Литературный текст всегда включен в иные тексты. Так как автор пишет, находясь в ситуации окружения более раннего или современного ему корпуса литературных текстов, он живет в истории, а жизнь общества записывается в тексте. Чужой текст обязательно внедряется в плетение письма, а письмо вбирает в себя этот текст. Таким образом, в параграмме текста, который пишет автор, функционируют все тексты, находящиеся в сфере чтения данного писателя. Таким образом, с помощью параграмматического письма писатель участвует в жизни отчужденного общества, исходя из этой отчужденности. При этом воля автора уже не имеет значения, так как автор не контролирует процесс диалогического взаимодействия своего текста с другими.
Как замечает И.И. Ильин, "концепция Кристевой быстро получила широкое признание и распространение у литературоведов самой различной ориентации. Однако конкретное содержание термина существенно видоизменяется в зависимости от теоретических и философских предпосылок, которыми руководствуется в своих исследованиях каждый ученый. Общим для всех служит постулат, что всякий текст является "реакцией" на предшествующие тексты".
Впоследствии Р. Барт дал определение интертексту и интертекстуальности, которое сейчас принято считать каноническим: "Каждый текст является интертекстом; другие тексты присутствуют в нем на различных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей культуры и тексты окружающей культуры. Каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат".
Заключение
Сформулировав понятие интертекстуальности, Ю. Кристева открыла путь для дальнейших исследований в области межтекстовых взаимодействий.
Ю. Кристева ввела такие понятия как "семанализ", "генотекст", "фенотекст", "интертекст", которые также оказали огромное влияние на развитие науки.
Проблема интертекста привлекают внимание множества исследователей, среди них и Р. Барт, чье определение интертекста в современной науке считается каноническим.
Список использованной литературы
1) Барт Р. От произведения к тексту // Барт Р.Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М. Прогресс, 1989.
2) Барт P. S/Z. М., 1994.
3) Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
4) Ильин И.И. Интертекстуальность // Современное зарубежное литературоведение. М., 1999.
5) Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М, 1996.
6) Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М, 2004.
7)Соссюр Ф. де. Заметки по общей лингвистике. М.: Прогресс, 1990.
8) Новейший философский словарь:3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003.
9)Постмодернизм: энциклопедия / сост. и науч. ред. А.А. Грицанова, М.А. Можейко. Минск, 2001.