По способу выявления содержания понятия определения делятся на явные и неявные. Явные раскрывают существенные признаки предмета, неявное – определение через отношение предмета к своей противоположности, контекстуальное, остенсивное и другие виды определений. Наиболее распространенным видом явных определений является определение через род и видовое отличие, и его разновидность – генетическое определение. Определение через род и видовое отличие состоит из двух понятий: определяемого и определяющего, а сама операция включает в себя два приема: 1) подведение определяемого понятия по более широкое родовое понятие и 2) указание видового отличия, т.е. признака, отличающего определяемый предмет от других видов, входящих в данный род. Определение через род и видовое отличие выражается символически А=Вс, где А - определяемое понятие, Вс – определяющее понятие (В – род, с – видовое отличие). Или Dfd º Dfn, где º - знак эквивалентности. Генетическим называется определение, указывающее на происхождение предмета, на способ его образования («шар – это геометрическое тело, образованное вращением круга вокруг одного из своих диаметров»). Правила: 1) определение должно быть соразмерным, если определение шире понятия, то такая ошибка называется ошибкой слишком широкого определение (А<Bc), если же определение уже понятия, то это ошибка слишком узкого определения (А>Bc); 2) определение не должно заключать в себе круга, разновидность – тавтология (определяющее понятие повторяет определяемое); 3) определение должно быть ясным, должно указывать на известные признаки не нуждающиеся в определении и не содержащие двусмысленности, если же это нарушено, то такая ошибка называется «определение неизвестного через неизвестное, или определением х через у»; 4) определение не должно быть отрицательным, но это правило не распространяется на определение отрицающих понятий.
Это логическая операция, раскрывающая объем понятия. Делимое понятие – объем которого следует раскрыть, члены деления – соподчинены вида, на которые делится понятие (результат деления), и основание деления – признак, по которому производится деление. Сущность деления состоит в том, чтобы предметы, входящие в объем делимого понятия, распределить по группам. Различают деление по 1) видоизменению признака и 2) дихотомическое деление. Основанием деления по видоизменению признака является признак, при изменении которого образуются видовые понятия, входящие в объем делимого (родового понятия). Выбор признака зависит от цели деления. Дихотомическое деление, или дихотомия, - деление объема делимого понятия на два противоречащих понятия.
Различают деление по 1) видоизменению признака и 2) дихотомическое деление. Основанием деления по видоизменению признака является признак, при изменении которого образуются видовые понятия, входящие в объем делимого (родового понятия). Выбор признака зависит от цели деления. Дихотомическое деление, или дихотомия, - деление объема делимого понятия на два противоречащих понятия. Существует три основных правила деления понятий: 1) деление должно быть соразмерным (перечислить все виды делимого понятия), ошибки – неполное деление, деление с лишним членом; 2) деление должно производить только по одному основанию (признак должен оставаться одним и тем же); 3) члены деления должны исключать друг друга (вытекает из предыдущего), члены деления не должны находиться в отношении частичного совпадения; 4) деление должно быть непрерывным, нужно переходить к ближайшим видам, не пропуская их.
Суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предмета. Всякое суждение может быть либо истинным, либо ложным. Суждение выражается повествовательным предложением. Суждение о связи предмета и его признака состоит их двух понятий (терминов) суждения: субъекта (предмет суждения) и предиката (признак предмета), которые обозначаются латинскими буквами S и P. Суждение включает в себя также связку – элемент суждения, который соединяет оба термина суждения, утверждая или отрицая принадлежность предмету некоего признака («есть»/«не есть» и т.п.). Субъект и предикат не имеют строго стабильных форм выражения и нередко определяются логическим ударением. Суждения делятся на простые (не включают другие суждения) и сложные (состоит из нескольких простых суждений).
Простое суждение – суждение, не включающее другие суждения. Выделяют три вида простых суждений: 1) Атрибутивное (категорическое) – суждение о признаке предмета. Такое суждение состоит из субъекта, предиката и связки, его логическая схема: S-P, S – субъект, Р – предикат, «-» - связка. Субъект – понятие о предмете суждения, предикат – понятие о признаке суждения, связка – отношение между ними. Субъект и предикат – термины суждения. 2) Суждение с отношением – суждение об отношении между предметами. Отражают отношения равенства, родства, пространственные, временные, причинно-следственные и др. отношения. Запись: xRy, где х и у – члены отношения, обозначающие понятия о предметах, R – отношение между ними. Читается: х находится в отношении R к у. 3) Суждения существования – выражают сам факт существования или несуществования предмета суждения.
