Текст следует располагать так, чтобы сразу несколько зрителей могли прочесть его, не мешая друг другу.
Шрифт, используемый со вспомогательной целью, желательно унифицировать. Кроме этого, в практике широко применяются трафареты, дающие чистый, четкий графический рисунок, используются переводные шрифты (летросет). Буквы, наклеенные на прозрачную пленку, переводятся на рабочую поверхность легким прижиманием пленки. Имеется опыт использования множительной техники: ротапринт, фотопечать и т. д.[4]
Работа будет тем эффективнее, чем основательнее будут учтены особенности восприятия людей и эмоциональное воздействие образов на их чувства.
При цветовом оформлении стенда следует помнить, что цвет оказывает на человека определенное эмоциональное воздействие. Он может утомлять, возбуждать, влиять на работоспособность, изменять зрительное восприятие объема и формы изображаемых предметов. Поэтому, художественно оформляя стенд, важно правильно использовать цвет с учетом его психофизиологического эффекта.
Цветовое решение стенда зависит от характера его содержания и должно гармонировать с цветовой гаммой интерьера, в котором он расположен.
Для создания выразительного образа рекомендуется применять ограниченное количество цветов (не более двух-трех). Большое количество цветов создает излишнюю пестроту, усложняет восприятие смысла информации.
В первую очередь цвет - важнейшее средство ассоциативно-образного воплощения темы. Какие же факторы необходимо учитывать художнику-оформителю при использовании цвета?
Прежде всего, особенности физиологического и психологического воздействия. В физиологическом плане цвет может воздействовать весьма разнообразно. Например, известно, что красный цвет возбуждает; зеленый цвет понижает внутриглазное давление. Серые тона могут угнетать, вызывать усталость, оранжевые — ощущения легкости, бодрости.
Психологическое воздействие цвета является результатом различного рода ассоциаций. Зрительные ощущения вызывают связанные с ними, наиболее часто сопровождающие их ощущения осязания, слуха, обоняния, вкуса. Вот почему оранжево-красные цвета, напоминающие огонь, мы ощущаем теплыми, а цвета синие, напоминающие толщу льда, воды, мы воспринимаем как холодные. Тишина, свойственная летней природе, зеленая гамма деревьев, трав побуждают нас зеленый цвет воспринимать как тихий.
Ассоциативный характер восприятия цвета придает ему определенную эмоциональность, делает его предметом эстетического восприятия, или, как говорят в быту, делает его красивым или некрасивым. Конечно, эстетическая оценка цвета гораздо сложнее, она не сводится к физиологии и психологии восприятия цвета. Однако цвет, вызывающий, например, ощущение уныния, усталости, не может быть оценен в эстетическом плане положительно.
Есть и еще один немаловажный фактор. Это цветовые предпочтения. Экспериментально выявлены возрастные цветовые предпочтения. Так, дети предпочитают яркие тона, взрослые - более сдержанные.
Цвет используется и как средство выделения самого главного, основного в композиции. Достигается это путем сопоставления контрастных цветов или оттенков. Определить контрастные цвета позволяет так называемый цветовой круг. В этом круге цвета расположены в таком же порядке, как в цветовом спектре: вишнево-красный, красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый, зелено-голубой, голубой, сине-голубой, синий, сине-фиолетовый. Если брать два цвета, расположенные в круге друг напротив друга (через центр), то они и составляют пару взаимодополняющих контрастных цветов.
Все цвета находятся в определенной взаимозависимости. Один и тот же цвет в окружении различных цветов выглядит по-разному.
Цвет, наконец, используется в качестве универсального средства создания цельной, художественно-сгармонированной среды.
Колористическое объединение осуществляется за счет введения одного активного цветового фона. Гармонизации среды служит балансировка цвета: яркие цвета уравновешиваются приглушенными, холодные - теплыми, темные - светлыми.
Цвет, таким образом, по праву считается одним из активнейших универсальных изобразительных средств, структурных элементов художественного оформления.
Важнейшим выразительным средством формирования образного строя экспозиции является свет. Свет не как рабочее освещение, а как продуманная, организованная система воздействия на психологию и эмоции зрителя. Свет мягкий и спокойный, резкий и порывистый, сильный и приглушенный, свет белый, цветной - сами эти определения говорят о необычайно широких изобразительных возможностях света.
Композиционное решение стенда с наглядным материалом может быть симметричное или асимметричное.
