Смекни!
smekni.com

Международный маркетинг (стр. 14 из 35)

применяются условия некоторых статей ГАТТ относительно товаров, импортируемых из других стран, с которыми имеется соотвествующая договоренность:

- порядок таможенного оценивания – соответственно ст.7;

- уровень сборов за предоставление лицензий и их оформление (ст.8);

- обязательство своевременно публиковать все законодательные акты и постановления, касающиеся торговли, не применять никаких торговых актов обратного действия,

- возможность судебного рассмотрения действий, связанных с таможенными вопросами (ст.10);

- применяются рыночно ориентированные цены в торговле между сторонами договора;

- применение антидемпинговых или компенсационных мероприятий по правилам ГАТТ относительно торговли с третьими странами;

- все расчёты, касающиеся торговли между сторонами–участницами договора, могут проводиться в свободно конвертируемой валюте.

Специальный протокол, прилагаемый к Соглашению, содержит пункты относительно взаимопомощи в проведении таможенных мероприятий компетентными органами договаривающихся сторон. В соответствии с этим договором Украине гарантируется режим наибольшего благоприятствования. ЕС распространяет на Украину большинство льгот, предоставляемых согласно Общей системе преференций (льготных тарифов) развивающимся странам. В соответствии с этой системой льгот Украина может экспортировать в страны ЕС полуфабрикаты и готовые промышленные товары без налогообложения на ввоз; аналогичные льготы даются и сельскохозяйственной продукции (более 400 наименований).

Практика торговли со странами ЕС показывает, что эти льготы достаточно трудно применять на практике. Предложения ЕС, которые содержатся во Временном соглашении, в большинстве случаев носят ограничительный характер. ЕС использует все возможности для того, чтобы ограничить ввоз в страны Сообщества таких товаров, как ткани, готовая одежда, продукция сталелитейной промышленности, несмотря на постоянный рост спроса на эти товары. Опыт показывает, что Украина может только пытаться протестовать относительно некоторых ограничений на ввоз своих товаров в страны ЕС. Антидемпинговая политика ЕС – весьма сложная и трудоёмкая. Она уже нашла своё отражение в некоторых законодательных актах, принятых Украиной, и выступает мощным ограничителем для украинского экспорта.

В связи с тем, что значительную часть экспортного потенциала Украины составляют продукты сельскохозяйственного производства, а также учитывая политику ЕС относительно этой группы товаров можно сказать, что перспективы Украины на сельскохозяйственном рынке стран ЕС выглядят довольно пессимистически. Проникновение Украины на европейские рынки сельскохозяйственных товаров станет возможным только в случае вступления в силу в полном объёме соглашений, принятых во время Уругвайского раунда.

Временное соглашение основывается на важных для Украины условиях ГАТТ и имеет большое значение для обеспечения двусторонней торговли, а также для таможенного оценивания, стоимости лицензионных льгот и выполнения всех других необходимых формальностей при проведении внешнеторговых операций, публикации законов, регулирующих торговлю.

Согласно Соглашению Украина берёт на себя целый ряд обязательств, идентичных или подобных тем, которые она должна будет взять на себя в случае вступления полноправным членом в ГАТТ/ВТО. К числу таких обязательств относится и приведение в соответствие с требованиями ЕС законодательства о защите интеллектуальной собственности. Для приведения законодательных актов в соответствие с требованиями ЕС создан соответствующий орган – Смешанная комиссия, которая решает все спорные вопросы, касающиеся ведения торговых операций.

В ст.4 Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве предусматривается возможность образования зоны свободной торговли между ЕС и Украиной.

4.4.3 Североамериканская интеграция

Успех западноевропейской интеграции заставил США кардинально изменить свою экономическую и внешнюю политику, делать ставку не на бывшие десятилетиями приоритетными отношения с западноевропейскими «друзьями-соперниками» и союзниками по НАТО, а на более тесное взаимодействие с соседями по континенту, а также всестороннее экономическое, а посредством него и политическое сотрудничество со странами гигантского бассейна Тихого океана.

В развитие этих идей и был разработан и заключено Североамериканское соглашение о свободной торговле – North American Free Trade Agreement (NAFTA). НАФТА представляет сегодня крупнейшую региональную зону свободной торговли, где 392 млн. чел. производят совокупный ВНП стоимостью 11 трлн. (2001 г.), и её участником являются США – единственная оставшаяся в мире сверхдержава.

