Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого [5]. Структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми [5].
Структура организации должна быть ориентирована на реализацию ее стратегии. Так как периодически стратегия и планы меняются, то и организационная структура требует адекватных изменений.
Ключевыми понятиями структуры управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами структуры управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели [5].
Существует десять требований и характеристик формирования эффективных структур управления [11]:
1) сокращение размеров подразделений и укомплектование их более квалифицированным персоналом;
2) уменьшение числа уровней управления;
3) групповая организация труда как основа новой структуры управления;
4) ориентация текущей работы, в том числе графиков и процедур, на запросы потребителей;
5) создание условий для гибкой комплектации продукции;
6) минимизация запасов;
7) быстрая реакция на изменения;
8) гибко переналаживаемое оборудование;
9) высокая производительность и низкие затраты;
10) безупречное качество продукции и ориентация на прочные связи с потребителем.
Организационная структура киностудии «Никола-фильм» представлена на рис. 2.
Рис. 2. Организационная структура киностудии «Никола-фильм»
Организационную структуру киностудии можно считать линейно-функциональной со всеми ее достоинствами и недостатками.
Линейно-функциональные связи в структуре управления особенно эффективны при решении повторяющихся, неизменных в течение длительного времени задач. Они обеспечивают максимальную стабильность организации, создают наиболее благоприятную основу для формальной регламентации полномочий, ответственности и характера взаимодействия руководителей подразделений и отдельных работников. Однако линейно-функциональные структуры не всегда обладают необходимой гибкостью и приспособляемостью при возникновении новых задач.
Существующая организационная структура эффективна в ситуациях, когда удается привлечь в достаточной степени типовой заказ на производство фильма, либо рекламного ролика.
Если же все параметры заказа до конца неизвестны и не сформулированы заказчиком, данная структура может давать сбои, так как заказчик может быть вынужден общаться с несколькими менеджерами. При этом каждый из менеджеров не заинтересован в привлечении к заказу своих коллег.
Кроме того, достаточно большая нагрузка лежит на дирекции киностудии, поскольку сотрудники этого отдела должны обладать большим объемом разносторонних знаний для принятия решений по широкому кругу вопросов.
Уровень квалификации персонала киностудии можно считать высоким, что обеспечивает высокий профессиональный и художественный уровень выполнения заказов.
Следует отметить, что в настоящее время весьма прибыльным видом деятельности является производство рекламных роликов. При этом у киностудии «Никола-фильм» нет специального отдела (человека), занимающегося привлечением заказов на производство именно рекламных роликов. Выделение в организационной структуре такой должности, например из числа сотрудников отдела продаж, будет способствовать привлечению заказов на изготовление рекламных роликов и повышению прибыли киностудии.
2.3 Анализ конкурентной среды
Отрасли значительно отличаются друг от друга экономическими характеристиками, конкурентными ситуациями и перспективами на будущее. Темпы технологического развития могут находиться в интервале от быстрых до медленных. Потребности в капитале могут варьировать от больших до незначительных. Рынок может быть местным и мировым. Продукция может быть стандартизированной и высокоиндивидуализированной. Конкурентные силы могут быть мощными или слабыми и отражать различные степени акцентирования на ценах, эффективности продукции, обслуживании, рекламе и т.д. Потребительский спрос может быстро расти или сокращаться. Условия в отраслях экономики могут отличаться настолько, что лидирующие компании в непривлекательных отраслях могут с большим трудом получать приемлемые прибыли, тогда как даже слабые компании в привлекательных отраслях могут иметь вполне приличные показатели. Кроме того, условия отрасли непрерывно изменяются по мере увеличения или уменьшения числа влияющих на нее факторов [18].
При анализе отрасли и конкуренции используется совокупность концепций и методов точного определения условий изменения отрасли, природы и интенсивности конкурентных сил. Эта совокупность способствует стратегическому пониманию ситуации в отрасли и позволяет сделать вывод, является ли данная отрасль привлекательной для инвестирования в нее капитала компании. Анализ отрасли и конкуренции проводится с целью получения ответов на следующие вопросы [11]:
1. Каковы основные экономические черты отрасли?
2. Какие конкурентные силы действуют в отрасли и какова мощность каждой из них?
3. Что движет изменениями в отрасли и какое влияние они на нее оказывают?
4. Какие компании занимают сильнейшие и слабейшие конкурентные позиции?
5. Кто следующий предпримет стратегические действия и какими они будут?
6. Какие главные факторы определяют конкурентный успех или неудачу в отрасли?
7. Какова привлекательность отрасли с точки зрения перспектив получения прибыли выше средней по отрасли?
Портеровская модель пяти сил, показанная на рис. 1, представляет собой мощный инструмент систематической диагностики конкурентных условий рынка и оценки того, насколько интенсивной и важной является каждая из конкурентных сил:
1. Соперничество между конкурирующими продавцами в отрасли.
2. Рыночные попытки компаний из других отраслей завоевать потребителей с помощью своих товаров-заменителей.
3. Потенциальное появление новых конкурентов.
4. Рыночная власть и средства воздействия, используемые поставщиками сырья.
5. Рыночная власть и средства воздействия, используемые потребителями продукции.
Конкуренция со стороны покупателей в киноиндустрии выражается в высоких требованиях, предъявляемых к производимой продукции. Можно сказать, что этот факт является одним из главных, обеспечивающих успех киностудии в отрасли.
Таким образом, современная отрасль киноиндустрии является привлекательной для развертывания бизнеса и способной принести высокую прибыль.
Основными конкурентами киностудии «Никола-фильм» на рынке киноиндустрии в Санкт-Петербурге являются:
Киностудия «Глобус фильм» основана в 1990 году Валерием Ермолаевым, под руководством которого были осуществлены все проекты в течение 11 лет работы компании. Киностудия снимает много фильмов совместно с зарубежными коллегами. Среди них "Закат" (2003 год), режиссер Оливер Хиршбигель; "Игра в Модерн" (2001), режиссер Максим Коростышевский; «Любимые не умирают» (2002) режиссер Кристоф Малавуа; "Желанный" (Wanted) (2002), режиссер Николай Лебедев. Организация съемки презентационного фильма для компании Samsung, режиссер Парк (Корея), и другие. Киностудия также организует съемки рекламных роликов, съемки видеоклипов, оказание помощи в выборе натуры для проведения кино- видео- и фотосъемок. Прокат профессионального телевизионного оборудования для производства видеосъемок и монтажа (включая услуги видеоинженера и режиссера монтажа), промоушн-акции вечеринки, организация театральных антреприз, организация встреч с выбранными актерами.
К основным конкурентным преимуществам киностудии «Глобус фильм» можно отнести:
1. Налаженное сотрудничество с виднейшими мастерами кинобизнеса России и зарубежья, профессионализм и сплоченность работы.
2. В студии на всех проектах "Глобуса" работает постоянный художественный и административный состав. Команда "Глобуса" минимальным количеством сотрудников осуществляет организацию и координацию съемочного процесса.
3. С зарубежными партнерами работают профессиональные переводчики, постоянно находящиеся на съемочной площадке.