3. Наружная реклама
Наружная реклама в основном используется при появлении нового СМИ на рынке, юбилейного или особого номера и праздничной программы. Примером может служить реклама газеты «Коммерсант», журнала «Forbs».
В наружной рекламе часто используются фотографии обозревателей и журналистов с тем, чтобы «очеловечить» работников СМИ в глазах аудитории (пример телеканала «5 канал»).
4. Продакт-плейсмент
Одним из важных инструментов public relations в СМИ в последнее время становится продакт-плейсмент (от англ. product placement, РР) - благожелательное представление СМИ в художественных произведениях и со сцены. В некоторых источниках используется термин «размещение товара», что является дословным переводом. Гораздо реже для обозначения РР используется термин «интегрирование». Продакт плейсмент представляет собой синтетическое средство маркетинговых коммуникаций, использующее интегрирование характеристик реальных компаний или товаров в контекст художественных произведений для достижения коммуникационно-маркетинговых целей коммуникатора[16].
Использование продукт-плейсмента наиболее действенно при следующих обстоятельствах[17]:
• покупатели проявляют внимание к продукту, который воспринимается без предварительного специального коммерческого разъяснения его потребительских характеристик;
• содержание фильма и имидж киноартиста могут быть перенесены на имидж продукта;
• благодаря непрерывным напоминаниям о продукте могут создаваться познавательный и качественный эффекты;
• продукт-плейсмент создает более высокое доверие к продукту и фирме, чем реклама;
• спрос потенциальных покупателей различается во времени и территориально.
Михаил Эйдинов так определяет три основных способа размещения продукта в аудиовизуальных произведениях[18].
Первый - визуальный способ - показ самого продукта в фильме без его упоминания в тексте. В кадре демонстрируется либо сам товар, либо логотип фирмы-производителя. Разумеется, такой визуальный способ представления продукта должен повторяться по ходу фильма несколько раз, например ТЕЛЕНЕДЕЛЯ.
Второй - звуковое представление продукта. В этом случае товар может быть не показан в кадре, но он регулярно упоминается в диалогах и монологах героев, продакт-плейсмент Авторадио в «О чем говорят мужчины»
Третий способ размещения продукта - интеграция его в сюжетную ткань произведения. Это самый выгодный, самый мощный, самый действующий способ продакт плейсмент, первый канал в Каникулах строгого режима.
Также, представляется возможным, выделение коммуникационных характеристик продакт-плейсмент:
1. Высокий показатель достижимости получателя посланиями продакт плейсмент. Интегрированность в художественное повествование позволяет успешно преодолевать барьеры, обычно формируемые получателями на пути рекламных посланий.
2. Формат продакт плейсмент позволяет продемонстрировать не только продвигаемое СМИ, но и сам процесс его использования. Дополнение к этому одобрения героя художественного произведения делают коммуникацию весьма убедительной.
3. Неоценимым преимуществом интегрирования является позитивный психологический фон коммуникации с представленным в художественном произведении брендом.
4. Логичным продолжением предыдущей характеристики является в целом позитивное отношение аудитории к воздействию на них инструментами PP.
5. Еще одно важное преимущество продакт плейсмент – достаточно высокий уровень внимания к РР со стороны зрительской аудитории, который значительно выше, по сравнению с аналогичной информацией, полученной из рекламных источников.
6. Долгосрочный характер коммуникации. Художественные произведения, живут долго, поэтому контакты с аудиторией еще много лет могут служить напоминанием о средствах массовой информации, использовавших инструментарий продакт-плейсмент.
Несмотря на то что эффект рекламного воздействия продакт-плейсмента пока еще трудно точно оценить, эта форма продвижения товаров и услуг развивается сейчас и, очевидно, получит развитие в ближайшем будущем, так как она позволяет расширить границы коммуникативной политики для СМИ.
1.2.1.3 Организация и проведение собственных мероприятий
Является наиболее эффективным инструментом PR в сфере СМИ. Организация и проведение мероприятий позволяет привлечь новых читателей, зрителей, слушателей, так и увеличить лояльность у уже существующей аудитории.