Категорические суждения – суждения о признаке предмета. По качеству они бывают утвердительными (выражают принадлежность субъекту какого-то признака) и отрицательными (отсутствие признака; S есть P, S есть не-P, S не есть P (+ двойное отрицание – утверждение)). По количеству суждения делятся на единичные (что-то утверждается или отрицается об одном предмете («Это S (не) есть P»)), частные (что-то утверждается или отрицается о части предметов некоторого класса («Некоторые S (не) суть P»), в зависимости от значения в котором употребляется слово «некоторые» различают неопределенное частное (некоторые, а может быть и все; по крайней мере некоторые) и определенное частное суждение (только некоторые, «Только некоторые S (не) суть Р»)) общие суждения (что-то утверждается или отрицается обо всех предметах этого класса («Все S суть P», «Ни одно S не есть P»)). В форме единичных суждений выражаются знания об отдельных явлениях, событиях, лицах; частные суждения содержат обобщенные знания; общие характеризуются общностью и завершенностью, выражаются разного рода законы.
Выделяющие суждения – выражают тот факт, что признак, выраженный предикатом, принадлежит, или не принадлежит, только данному и никакому другому предмету («S, и только S, есть Р» - единичное выделяющее суждение; «Некоторые S, и только S, суть P» - частное выделяющее суждение; «Все S, и только S, суть P» - общее выделяющее суждение). Исключающее – суждение в котором выражается принадлежность (или непринадлежность) признака всем предметам, за исключением некоторой их части («Все S, за исключением S1, суть P»).
Объединяя количественные и качественные характеристики, суждения делятся на: 1) Общеутвердительное (А) – суждение, общее по количеству и утвердительное по качеству («Все S суть Р») (на языке логики: «А (все S суть Р): " х (S(x) - P(x))» (для всех х, если х присуще свойство S, то х присуще свойство Р)) (субъект распределен. предикат не распределен). Общеотрицательное суждение – общее по количеству и отрицательное по качеству («Ни одно S не есть Р») (на языке логики: «Е (ни одно S не есть Р): " х (S(x) - ù P(x))» (ни одному х, которому присуще свойство S, не присуще свойство Р)) (субъект распределен. предикат распределен). Частноутвердительное – частное по количеству и отрицательное по качеству (некоторые S суть Р) (на языке логики: «I (некоторые S суть Р): $ х (S(x) ^ P(x))» (существуют х, которым присуще свойство S и свойство Р)) (субъект не распределен. предикат не распределен). Частное отрицательное – частное по количеству и отрицательное по качеству (некоторые S не суть Р) (на языке логики: «О (некоторые S не суть Р): $ х (S(x) ^ ù P(x))» (существуют х, которым присуще свойство S и не присуще свойство Р)) (субъект не распределен. предикат распределен).
30. Деонтическая модальность суждений.Деонтическая хар-ка правовых норм
Деонтическая модальность-это выраженная в суждении просьба,совет,приказ или предписание,побуждающее кого-либо к конкретным действиям.Среди предписаний следует выделить нормативные предписания, включ и нормы права. Норма права- официально принятые уполномоченным органом общеобязательные правила поведения, регулипующие правовые отношения в соц среде, неисполнение к-ых влечет применение юр санкций.В правоотношении праву всегда соответствует обязанность, и наоборот, всякой обязанности соответствует определенное право. Право и обязанность как фундаментальные хар-ки правоотнош-я выражают с помощью деонтических операторов: O-обязывание F-запрещение P- разрешение. Символом d обозначают регулируемое действие; символами x, y, z –субъективное правоотношение. Среди норм права различают: 1) Правообязывающие нормы формируют с помощью слов «обязан», «обязан», «должен», «надлежит», «признается». Символически правообязывание можно выразить в след виде- O(d),что означает «действие d подлежит обязательному исполнению».2)Правозапрещение нормы формируют с помощью слов: запрещается, не вправе, не может, не допускается. Символически правозапрещение можно выразить F(d), что означает: «действие d запрещается» 3)Правопредоставляющие нормы с помощью слов: имеет право, может иметь, может применять. Символически- P(d),предоставляет право выполнить d. Обязанность и запрещение могут быть выражены др через др: обязанность выполнить опред действие эквивалента запрещению не выполнять его. Схема: O(d)=F(¬d). Минимальные деонтич требования:1) Деонитич непротиворечивость проявляется в том, что сис-ма права исключ деонтически несовместимые нормы. O(d) ^O(¬d)- обязанность выполнять d и не d; F(d) ^F(¬d)- запрещение выполнять d и не d 2) Деонтич сбалансированность проявл в том, что в правовой сис-ме для всякой правопредоставляющей нормы предусмотрена соответствующая ей правообязывающая норма.3) Деонтич полнота означает, что в сис-ме регулируются все предусмотренные в данной предметной области действия и в ней нет нерегулируемых действий