Смекни!
smekni.com

Рецепция психоанализа в литературоведении (стр. 4 из 5)

Таким образом, в определении психотипа литературной эпохи Смирнов И. использовал принцип взаимоотношений субъекта и объекта. Эти отношения – сущностные отражения психо-сексуальных фаз развития человека. Исследователь тщательно выверил эти фазы, но в анализе художественного текста им были упущены такие важные аспекты для русской литературы, как культурологические и социальные.

Изучая общую историческую последовательность смены эпох и психотипов (филогенез культуры), Смирнов И. делает акцент на онтогенез отдельной личности. Сопоставляя эти два процесса, он приходит к выводу, что последовательность филогенетических форм обратна последовательности форм онтогенеза. То есть культура проходит через те же фазы развития, что и человек, только в обратном порядке. По Фрейду, начинающийся детский нарциссизм соединяется впоследствии с шизоидностью. Следом наступает садомазохистский период, который характеризуется первоначальным самоотрицанием, а затем и нигилистическим отвержением всего мира. В завершение возникают истерико-обсессивная, эдипальная и кастрационная фазы. В литературе этим фазам психического развития человека соответствуют следующие друг за другом, с конца к началу, течения: постмодернизм, авангард, символизм, реализм и романтизм. Литературный процесс представляет собой живой организм, развивающийся по своим законам, очень схожими с онтологическими. «Как история, культура представляет собой дегенерирующий онтогенез, обратность личностного становления»[33].

Дальнейшее развитие концепция психоаналитической истории литературы Смирнова И. получила в работах Руднева В.П. Предметом исследования «Характеры и расстройства личности. Патография и метапсихология» является человеческая психика, рассмотренная в метапсихологическом аспекте с использованием метода патографии, который есть «изучение того, как особенности психопатологии отражены в тексте – в данном случае в художественном тексте, или дискурсе»[34]. Основная мысль, высказанная Рудневым, заключается в том, что между конкретным Я (с присущим ему характером: либо циклоидный, либо эпилептоидный, либо истерический, либо психастенический, либо ананкастический, либо шизоидный) и реальностью встаёт свойственный этому характеру механизм защиты (вытеснение, изоляция, отрицание, интроекция, проекция и идентификация), который искажает действительность, но приспосабливает таким образом к воспринимающей её личности. Такой сложный процесс он называет «механизмом жизни». Цель работы Руднева – исследование механизмов жизни как феноменов человеческого сознания, явленных в текстах культуры, в первую очередь в литературных произведениях.

Вслед за Смирновым И, Руднев В. разделяет литературный процесс на стадии, каждая из которых определяется либо паранойей, либо депрессией, в которые могут трансформироваться все шесть механизмов защиты: «Каждый тип душевного расстройства <...> выстраивает свою модель мира <...>. С этой точки зрения в книге противопоставляются два типа психических расстройств, в первом из которых - паранойе - мир предстает как повышенно знаковый, полный тайных смыслов, во втором - депрессии - мир, напротив, утрачивает знаковость и теряет какой бы то ни было смысл»[35]. В истории литературы эти стадии чередуются.

В сущности, Руднев В. близок к концепции Смирнова И., с тем только различием, что литературный процесс он растолковывает не с психоаналитической точки зрения, а с психологической. Художественные произведения – просто иллюстративный материал для изучения психологического аспекта антропологии.

Таким образом, идеи Фрейда в середине-конце XX века стали переосмысляться, дополняться, на основе их выдвигаться новые теории развития литературного процесса, предметом интереса которых является процесс семиотизации (как например, у Руднева, Фуко М., Барта Р., Лотмана Ю.М., Топорова В.Н.).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Благодаря теории психоанализа подход к изучению творческого процесса в литературоведении прошлого столетия претерпел значительные изменения. З. Фрейд одним из первых обратился к личности самого автора, к его сфере интимных переживаний, к его нереализованным фантазиям, к его комплексам. Ведь подобный «материал» служит «тем сором, из которого растут стихи» (вспоминая строчки из Ахматовой) поэта.

