Введение.
Человек изобрел стекло в далекой древности. До XIII в. центром производства стеклоизделий считалась Венеция, свинцовое стекло (хрусталь) начали изготавливать в Англии в XVII в. В России стекольное производство начало развиваться в IX—X вв. Большое влияние на развитие стекольного производства в России оказали работы М. В. Ломоносова по технологии стекла. Изучению свойств стекол посвятил свою работу «Стекольное производство» Д. И. Менделеев в 1864 г. В России известны своей продукцией стекольные заводы: Гусевский хрустальный завод, Дятьковский стекольный завод (Брянская область) и др.
Производство посуды и хозяйственных изделий из глинистых материалов известно на Руси с X в. Фарфор был изобретен более двух тысяч лет назад в Китае.
Керамические изделия по структуре и свойствам черепка подразделяют на фарфор, полуфарфор, фаянс, майолику, гончарные изделия.
Сырье и производство.
Основное сырье: кварцевый песок, сульфат натрия, сода, поташ, мел, оксиды свинца, стеклобой и др.
Вспомогательные материалы: осветители; обесцвечиватели; красители (оксид меди, оксиды кобальта и др.); глушители придают стеклу непрозрачность или молочно-белый цвет.
Виды силикатных стекол:
· Обыкновенное – (известково-натриевое, известково-калиевое);
· Хрустальное – имеет повышенный блеск, сильное лучепреломление, высокую прозрачность.
Свинцовый хрусталь состоит из окислов кремния, калия и свинца. Бариевский хрусталь содержит окись бария.
Жаростойкое стекло выдерживает резкие перепады температур, содержит соединения бора (до 12,5%) отличается высокой термостойкостью, применяется для изготовления кухонной посуды.
Стекла всех видов обладают высокой химической стойкостью к действию всех химических веществ (кроме плавиковой кислоты).
Производство стеклоизделий.
При подготовке сырьевых материалов составляют шихту – смесь материалов по определенной рецептуре. Шихта поступает в печи и варится в течении 10 – 15 часов при температуре 1200°С.
Применяют разные способы формования стеклоизделий: выдувание, прессование, прессовыдувание и др.
В процессе изготовления стеклоизделий в них при охлаждении возникают внутренние напряжения, которые могут вызвать разрушение изделий. Для ослабления напряжений стеклоизделия после выработки отжигают (нагревают до 580°С, а затем медленно охлаждают). Иногда изделия, недостаточно термически обработанные, в результате резких колебаний температур при хранении на складах разрушаются. Изделия из стекла закаливают. Закалку проводят в 2 стадии: сначала изделие нагревают, а затем быстро охлаждают по определенному режиму (зависит от состава стекла и формы изделия).
Украшение (декорирование) стеклянных изделий.
Украшение на стекло может быть нанесено в процессе изготовления изделия (в горячем состоянии) и на готовые изделия (в холодном состоянии).
1. Украшение в горячем состоянии: (цветные стеклоизделия, изделия с на цветом, разделка “Кракле”). При выдувании стеклодув помещает в баночку с холодную воду, она покрывается сеткой трещин. Изделие помещают в печь, трещины оплавляются, затем продолжают выдувание изделия из стекла с рельефами.
2. Украшение в холодном состоянии: механический способ. Абразивными материалами наносят на стеклоизделия матовую ленту, номерную шлифовку, алмазную грань гравировку.
Номерная шлифовка – несложные матовые или прозрачные рисунки, их нумеруют.
Алмазная грань – узоры, образованные двух-, трехгранными прорезями (бороздками) с помощью абразивного круга. Алмазной гранью украшают хрустальные изделия.
Химический способ – украшения наносят путем травления плавиковой кислотой. Существует простое, сложное и глубокое художественное травление.
Украшения наносят красками (живопись), золотом (усик – 1 мм., отводка – до 3 мм., лента – 4 – 10 мм.), декалькомания (с помощью переводных картинок), украшение люстрами (краски на основе солей цветных металлов).
Сырье и производство керамических товаров.
Основными материалами для получения керамики являются глина (белые и красножгущиеся), каолины (глиноподобный материал белого цвета), отощающие материалы (кварцевый песок), плавни (снижают температуру спекания керамической массы).
Производство керамики состоит из следующих операций:
1. подготовка массы и глазури,
2. формование изделий,
3. сушка и предварительный обжиг,
4. глазурование,
5. обжиг,
6. декорирование.
Обжиг бытового фарфора проводят чаще всего в два приема:
Первый обжиг фарфора (900 – 1000°С) – придает изделиям некоторую прочность.
Второй (1350 - 1450°С) создает все свойства, характерные для фарфорового изделия.
Отличительные признаки фарфора и фаянса.
Плотность фарфоровых изделий больше фаянсовых, так как черепок у фарфора спекшийся, а у фаянса – пористый.
Черепок фарфора в тонких слоях просвечивает, черепок фаянса не просвечивается даже в тонких слоях.
