Смекни!
smekni.com

Суждение как форма мышления 2 (стр. 2 из 2)

Условные суждения – это суждения, в которых утверждается, что наличие одной ситуации детерминирует наличие другой15. Чаще всего условные суждения выражаются предложениями с союзом «если…, то…». В условных суждениях ситуация, описываемая основанием, является достаточным условием для ситуации, описываемой следствием.

Суждение эквивалентности – это суждение, в котором утверждается одновременное наличие или одновременное отсутствие двух ситуаций16. Эти суждения выражаются посредством союзов «если и только если…, то …» и «тогда и только тогда...». Как и в условных суждениях эквивалентности выделяют основание и следствие, которые связаны между собой следующим образом: основание выражает достаточное и необходимое условие для ситуации, описываемой следствием, и наоборот, событие, описываемое следствием, также является достаточным и необходимым условием для события, описываемого основанием.

В логике исследуются суждения материальной эквивалентности, которые являются упрощением, моделью отношений реальности, описываемых суждением эквивалентности.

4. Виды суждений по характеру предиката.

По характеру предиката выделяют три наиболее распространенные группы (См. рис.2).

Рис.2

Атрибутивные суждения, или суждения о свойствах чего – либо, раскрывают наличие или отсутствие у предмета мысли тех или иных свойств (или признаков). Поскольку понятие, выражающее предикат, имеет содержание и объем, атрибутивное суждение может рассматриваться в двух планах: содержательном и объемном.

В содержательном плане это суждение о том, обладает или не обладает предмет мысли совокупностью свойств или отдельным свойством. В зависимости от этого различаются две разновидности атрибутивных суждений. В одной из них предикат выражен конкретным понятием, то есть понятием о самих предметах и явлениях в строгом смысле этого слова. Например: «Ртуть – металл» (то есть она обладает всеми свойствами металлов).

В другой разновидности предикат – абстрактное понятие. Например: «Ртуть электропроводна» (то есть она обладает отдельным свойством – электропроводности).

В объемном плане атрибутивные суждения – это суждения о том, входит или не входит предмет мысли в тот или иной класс предметов18. Они именуются тогда «суждениями включения (или невключения) в класс предметов». В зависимости от объемных отношений различаются тоже две их разновидности. Для одной характерно включение (или невключение) подкласса в класс. Например: «Все металлы электропроводны» (здесь подкласс металлов включается в класс электропроводных веществ). В другой устанавливается принадлежность (или непринадлежность) элемента классу: «Данное вещество – металл».

Реляционные суждения, или суждения об отношениях чего – либо к чему – то, раскрывают наличие или отсутствие у предмета мысли того или иного отношения к другому предмету (или нескольким предметам)19.

У реляционных суждений тоже есть свои разновидности. Одному из них составляют суждения об отношениях между двумя предметами. Например: «Рязань меньше Москвы». В отличие от «одноместного» предиката атрибутивных суждений предикат в них называется «двухместным». Другая разновидность реляционных суждений – суждения об отношениях между тремя и более предметами. Например: «Рязань находится между Москвой и Тамбовом». Предикат здесь – «многоместный».

Относительность различий между атрибутивными и реляционными суждениями проявляется в их способности превращаться друг в друга. Так, атрибутивные суждения можно представить как частный случай реляционных, поскольку в них связка «есть» («не есть») раскрывает отношение тождества (принадлежности, включения и т.д.) между мыслимыми в Sи P предметами. А реляционное суждение, в свою очередь, можно представить как частный случай атрибутивного.

Экзистенциальные суждения – это суждения, в которых раскрывается наличие или отсутствие самого предмета мысли20. Предикат здесь выражается словами «существует» («не существует»), «есть» («нет») и др. Например, «дыма без огня не бывает».

Познавательное значение рассмотренных видов суждений по характеру предиката трудно переоценить. В атрибутивные суждения облекаются знания обо все новых открываемых свойствах бесконечно разнообразных предметов мысли. В реляционных суждениях отражается бесконечное богатство отношений между предметами мысли: пространственные и временные, природные и социальные, а среди социальных – производственные и непроизводственные (политические, нравственные и т.д.) С их помощью выражается вся гамма правовых отношений между людьми.

Особое значение имеют экзистенциальные суждения. Первое, с чем сталкивается человек в своей практической деятельности, - это существование (или отсутствие) тех или иных предметов и явлений.

5. Суждение как форма выражения истины.

Высказывание может иметь в мышлении самое различное значение. Высказывание может выражать чувство («я люблю музыку Бородина»), желание («я хочу написать письмо подруге») и т.д.

