Интонация, мелодика и темп речи
Почти две тысячи лет назад Квинтилиан утверждал, что главное не в том, о чём говорят, а в том, как об этом говорят. Возможно, что он допустил преувеличение, но сквозь него просвечивает истина. Суть её в том, что устная речь, кроме текста, содержит в себе ещё подтекст, подспудный смысл, который выражается интонацией. Именно в ней-то часто и заключается подлинный смысл сказанного, а не в самих словах.
По интонации можно также судить о самом человеке: о его темпераменте, уме, настроении. Интонация не только расширяет смысловое значение речи, но и передаёт тончайшие оттенки мысли. Одно и то же слово можно произнести на тысячу ладов. "Простое слово "здравствуйте", - пишет И. Андроников, - можно сказать ехидно, отрывисто, приветливо, сухо, мрачно, ласково, равнодушно, застенчиво, высокомерно". Благодаря интонационному разнообразию, многократно возрастает выразительность устной речи по сравнению с письменной в передачи мыслей, чувств и настроений. "Есть пятьдесят способов сказать "да", - заметил Б. Шоу, - и пятьдесят способов сказать "нет", и только один способ их написать".
Вследствие этого хорошая речь отличается от плохой не только своей композицией, построением фраз, подбором слов, но и богатством интонационных оттенков.
Интонация сочетает в себе несколько компонентов - мелодику, логическое ударение, темп речи и паузу.
Мелодика - это ритмическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса. Ритмика - мелодичный строй речи - создает повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию.
В повествовании рекомендуется чаще прибегать к вопросам. Этот нехитрый приём внесёт разнообразие в ритмику вашего выступления.
Логическое ударение. Ударением, как известно, называют выделение голосом слога или слова силой голоса или повышением тона. Второй случай как раз и есть логическое ударение. В зависимости от того, какое слово мы выделим голосом, воспринимается смысл высказывания и предопределяется реакция на него собеседника, слушателей.
Темп речи, речевое дыхание и тембр звука
Темп речи - это скорость, с которой произносятся звуки, слоги, слова. Он зависит от индивидуальных особенностей оратора и содержания выступления. Чем большей четкостью произношения и гибкостью интонаций обладает оратор, тем большую скорость изложения он может позволить себе. Чем глубже и значительнее содержание, тем более сдержанный характер носит речь.
Пауза - краткий перерыв в речи.
Начинающие ораторы стремятся делать паузы там, где в письменном варианте речи стоят знаки препинания. Это не обязательно: оратор может замолчать тогда, когда посчитает нужным. Не существует жестких правил, которые определяли бы, где и когда делать паузы. Все зависит от содержания выступления, ситуации общения, темперамента и даже настроения оратора. Главное назначение паузы - реализация целевой установки речи, раскрытие её содержания.
Тембр звука - окраска звука; качественная оценка звука, издаваемого музыкальным инструментом, звуковоспроизводящим устройством или голосовым аппаратом людей и животных.
Тембр звука:
- характеризует оттенок звучания;
- определяется источником звука;
- зависит от состава обертонов, сопутствующих основному тону, и их интенсивности.
Речевое дыхание - дыхание в процессе речи.
Речевое дыхание отличается от обычного дыхания:
- более быстрым вдохом и замедленным выдохом;
- значительным увеличением дыхательного объема;
- преимущественно ротовым типом дыхания;
- максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.
Недостатки и дефекты дикции
Говорить "чисто" - это значит соблюдать нормы употребления слов и говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника. И здесь огромную роль играет такая "техническая" сторона речи, как дикция - четкое, полное проговаривание слов. Чтобы обеспечить себе "дикционную чистоту", нужно исправить некоторые "дефекты" произношения. И на помощь вам придут скороговорки.
Дефекты дикции - связаны либо с физиологическими проблемами, либо - результат дурных привычек. Так, гнусавость ("говорение в нос") - последствие дефектов неба. Если ваш голос звучит устало и подавленно, и вам приходится постоянно повторять сказанное из-за того, что вас не слышат, значит, вы обладаете слабыми голосовыми связками. Во всех этих и некоторых других случаях нужно обратиться к врачу-логопеду.
К обратимым дефектам речи, которые связаны с неправильно усвоенными движениями мышц горла, гортани, языка, челюстей, относят картавость, шепелявость.