Поэтическое творение, по мысли Фрейда, должно рассматриваться исследователями-психоаналитиками как непосредственное отражение психического состояния автора, его сексуальных желаний, которые зародились ещё в детском возрасте. Но ряд причин переносят эти детские желания в область бессознательного, которые, как негатив на плёнке, проявляются либо через сновидения, либо через символические образы. Творец способен посредством сублимации нереализованные фантазии перевести в план художественной реальности, в которой они «заживут», задействуют. И задача исследователя, и в тоже время главный его интерес – выявление психического мира поэта, так причудливо переплетённого в художественной канве произведения. С этими психоаналитическими постулатами в корне не согласен Карл Густав Юнг, знаменитый ученик Зигмунда Фрейда. Он замечает значительно упрощённое понимание феномена творчества. Границы изучения творческой деятельности у Юнга заметно раздвигаются: от сугубо личного он приходит к осознанию роли коллективного начала. То есть основа любого произведения – всеобщий онтологический опыт, выраженный в определённых архетипах. Следовательно, искусство – воплощённая память о существующем коллективном бессознательном. Значит, предмет рассмотрения учёного-литературоведа – коллективное бессознательное. Впоследствии идея о всеобщем праисточнике легла в основу интертекстуализма.

Концепция комплексов, выдвинутая Фрейдом, была воспринята другими учёными, умы которых были заняты проблемой раскодирования художественного таинства. Например, Х. Блум, «заразившийся» учением психоанализа об эдиповом комплексе, выстраивает целую теорию «страха влияния». Художественное творчество определённого поэта, в представлениях Блума, - это всегда отражение борьбы «сильного поэта» и его предшественника, всегда попытка преодолеть влияние последнего. Движение к оригинальности и уникальности – вот что отличает «сильного автора».

Обработка психоаналитических идей у Смирнова И. достигла своего логической законченности. Смирнов И. рассматривает литературу как живой организм, имеющий свои стадии развития – в данном случае сменяющие друг друга психоисторические эпохи. Смена литературных эпох поддаётся обратному описанию фазового развития человека, о котором писал ещё Фрейд.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Акимов О.Е. Да свершится правосудие // Акимов О.Е. Правда оФрейде и психоанализе. М., 2005

2. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика.

Поэтика. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.philology.ru/literature1/barthes-94e.htm, – свободный. – Закл. с экрана.

3. Блум Х. Страх влияния. Карта перечитывания. Екатеринбург, 1998

4. Гальперин П.Я., Ждан А.Н. История психологии. XX век. М., 2003

5. Кардине А. Мой анализ с Фрейдом // Дадун Р. Досье. Суждения и

мнения о Фрейде и психоанализе [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st025.shtml, – свободный. – Загл. с экрана.

6. Лаберж С., Рейнголд Х. Творческие сны. // Лаберж С., Рейнголд Х.

Практика осознанного сновидения. Гл.9 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://jointdreaming.narod.ru/laberge.htm#9.1, – свободный. – Загл. с экрана.

7. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Собрание

сочинений в 2 т.Т.1. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://teologia.ru/www/biblioteka/esthetika/nicche.htm, – свободный. – Загл. с экрана.

8. Психоанализ З.Фрейда. Фрейдизм [Электронный ресурс].

Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.it-med.ru/library/p/ps_analiz.htm, – свободный. – Загл. с экрана.

9. Руднев В.П. Характеры и расстройства личности. Патография и

метапсихология. М., 2002

10. Смирнов И.П. Психодиахронологика: Психоистория русской

литературы от романтизма до наших дней. М., 1994

11. Фрейд З. Некоторые замечания относительно понятия

бессознательного в психоанализе // Фрейд З. Психоанализ и русская мысль. М., 1994

12. Фрейд З. Художник и фантазирование [Электронный ресурс].

Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/fr_hud/index.php, – свободный. – Загл. с экрана.

13. Фрейд З. Я и Оно [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим

доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/freyd/ya_ono.php, – свободный. – Загл. с экрана.

14. Эткинд А. Эрос невозможного: История психоанализа в России

[Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.koob.ru/atkind/eros_nevozmojnogo, свободный. – Загл. с экрана.

15. Юнг К.Г. Две точки зрения на психическое // Гальперин П.Я., Ждан

А.Н. История психологии. XX век. М., 2003

16. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэзии //

Юнг К.Г. Психоанализ и искусство. М.; Киев, 1996

17. Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество // Самосознание

европейской культуры ХХ века [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.awareness-way.ru/content/190-psikhologiya-i-poeticheskoe-tvorchestvo1, – свободный. – Закл. с экрана.


[1] Кардине А. Мой анализ с Фрейдом // Дадун Р. Досье. Суждения и мнения о Фрейде и психоанализе [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st025.shtml, – свободный. – Загл. с экрана.

[2] Акимов О.Е. Да свершится правосудие // Акимов О.Е. Правда о Фрейде и психоанализе. М., 2005. С.6