Смекни!
smekni.com

Сверхповести Хлебникова (стр. 1 из 2)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. КАНТА

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ

КАФЕДРА ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Реферат

По дисциплине: «Авангард»

На тему: «Сверхповести Хлебникова»

Калининград 2010г.


Велимир Хлебников — один из признанных лидеров русского авангарда начала XX века. Многие футуристы, в том числе, и Маяковский, называли его своим учителем.

Хлебников искал пути проникновения в смысл мироздания. Героем его творений становится “человек вообще”, пребывающий на пересечении настоящего, прошлого и будущего, включенный в цепь мироздания.

Исходя из этого, он осуществляет дорогой ему замысел новой синтетической жанровой формы - “сверхповести”.

Сверхповесть — литературный жанр, изобретённый Велимиром Хлебниковым. В жанре сверхповести работал сам Хлебников и ещё некоторое незначительное количество его последователей.

По определению изобретателя, сверхповесть, в отличие от повести, складывается не из слов, а из самостоятельных отрывков.[1]

В предисловии к «Зангези» (1922) Велимир Хлебников пишет следующее: «Сверхповесть или заповесть складывается из самостоятельных отрывков, каждый с своим особым богом, особой верой и особым уставом.

Строевая единица, камень сверхповести, – повесть первого порядка. Она похожа на разноцветное изваяние из разноцветных глыб разной породы, темно-белого камня, плащ и одежда – голубого, глаза – черного. Она вытесана из разноцветных глыб слова разного строения. Таким образом, находится новый вид работы в области речевого дела. Рассказ есть зодчество из слов. Зодчество из рассказов «есть сверхповесть»»[2]. Такое своего рода мозаичное построение сверхповести и дает возможность автору не следить за повествовательным развитием одной мысли в рамках одного сюжета, а затрагивать любые темы и идеи, пусть даже логически не связанные между собой. Сверхповести включают и прозаические, и поэтические части. Особенности данного жанра позволяют задействовать многоплановую проблематику прозы и поэзии Хлебникова. Как видно из приведенной выше цитаты, сверхповесть автор также называет «заповесть». По толковому словарю Даля, «заповестить» означает объявить заранее, предуведомить. Таким образом, уже в самом названии жанра прослеживается установка Хлебникова на воспроизведение не только открытых им законов времени, но и других наиболее значимых философско-религиозных идей в концепции поэта.

Первая сверхповесть «Дети Выдры» была написана в 1913 году.

«Дети Выдры» — монтаж из шести частей, «парусов», автономность которых проявляется и в их жанровой принадлежности, и в их тематике. Р.О. Якобсон в своей знаменитой первой работе о Хлебникове заметил: «Есть у Хлебникова произведения, написанные по методу свободного нанизывания разнообразных мотивов. Таковы, пожалуй, “Дети Выдры”. Этот метод освящен многовековой давностью, но для Хлебникова характерна его обнаженность — отсутствие оправдательной проволоки».[3]

Произведение начинается с двух небольших прозаических текстов (1-й и 2-й парус), написанных «ремарочным» стилем, в которые вкраплены куски стихотворений. За ними следует эпическое повествование в стихах (3-й парус), рассказ «Смерть Паливоды» (4-й парус), драматическая поэма в трех частях (5-й парус) и стихотворный «разговор мертвых» (6-й парус). Сверхповесть наполнена персонажами из разных периодов истории человечества, однако ее главные герои — мифологическая пара, Сын и Дочь Выдры. Они появляются на свет в первом парусе, где Сын Выдры в роли культурного героя способствует превращению изначального мирового «хаоса» в пригодный для жизни «космос» В следующих частях эти герои путешествуют во времени, то созерцая разные события, то участвуя в них под теми или другими личинами. В 5-м парусе Хлебников излагает в стихотворной форме свою теорию о циклической природе времени и о детерминированности исторических событий. Действие 6-го, последнего, паруса, озаглавленного «Душа Сына Выдры», буквально происходит в сознании героя, который открыто отождествляет себя с автором сверхповести: на сцене появляются карфагенский полководец Ганнибал и его римский соперник Сципион, а также «духи великие» из прошлого славянских народов, включенные в текст по разным причинам (Коперник, Ломоносов, Ян Гус, Святослав, Пугачев, Разин, Артемий Волынский). Сверхповесть заканчивается советом, который дают «духи великие» Сыну Выдры. Однако в чем заключается этот совет – читателю не позволено узнать.