У большинства людей дефекты речи отсутствуют, но степень отчётливости бывает разной. Некоторые настолько невнятно говорят, будто у них "каша во рту". За редким исключением, эти люди не следят за тем, как они говорят, не тренируют соответствующие мышцы голосового аппарата. Подтверждением этому может служить то, что у преподавателей и ораторов четкая дикция. Они старательно выговаривают слова, чтобы все их поняли. От постоянного напряжения "произносительные" мышцы становятся сильными, натренированными.
Существует и проблема так называемой "широкой" дикции, когда исполнитель произносит текст не твердым кончиком языка, а всем языком, включая его наиболее утолщенную часть - корень. Отсюда возникает грубый звук, с глоточным призвуком, так как опора звука с диафрагмы снимается и переносится на горло, певец резонирует расширенной глоткой, по силе звук идет громкий, но неправильный, дикция сопровождается форсированием звука, плохо сказывается на артикуляции, снижает разборчивость речи, произношение согласных вялое, порождает интонационную фальшь, нарушает непрерывность звуковедения.
Согласные звуки прерывают звучание голоса, поэтому нужно стремиться к предельной краткости их произношения. Характер произношения согласных находится в прямой зависимости от художественного образа.
Давным-давно разработаны специальные упражнения по корректировке произношения. Они используются, например, в театральных училищах при обучении студентов сценической речи. Эти упражнения приемлемы для всех, кто не имеет явных дефектов речи, но желает усовершенствовать навыки правильного произношения. Пользоваться ими можно как под руководством врачей-логопедов или преподавателей, так и самостоятельно.
Каждый, например, в состоянии без наставников использовать для улучшения произношения такой испытанный прием, как скороговорки. Бесконечное повторение "На дворе - трава, на траве - дрова. Не руби дрова на траве двора" или "Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет" - не детская забава. Это упражнение может обеспечить внятное произношение даже при быстром темпе речи.
Заключение
Для произношения звуков мы используем многие мускулы горла и гортани. Они формируют голос, делают его приятным или, наоборот, отталкивающим. Движения этих мускулов определяют также правильность произношения, под которой понимается соответствие установившимся нормам литературного языка. Правильность произношения - важный показатель нашей речевой культуры. Стоит нам произнести несколько фраз, как слушатели сделают вывод, насколько приятен наш голос, в ладу ли мы с нормами произношения.
Чтобы быть приятным слушателю, необходимо следить за собственной речью, голосом. Здесь важна и постановка голоса.
Постановка голоса - развитие голоса человека для использования в профессиональных целях. В методике преподавания пения для постановки голоса используется совокупность приемов, позволяющих достигнуть:
- максимальную эффективность действия органов, участвующих в певческом голосообразовании;
- правильность функционирования этих органов с точки зрения анатомии, физиологии, акустики и т.п.
Целью постановки голоса являются:
- достижение предельной естественности и свободы звукообразования;
- максимальное расширение диапазона голоса; а также
- увеличение силы голоса, яркости и красочности тембра.
Голос может быть поставлен:
- для оперно-концертного пения;
- для исполнения народных песен;
- для исполнения эстрадных и театральных номеров;
- для дикторов радио и телевидения и т.д.
Конечно, речь индивидуальна. Манера произношения слова трудно поддаётся описанию. У каждого человека своя неповторимая манера говорить, благодаря чему мы с закрытыми глазами можем отличить одного говорящего от другого. Артисты, как мы знаем, пародируют не столько внешний облик своих героев, сколько манеру произношения, что делает их безошибочно узнаваемыми.
Но следует помнить, что манера выговаривать слова зависит от темперамента человека, характера деятельности, уровня общей и языковой культуры.
Для улучшения речевых навыков нужно учиться слушать звучащую речь, наблюдать свое произношение и окружающих. Очень многое в этом отношении может дать простое сравнение с речью людей, уже прошедших специальную подготовку - дикторов радио и телевидения, мастеров сцены, профессиональных чтецов.
Список использованных источников:
1. http://www.1academy-vocal.com
2. Аксёнов В. Н. Искусство художественного слова. М., 1962
3. Дубнова Е. Я. Об искусстве художественного слова. М., 1986
4. Закушняк А. Я. Вечера рассказа. М., 1984
5. Плахотин Н. "Деловой журнал", 6 выпуск. 2006
6. Словарь иностранных слов и выражений. /Авт.-сост. Е. С. Зенович. М.: Издательство АСТ, 2002
7. Сценическая речь. / Учебное пособие. М., 1976