Симметричная композиция, где левая часть стенда повторяет правую, статична и сейчас редко применяется. Чаще всего используется асимметричная композиция. Она смотрится с большим интересом, естественно и непринужденно.
Но при асимметричной композиции всегда должно быть соблюдено зрительное равновесие.
Основные варианты асимметричных композиций:
- свободное расположение материала на плоскости. Фотографии, иллюстрации и текстовой материал сгруппированы в любом месте стенда;
- расположение материала в шахматном порядке - чередование цветовых и печатных плоскостей;
- расположение наглядного материала горизонтальными или вертикальными рядами, их чередование с рядами цветных полос.
Перегружать стенд большим количеством материала не следует. Чрезмерная насыщенность мешает восприятию смысла информации.
2.3. Описание последовательности выполнения работ
Используя полученную информацию, была разработана методика, которая обеспечит правильное и качественное изготовление стенда.
Перед началом работы над стендовым оформлением были рассмотрены уже имеющиеся, в литературе и на сайтах, образцы стендов различного вида (Приложение 1), варианты стендов для размещения плакатов патриотического содержания (Приложение 4). Сделан анализ оформления стендов, размещенных в Хабаровском педагогическом колледже (Приложение 5) . Для независимого анализа был проведен опрос 10 респондентов из числа студентов колледжа, которые оценили оформление стендов по нескольким критериям и выставили свои оценки по 5-ти бальной шкале. Критериями оценки оформления стендов были: выразительность композиции материала, гармоничность цветового решения, единство с интерьером (Приложение 6).
Самую высокую оценку по всем критериям получил стенд №3. Элегантное композиционное решение ярко выражает информационную направленность стенда. Фотографии и текстовый материал сгруппированы вертикальными рядами. Использована символика, выражающая сущность стенда – карта и герб Хабаровского края. Правильно выбрано цветовое решение. Основные цвета – белый, зеленый и синий. Это цвета флага Хабаровского края. Цветовое решение стенда гармонирует с цветовой гаммой интерьера и создает сбалансированную художественную среду. Для изготовления стенда использованы современные материалы и новые технологии. Предусмотрено дополнительное освещение, т.к. он размещен в коридоре, где практически отсутствует естественный свет.
Стенды №1 и №2 значительно уступают стенду №3 по всем критериям. Но стенд №2 получил самую низкую оценку, т.к. он очень простой в исполнении, сливается с интерьером и не привлекает внимания. Хотя по информативности содержания «Что? Где? Когда?» должен, в первую очередь, обращать на себя внимание студентов. Стенд №1 получил 4 балла, но он не отражает тематику стенда «Спортивная жизнь колледжа». Наименования информационных карманов выполнены маленьким шрифтом и теряются на основном фоне. Но поскольку стенд выполнен в желто-фиолетовой гамме, он является ярким пятном в интерьере и привлекает к себе внимание.
Полученная в процессе изучения литературы, информация, а также проведенные исследования, позволили сделать анализ основных ошибок стендового оформления, выделить основные критерии, которые наиболее ярко характеризуют выразительность стенда и приступить к разработке эскизов стенда для кабинета ОВС.
Было разработано несколько вариантов оформления стендов, различных по форме и цветовому решению. Рассмотрены варианты как разделения стендов по направленности, так и объединение двух информационных направлений в одном стенде.
Эскизы выполнялись как от руки, так и при помощи компьютера в программе CoralDRAW.
Сделан следующий выбор:
Композиционное решение стенда:
- поскольку чрезмерная насыщенность мешает восприятию смысла информации, чтобы не перегружать стенд большим количеством материала, максимальное количество карманов формата А2 - 8. Для удобства замены информации на карманах необходимо предусмотреть выемки.
- для соблюдения зрительного равновесия наглядный материал будет расположен горизонтальными рядами. Листы с наглядным материалом будут разделены цветовыми полосами основного цветового фона стенда, что позволит акцентировать внимание читателя на конкретной информации.
Цветовое оформление стенда:
- цветовое решение стенда зависит не только от характера его содержания, но и от цветовой гаммы интерьера, в котором он расположен.
Кабинет основ военной службы размещен на 2 этаже, но окна отсутствуют. Имеется только искусственное освещение лампами дневного света. Интерьер кабинета выполнен в строгой цветовой гамме (Приложение 7), единственное яркое цветовое пятно – стенд «На службе Отечеству» (Приложение 8). Поэтому цвета должны быть достаточно яркими, но не агрессивными. Они должны привлекать внимание, но не влиять на работоспособность аудитории, утомляя или возбуждая ее.