Черепок фарфора белого цвета с голубоватым оттенком, у фаянса – белый с желтоватым, сероватым оттенком.
При ударе о край фарфоровые изделия издают продолжительный высокий звук, фаянс – глухой и короткий.
Твердость глазури фарфора выше в 3,5 раза, чем у фаянса.
Термостойкость глазури фарфора выдерживает резкие колебания температуры без растрескивания. Глазурь фаянса имеет более низкие пределы термостойкости, может быть растрескивание глазури при высокой температуре. Глазурь фарфора более химически стойкая к действию щелочей, кислот, чем глазурь фаянса.
Край или ножка у фарфора не заглазурованы, изделия из фаянса полностью заглазурованы. Майоликовые изделия имеют рельефные украшения, часто покрываются одно- или многоцветовой глазурью. Черепок майолики пористый, по составу и свойствам близок к фаянсу.
Декорирование керамических изделий.
Керамические изделия декорируют керамическими красками, люстрами, препаратами золота, серебра.
Керамические краски наносят кистью (живопись) и полумеханизированным способом (трафарет, штамп). Усик, отводка, лента – полосы, которые наносят золотом или краской (усик – 1 мм., отводка – 1 – 3 мм., лента – более 3 мм.).
Живопись– живописные рисунки отличаются от других разделок наличием следов (мазков) кисти.
Крытье – изделие покрывают краской. Крытье бывает сплошное, полукрытье, нисходящее, с прочисткой. Крытье сплошное – все изделие покрывается равномерно краской; полукрытье – поверхность изделия закрашена полоской ширенной до 20 мм. и более. При нисходящем крытье делают постепенный переход от сплошного слоя краски на нет. Крытье с прочисткой – в сплошном крытье оставляют не закрашенные участки различных форм.
Печать – графический, преимущественно однокрасочный рисунок. Печатный рисунок контурный, состоящий из мелких штрихов, черточек.
Трафарет – рисунок наносят с помощью пульверизатора через трафарет. При использовании одного трафарета рисунок одноцветный, несколько трафаретов – многоцветный. Отличительные признаки трафарета: части рисунка одного цвета отделены друг от друга, края рисунка четко очерчены.
Штамп – однокрасочный рисунок, повторяющийся на изделии. Наносят его с помощью резинового штампа краской или золотом.
Декалькомания (деколь) – однокрасочный или многокрасочный рисунок, наносится на изделие с помощью переводных картинок. Отличается от живописных отсутствием следов кисти, а от печати – одноцветным контуром.
Шелкография – широко применяют для украшений. Краску продавливают через сетчатые трафареты. Рисунки яркие, рельефные, разной сложности, хорошо видны штрихи и точки.
Фотокерамика – украшение в виде портретов, пейзажей, перенесенное на изделие с фотопластинок.
Дополнительные виды дорисовок украшений:
Пестрение – частичная разрисовка рисунка краской или золотом для подчеркивания деталей.
Арабеска – узкий бортовой орнамент нанесенный краской или золотом, от руки.
Блики – рельефные мазки бесцветной краской для подчеркивания светлых деталей рисунка.
В зависимости от характера расположения на изделиях рисунки подразделяют на букет, раскидные, бортовые и сплошные. Букет состоит из лепков или рисунков до трех включительно. Раскидные – из лепков или рисунков от пяти и более. Бортовые – чаще всего по борту изделия орнаментальное непрерывное украшение. Все рисунки наносят на изделие как отдельно, так и в различном состоянии. Рисунки на керамике делят на группы в зависимости от сложности. Изделия из фарфора и фаянса без разделок называются “белье”.
Классификация и ассортимент стеклянных изделий.
Ассортимент стеклоизделий подразделяют по составу стекломассы, способу выработки, назначению, видам, фасонам, размерам и способам украшения.
Размер тарелок, блюдец определяют по верхнему диаметру, в мм., стаканов и других полных изделий по вместимости, в см. или в литрах, высоких изделий (вазы) – по высоте в мм.
Столовая посуда (сортовое стекло).
Ассортимент столовой посуды подразделяется по функциональному назначению:
· изделия для принятия пищи и напитков; в эту группу входят бокалы, бокальчики, стаканы, рюмки, фужеры, тарелки, чашки и др.
· изделия для подачи пищи и напитков – менажницы, блюда, вазы, графины, солонки, сахарницы, селедочницы, салатники, масленки и др.
Менажницы – блюда с секциями (3 – 5) для подачи нескольких видов холодных закусок.
Во вторую группу входит посуда для кратковременного хранения пищи: колпаки для сыра, кувшины, чайницы и др., а также прочие изделия (подносы, пепельницы и др.), приборы и наборы.
Изделия из хрусталя.
Вырабатывают выдуванием и прессованием. К ассортименту хрустальной посуды относят изделия для сервировки стола, вазы, салатники и др. Изделия хрустальные могут быть в металлической оправе из серебра, мельхиора, нейзильбера.