В чем заключается главная идея «Детей Выдры»? Четко ответить на данный вопрос нелегко, так как сверхповесть является своего рода итогом целого периода творчества Хлебникова и в тексте отсутствует эксплицитная мотивация сюжетного развития. Тем не менее, сходство структуры большинства эпизодов, из которых состоит сверхповесть, приводит к выводу, что в лице главного героя, Сына Выдры, вместе с его разными «локальными» двойниками, Хлебников прославляет героическое поведение и героическую борьбу, доведенную до конца — либо победного, либо гибельного. Центральные для авангарда мотивы бунтарства и борьбы были связаны для раннего Хлебникова с определенными идеологическими и культурными установками, его увлечением славянофильскими идеями и отрицательным отношением к западным влияниям в русской культуре.[4]

Весной 1916 года Хлебников уехал в Астрахань и оттуда 8 апреля был мобилизован на военную службу, в 93-й запасной пехотный полк, находившийся в Царицыне. Военная служба давалась Хлебникову с большим трудом, о чём свидетельствуют его письма родным и знакомым. В это время он написал большое количество антивоенных стихотворений, которые позже составили произведение «Война в мышеловке», которое является одним из подвидов Хлебниковской сверхповести - сверхпоэмой. Единственное ее отличие от сверхповести - отсутствие прозаической части.

«Война в мышеловке», создавалась в 1915 – 1922 гг., в период наиболее ярких политических событий. Поэтому проблемы войны, судеб человечества были особенно актуальны.

Выражение «война в мышеловке» означает войну в «судьболовке», войну судеб. Первоначально Хлебников назвал это произведение «Я и Вы». «Я» противопоставлено всему окружающему миру. «Война в мышеловке» не только отражает войну в собственном смысле этого слова. Прежде всего, речь идет об идеологической войне, о выпаде автора против самоистребления человечества, о вызове смерти или войне против войны.[5]

В «Войне в мышеловке» прослеживается идея поэта о создании всеобщего универсального государства Земного Шара.

Поэма “Азы из узы” (1919-1922), написанная в разгар гражданской войны, когда поэт готовился осуществить свое давнее желание совершить паломничество на Восток, к “прародине человечества”, представляет собой нечто вроде мифопоэтической панорамы Азии. В ней отразились непосредственные впечатления русской революции и вести об освободительных движениях на Востоке, в которых Хлебников видел истоки будущего единства освобожденного человечества. [6]

Главная мысль «Азов из Узы» заложена в самом названии. При этом трактовать его можно по-разному. Узы – это оковы, или все что привязывает или связывает нравственно. Аз, по Хлебникову, есть и «освобожденная личность, освобожденное я», и сокращение слова «Азия». [7] Для писателя «Азия есть не только северная земля, населенная многочленом народов, но и какой-то клочок письмен, на котором должно возникнуть слово Я» . [8] Таким образом, «Азы из Узы» можно трактовать, как прорыв Азии в союзе с Россией из оков времени и пространства, чтобы следовать к великой цели единения народов: «Думалось, что у устья Волги встречаются великие волны России, Китая и Индии, и что здесь будет построен Храм изучения человеческих пород и законов наследственности, чтобы создать скрещиванием племен новую породу людей, будущих насельников Азии» .[9]

Первая часть поэмы посвящена созданию единой книги.С одной стороны, Единая книга – это единая религия и единый язык. С другой стороны, здесь отражается понимание целого мира как книги. Вторая часть сверхпоэмы — «Азия» -олицетворяет идею пространства, воплощенного в разных эпохах, тогда как третья часть - «Современность» - символизирует идею времени, объединяющего страны и культуры мира в синхроническом срезе. Следующая и последняя часть – «Заклинание множественным числом». Она завершается строками, в которых отражается разочарование Хлебникова в Азии, которая оказывается равнодушна к проблемам человечества и не желает бороться за объединение народов, религий и языков.

Стремление к всеединству человечества, объединению религий и языков, созданию универсального государства является сквозным мотивом «Азов из Узы» В.Хлебникова.

Наиболее известное произведение Хлебникова в жанре сверхповести — «Зангези», написанная в 1921—1922 и выпущенная после смерти поэта в июле 1922 года. Сам Хлебников называл ее своим любимым детищем.

«Зангези» с поразительной последовательностью отражает символику Больших Арканов Таро, древнейших гадальных карт. Во-первых, сверхповесть состоит из 21 плоскости, не считая введения. Это соответствует числу Больших Арканов (21+1). При этом совокупность плоскостей «Зангези» названа колодой. Во-вторых, названия глав (плоскостей) соответствует названиям карт.

Эта сверхповесть вобрала в себя мысли и идеи Хлебникова последних лет. Зангези – главный герой произведения, alter ego автора. Он излагает «законы времени», учение о звездном языке, поет песни на звездном языке. Зангези – новый пророк.

Зангези сливается с образом автора, так как сам Хлебников отождествлял себя со своим героем. Зангези – это имя-символ, которое можно трактовать по-разному. Первая версия - влияния философии Пифагора на поэта. С другой стороны, слово «Зангези» может являться контаминацией названий рек – Ганга и Замбези. Носитель этого имени не имеет национальности, и его язык понятен для разных народов (Ганг и Замбези воспринимаются как символы Евразии и Африки). Кроме того, в мифологии западносибирских татар (Хлебников изучал мифы народов Востока) Занги (Санги) – дух – хозяин хлева, который мог показываться людям в виде животных. Такая трактовка тоже возможна, если Хлебникову важно подчеркнуть, что язык Зангези понимают даже животные и птицы.