т.п.). Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить себя. «Искусство для меня, – отмечал Есенин в 1924 году, – не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить». Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя поэта.» [прокушев с. 67]. Использование цветов в поэзии является значимым средством выражения не столько мысли, сколько чувств и эмоций, и по палитре используемых цветов можно воссоздать образ поэта и его внутреннее самоощущение. Цветовой анализ проливает свет на стиль писателя, на поэтику его произведений, на общие и частные вопросы психологии творчества. Слово выполняет в поэтическом тексте эстетическую роль, а в совокупности с ритмом, мелодией стиха является средством создания образа. Язык, выполняющий эстетическую функцию, хотя и имеет прочные корни в обыденном языке, представляет собой некоторую внутреннюю форму.

Значение слова в художественном тексте может быть реализовано в новом глубинном смысле, который слово приобретает именно в данном тексте, то есть в данном поэтическом тексте происходит приращение смысла к основному понятийному значению.

2. Употребление глаголов со значением цвета

«В силу той центральной роли, которую глагол выполняет в языке, своеобразия самой категории глагольности, языковое значение глагольных лексем представляет собой сложный феномен, детерминированный тремя факторами: 1) соотнесенностью с реальной действительностью, которая представляет собой не мир предметов, а мир их отношений, действий состояний; 2) категориальной семантикой сочетающихся с глаголом предметных имен; 3) типом смысловых отношений между действием его субъектом и объектом, а соответственно типом моделей «субъект-действие», «действие-объект»» [7, с. 5] По своим значениям слова в лексической системе объединяются в определенные группы тематические или лексико-семантические. «Каждое поле характеризуется полным списком словоформ, сгруппированных вокруг значений словоформ. Наличие в каждом члене ЛСП такого общего набора ядерных компонентов семантики делает их парадигматических соотнесенной группой слов и определяет однотипность их синтаматических свойств. Это объективное сходство в парадигматике синтагматике и является определяющим принципом формирования ЛСП.» [7, с. 9]

В языке существуют следующие лексико-семантические группы глаголов. Так выделяют 1) глаголы ощущения, 2) глаголы желания, 3) глаголы восприятия, 4) глаголы внимания, 5) глаголы эмоционального состояния, переживания, отношения, 6) глаголы мышления, 7) глаголы знания, 8) глаголы памяти, 9) глаголы действия и др. Наряду с этими группами может быть выделена группа глаголов-цветообозначения. (‘цветовые’ глаголы).

«Наличие у разных слов одних и тех же определителей рассматривается как объективное свидетельство семантической близости слов. В роли таких определителей выступают обычно глаголы с достаточно общим значением. Если у нескольких глаголов имеется общий определитель, то эти глаголы можно определить в ЛСГ.» [7, с. 10] Таким образом, глаголы белеть, краснеть, зеленеть, серебриться, синеть и др. несут на себе некую информацию и имеют общий определитель, общее значение – приобретение предметом какого-либо цвета, либо обозначение какого–либо явления природы, характеризующегося определенным цветом.

В лирике С.А. Есенина также отмечены глаголы, несущие цветовое значение. Эта группа не менее любопытна, чем прилагательные и существительные, хотя и немногочисленна. Поэт не имеет пристрастия к какой-либо определенной форме глагола, поэтому употребление глагольных форм в его произведениях очень разнообразно. Встречаются глаголы, обозначающие цветовую характеристику предметов, явлений природы. Например: серебрится, белеют, румянит, краснеет, золотятся, посинела, зеленеет и т.д. Глаголы-цветообозначения употребляются как в прямом так и в переносном значении, обозначая естественные цвета. В большинстве случаев Есенин использует естественные цветообозначения каких-либо объектов, предметов, природных субстанций. Например, синеют небеса, покраснела рябина, посинела вода, белеют хаты, шаль зеленеет. Многочисленные глагольные формы «передают изображение цвета в процессе, в становлении, в выявлении.» [8, с. 39] Например: синеют, златится, белеется, зеленеет и т.д.

Только видно на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса [4, c. 211]

Глагол синеют так же употребляется в прямом значении и обозначает естественный цвет неба.

В прозрачном холоде заголубели долы,

Отчетлив звук подкованных копыт. [4, с. 69]

Глагол совершенного вида указывает на завершенность действия. Холод, как природное явление, обычно ассоциируется с голубым цветом. В приведенном контексте глагол заголубели вместе с существительным звук придает стихотворению звонкость и мелодичность.

На ветке облака, как слива,

Златится спелая звезда [4, 78]

В данном случае глагол златится, образованный от многозначного прилагательного золотой, используется в переносном значении. В приведенном контексте используется прямое цветовое значение: ‘цвета золота, блестяще-жёлтый.’ Также глагол златится можно заменить стилистическим синонимом горит, светится, блестит, что даст нам указание на непосредственно переносное употребление данного глагола в приведенном контексте. Глагольная форма златится, передает не сам цвет, а скорее его становление, а возможно и только его отблеск.

Утром в ржаном закуте

Где златятсярогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят. [4 c. 45]