Смекни!
smekni.com

Основные направления расширения комплекса услуг посредниками в логистической цепи товародвижения (стр. 4 из 4)

Прежде всего следует отметить, что 4PL-провайдеры обязательно связаны с производством. Для появления на российском рынке такого рода компаний нужна востребованность, а ее-то как раз и нет. Возьмем для примера одну из крупнейших в мире логистических компаний - французкую компанию GEFCO. Созданная еще 50 лет назад на базе концерна Peugeot-Citroen, она превратилась в международного логистического интегратора. В 2003 году был открыт российский филиал, который сегодня называется GEFCO CIS. Большую часть бизнеса GEFCO составляют услуги для автомобильной промышленности. О них и пойдет речь.

Общемировой уровень

В настоящее время требования мирового автопрома к логистике одни из самых высоких. Имея среди своих клиентов в России такие автомобилестроительные компании, как Peugeot, Renault, Citroen, General Motors, GEFCO обязана соответствовать общемировому уровню требований и обеспечивать поставку комплектующих на автозаводы в режиме just in time, запчастей, а также осуществлять логистику готовой продукции, т.е. транспортировку, хранение, предпродажную подготовку и дистрибуцию автомобилей. GEFCO обеспечивает постановку и дистрибуцию 270 тыс. автомобилей в год через свою специально оборудованную новейшими компьютерными системами площадку. В 2006 г. это дало около 30% российского рынка автомобилей иностранных брендов.

Многолетний опыт работы с автомобильной промышленностью, передовые технологии и логистические решения, разработанные по самым высоким стандартам, которые требует логистика для автопрома, GEFCO переносит в другие сферы: косметическую, фармацевтическую промышленность, специализированные розничные сети. Впрочем, остановимся более подробно на поставках just in time, которые можно рассматривать как один из элементов услуг 4PL.

Без складских запасов

Само понятие just in time было введено на заводах компании Toyota, где впервые поставки комплектующих на конвейер начали осуществлять «с колес», что позволило практически отказаться от содержания дорогостоящих складских комплексов. Максимальный запас деталей был расчитан изначально на 2 часа работы. С тех пор в таком режиме работают все заводы мирового автопрома. А задача снабжения конвейера и вывоза годовой продукции полностью ложится на плечи обслуживающей логистической компании. В ее обязанности входит обеспечение бесперебойной работы конвейера со всеми вытекающими из этого проблемами и последствиями.

Точность до минуты! Иначе милионные штрафы

В России GEFCO создает необходимую инфраструктуру для обслуживания заводов по сборке автомобилей: построен складской комплекс в Москве, проектируется складской комплекс в Санкт-Петербурге, открыты площадки для хранения и предпродажной подготовки автомобилей, налажена специализированная ИТ-система, позволяющая отслеживать движение грузов в режиме реального времени, обучаются новые кадры и т.д.

Работа без складских запасов позволяет заводу значительно снизить конечную стоимость автомобиля. А вот логистическому провайдеру необходимо собрать все детали и комплектующие от всех поставщиков в нужное время в нужном месте и в определенной последовательности.

Это принципиально меняет подход к складу. Он ориентирован не на дистрибуцию, а на набжение, не на хранение, а на движение. Все необходимые конвейеру детали поступают на сборочное производство с точностью до минуты. Если сборщик, протянув руку за тедалью, не обнаружит ее в должном месте, конвейер остановится, а логистический оператор заплатит милионные штрафы. Поставка же раньше запланированного срока чревата отсутствием места для разгрузки и хранения. Такую логистику могут обеспечить только компании, допущенные к процессу производства. Как правило, это крупные логистические провайдеры, обладающие крупной инфраструктурой и современными системами управления цепями поставок, осуществляющие высокотехнологичные процессы и реализующие сложные логистические схемы. Это и есть 4PL-провайдер.

Для того, чтобы обеспечивать весь процесс сборки автомобилей, необходимо непосредственно учавствовать в планировании производства. Для выполнения этих функций нужна сильная аналитика и специально разработанные ИТ-системы. GEFCO работает на ИТ-системе, разработанной для заводов Peugeot-Citroen с целью обеспечения процесса сборки.

Российская логистика - один большой форс-мажор

В целом же можно сказать, что 4PL-услуги в России пока востребованы довольно слабо. Однако уже в ближайшие 2-3 года появится значительный спрос на логистических операторов, которые смогут и будут реально готовы работать в таком режиме.

К сожалению, российская реальность такова, что приведенная схема сразу же ломается, как только дело доходит до пересечения границы, в то время как сборочные заводы в России в основном используют комплектующие иностранного производства. Непредсказуемость политических шагов, отсутствие жестких таможенных норм и правил в любой момент могут вызвать многокилометровые пробки на любом из участков границы, что никак не может гарантировать точность и своевременность поставок.

Невозможно посчитать, пойдут ли потоки через Белоруссию или вдруг хлынут через Прибалтику. При таком положении дел можно сказать, что российская логистика, связанная с экспортно-импортными операциями, - это один большой форс-мажор. Поэтому GEFCO, например, организовала регулярные маршруты из Европы (Польша, Германия, Франция) в Москву и Санкт-Петербург. Может быть, это создаст хотя бы 80%-ную предсказуемость.

Надежда на ВТО

Есть надежда и на то, что вступление России в ВТО позволит также реально внедрить в России кросс-докинг для экспортно-импортных операций, ведь в Европе у GEFCO действует сеть примерно из 400 пунктов, связанных регулярными транспортными линиями, которые обеспечивают сборку, пересортировку грузов и их последующую отправку в другие точки в режиме кросс-докинга. Это несколько тысяч рейсов, образующих единую паутину. Российские рейсы уже интегрированы в эту систему, и их количество неустанно растет.

Логистика - не склад и не транспорт. Это люди!

Итак, логистическая компания - это не склад и не транспорт. Это в первую очередь люди и информационные системы. Все остальное можно построить, купить, арендовать. Главное - знать, КАК это сделать, а потом уже, исходя из реалий, находить способ. Именно поэтому наиболее острая проблема всех логистических компаний в России - это кадры.

Поскольку логистика очень востребована, то существующие логистические компании развиваются быстро, появляются новые, и не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во всех крупных городах России. А работать, в сущности, некому. Единицы прошли обучение за рубежом, где преподавание логистики сложилось уже давно. Пара сотен полноценных, но еще не имеющих опыта специалистов была за последние 2 года подготовлена в российских вузах. И это все. Почти все компании идут одним и тем же путем: набирают грамотных людей, прошедших специальное тестирование, а затем обучают их либо внутри компании, либо за рубежом.

В отличие от других операторов, компания GEFCO выступает за технологичный подход в организации логистики, а потому приоритет в кадрах отдается не только специалистам по логитике, но и инженерам, которые в дальнейшем, пройдя дополнительное обучение, разрабатывают различные логистические схемыи ищут наиболее оптимальные пути для обеспечения движения товарных потоков. Это и называется логистическим инжинирингом.

В целом можно сказать, что, пока существует кадровая проблема, ни о каких 4PL-провайдерах в глобальном масштабе В россии и говорить не приходится.

© Ирина Лебедева, «Логинфо, журнал о логистике в бизнесе» (12/2006)