В отличие от высказываний, выражающих чувство или желание, суждение есть логическая форма, в которой выражается истина. Истиной называется соответствие между предметом мысли и мыслью об этом предмете. Истинным называется суждение, в котором мысль наша, отражая действительность; во-первых, связывает то, что связано в самой действительности; во - вторых, в истинном суждении мысль наша связывает предметы и разделяет их именно таким образом, каким они связываются и разделяются в самой действительности.

Ложью или заблуждением называется несоответствие между предметом мысли и мыслью об этом предмете. Ложным называется суждение, в котором мысль наша, во - первых, связывает то, что не связано в самой действительности, и разделяет то, что в самой действительности связано. Так, суждение «гора Монблан находится в Азии» ложно, так как в суждении этом мысль наша пытается связать то, что в действительности разделено. В действительности Монблан находится в Европе, а не в Азии; во – вторых, суждение ложно даже в тех случаях, когда оно, пытаясь соединить то, что соединено в самой действительности, связывает предметы не так, как они связаны в самой действительности.

Бывают суждения, которые достаточно высказать, чтобы все с ними согласились. В таких суждениях отношение между субъектом и предикатом, высказываемое суждением, очевидно. Отношение это верно отражает в нашей мысли ту связь, которая существует между предметами и их свойствами в самой действительности.

Способность суждения выражать истину зависит от обоснования данного суждения или от средств, при помощи которых оно доказывается в качестве истинного. Для доказательства многих суждений (в особенности суждений о принадлежности) имеет значение: 1) будет ли данное суждение утвердительным или отрицательным, 2) общим или частным, 3) выражающим истину под известным условием или независимо от условия, 4) выражающим необходимую или всего лишь возможную связь явлений. Эти различия между суждениями называются в логике различиями по качеству, по количеству, по отношению и по модальности.

Заключение.

Как логическая форма мышления, всякое суждение есть ответ на известный вопрос, поставленный нашей мыслью. Поэтому первая задача при рассмотрении суждения состоит в том, чтобы правильно понять, на какой именно вопрос отвечает или пытается ответить данное суждение. Правильно поняв смысл вопроса, мы тем самым получаем известное понятие о предмете суждения, а понятие о предмете суждения показывает, в какой области следует искать те свойства или те отношения, которые принадлежат предмету и которые должны быть открыты в нем для нашей мысли и познания.

Список литературы.

1. Асмус В.Ф. Логика. М.: Едиториал УРСС,2001.

2. Гетманова А.Д. Логика. М.: Омега-Л, 2006.

3. Иванов Е.А. Логика. М.: Волтерс Клувер, 2005.

4. Ивин А.А. Логика. М.: Знание, 1997.

5. Ивлева М.И. Логика. М.: Маркет ДС, 2007.

6. Ильичев Л.Ф., Федосеев П.Н. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.

7. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Практика, 2008

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Оникс 21 век, 2004.

9. Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. М.: Научно издательский центр «Ладомир», 1994.


1 См. подробнее: Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. М.: Научно издательский центр «Ладомир», 1994, c.386.

2 Марк Туллий Цицерон – римский оратор и государственный деятель, теоретик риторики, классик латинской художественной и философской прозы. См. подробнее: Ильичев Л.Ф., Федосеев П.Н. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983, c.766.

3 Мышление – это способность человека рассуждать, представляющая собой процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях. См. подробнее: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Оникс 21 век, 2004, с.469.

4 См. подробнее: Ивин А.А. Логика. М.: Знание, 1997, с.56.

5 См. подробнее: Ивлева М.И. Логика. М.: Маркет ДС, 2007, с. 64.

6 См. подробнее: там же, с.65.

7 См. подробнее: Гетманова А.Д. Логика. М.: Омега-Л, 2006,с.63.

8 См. подробнее: там же, с.64.

9 См. подробнее: там же, с.65.

10 См. подробнее: там же, с.66.

11 См. подробнее: Иванов Е.А. Логика. М.: Волтерс Клувер,2005, с.120.

12 См. подробнее: Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Практика, 2008, с. 51.

14 См. подробнее: там же, с.52.

15 См. подробнее: там же, с.53.

16 См. подробнее: Ивлева М.И. Логика. М.: Маркет ДС, 2007,с. 72.

18 См. подробнее: Иванов Е.А. Логика. М.: Волтерс Клувер, 2005, с.122.

19 См. подробнее: там же.

20 См. подробнее: Иванов Е.А. Логика. М.: Волтерс Клувер,2005, с.124.