Основными целями, успешно решаемыми при организации мероприятий, следует назвать[19]:
1. Привлечение внимания к конкретному средству массовой информации, имеющее целью напомнить о нем широкой аудитории.
2. Формирование благорасположения со стороны аудитории.
3. Запуск нового СМИ. Масштабное действо по этому поводу привлекает внимание к новому медиа.
4. Усиление эффекта иных коммуникационных проектов (например, спонсорских или промоушн-проектов, таких, как вручение призов победителям конкурса, объявленного средством массовой информации).
5. Стимулирование продажи газет, журналов в местах проведения мероприятий.
Организация мероприятий представляет собой синтетическое средство коммуникаций, играющее вспомогательную роль в достижении целей коммуникатора, посредством вовлечения аудитории в проекты событийного характера и / или обеспечения широкой огласки по результатам этих проектов. Коммуникатором в данном конкретном случае является любой СМИ.
В данном случае можно выделить:
Мероприятия для всей аудитории или для определенной ее категории, проводимые с использование собственных ресурсов – на страницах печатных изданий, в эфире теле- и радиопрограмм.
Специальные мероприятия, организуемые и проводимые с использованием привлеченных ресурсов
Такие мероприятия могут быть рассчитаны на[20]:
- «широкую общественность»;
- конкретную специфическую целевую аудиторию;
- собственный персонал организации-коммуникатора.
Очевидно, мероприятия воздействующие на широкую аудиторию, должны отличаться массовостью и зрелищностью. Подготовка таких мероприятий занимает много времени, для их проведения собираются спонсорские средства, они широко анонсируюся в других медиа и их посещает несколько тысяч человек. Среди наиболее часто применяемых инструментов такого воздействия можно назвать:
1. концерты (проводимые зачастую на городских площадях или на стадионах). Приглашаемые СМИ звезды эстрады при этом позитивно отзываются о бренде-коммуникаторе во время концерта; музыкальное шоу «Премия МУЗ-ТВ».
2. массовые гуляния;
3. специально организуемые спортивные соревнования. При этом в качестве ивента используются как традиционные, так и «экзотические» и «демократичные» виды спорта; хоккейный турнир «Приз Известий»
4. приглашение знаменитости;
5. гонки; (автогонки журнала «За рулем»)
6. творческие соревнования (от региональных фестивалей народного
творчества до «локальных» конкурсов караоке);
7. промоушн-мероприятия, организуемые коммуникаторами в крупных торговых центрах, ресторанах, клубах (типа «коктейль-party»);
8. выделяются так называемые специальные мероприятия (special event);
9. провокационные акции (типа флеш-моб), направленные на генерацию слухов.
Организация мероприятий требует времени, сил и определенных расходов. Каждая редакция сама определяет, какие формы и методы массовой работы могут принести ей наибольшую пользу. В любом случае эта деятельность в современных условиях может оказаться подспорьем в борьбе издания за свое существование.
1.2.1.4 PR-кампания
Все вышеназванные инструменты осуществления PR в СМИ, могут быть объединены в рамках одной PR-кампании - комплекса мероприятий, проводимых с целью изучения всех аспектов информационного рынка, имеющих значение для существования конкретного средства массовой информации, выяснения его перспектив, особенностей его целевой аудитории, конкурентной ситуации на рынке и т. д.
Главная цель такой кампании — укрепление позиций СМИ на рынке, поддержание и установлении коммуникации с аудиторией, а также содействие его руководителям в извлечении наибольшей прибыли.
PR-кампания проводится по тщательно разработанному плану, определяющему ее продолжительность, время начала и завершения, характера включаемых в нее мероприятий, их очередности или одновременности, ответственных за их реализацию и другие показатели. Этот план формируется под руководством специалиста по связям с общественностью с участием руководителей или представителей различных подразделений коллектива, в первую очередь коммерческих.