Объединение дало дополнительный импульс взаимной торгове. Уже за первые шесть месяцев 1994 г. только Соединенным Штатам рост экспорта их товаров и инвестиций в Канаду и Мексику принёс дополнительно 100 тыс. рабочих мест, а темп роста этого экспорта за тот же период вдвое превысил аналогичный темп роста во все остальные страны мира. Возрос и импорт США из этих двух стран – благодаря ослаблению взаимного таможенного режима. В целом же в соответствии с подписанным Соглашением о североамериканской интеграции на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между странами должны быть ликвидированы (за исключением некоторых, особо важных для каждой страны отраслей, специально поименованных в соглашении), а таможенные барьеры отменены.

Создание в 1994 г. НАФТА отражает новый подход в теории и практике интеграции. Впервые государство «третьего мира» добровольно объединилось с двумя высокоразвитыми странами. Разница по показателю ВНП на душу населения составляет более 8 раз ($ 3680 в Мексике против 28 740 в США и 19 290 в Канаде в 1997 г.) [1].

С полномасштабным вступлением в силу соглашения об интеграции Мексика должна получить дополнительные возможности доступа к передовой североамериканской технологии. Однако большинство специалистов отмечают негативный характер влияния интеграции на Мексику. В США – увеличение числа рабочих мест, в Мексике – рост безработицы, сильнейший финансовый кризис.

Вступлению в НАФТА в Мексике предшествовало ухудшение положения в сельском хозяйстве. Если в середине 40-х годов производство сельхозпродукции на душу населения ежегодно возрастало на 3%, в середине 70-х – на 3,5%, то в 1981-1992 г.г. оно снизилось на 18,5%. Следствием аграрного кризиса стало превращение Мексики в чистого импортёра сельхозпродукции. Доля импорта в продовольственном потреблении населения увеличилась с 5% в 70-е годы до 25-30% в начале 90-х годов. С 1991 г. в Мексике проводится аграрная реформа, имеющая те же стратегические установки Всемирного банка, что и в странах СНГ: расширение сферы частной собственности на землю с перспективой полного вытеснения общинной собственности, сокращение государственной поддержки, либерализация цен и внешней торговли.

В таких условиях открытие сельского хозяйства Мексики для международной конкуренции и вступление в НАФТА поставили под угрозу производство важнейших продуктов питания: зерна, мяса и молока. Так, в 1966-1970 г.г. Мексика импортировала 230 тыс. т зерна в год, в 1971-1976 г.г. – более 2 млн., 1977-1982 г.г. – 5,4 млн., 1983-1987 г.г. – 6,9 млн. т. С 1990 г. Мексика ежегодно ввозит главным образом из США более 10 млн. т зерновых. Кроме того, она стала уже крупнейшим в мире импортёром порошкового молока.

Несмотря на колоссальный разрыв в уровне производительности труда, затраты в Мексике на производство, например, одной тонны кукурузы составляют 17,8 человеко-дней против 1,1 в США; по овощным культурам более выгодно развивать производство в Мексике. Однако и по ним сохраняется экспансионистская роль США. Так, в 1994 г. экспорт мексиканских овощей в США вырос только на 2%, в североамериканских в Мексику – на 41%. НАФТА дала возможность США увеличить занятость в сельском хозяйстве на 50 тыс. чел. за счёт увеличения экспортных поставок в Мексику.

Таким образом, пример НАФТА демонстрирует использование интеграционных преимуществ одной страны в ущерб развитию другой, что связано как с неподготовленностью политических кругов Мексики заключать недискриминационные соглашения, так и с объективными причинами разрыва в уровне экономического развития этих стран.

Интерес США к расширению своего экспорта и в другие страны мира выражается в намерении, инициируемом НАФТА, создать к 2005 г. всеамериканскую зону свободной торговли, охватывающую всё Западное полушарие, в соответствии с решениями совещания в верхах в Майами. Общность языка, исторических корней, религии и культуры создают уникальную социально-политическую среду для возможного объединения экономического базиса расположенных здесь стран. Кроме того, США фактически берут инициативу в свои руки, используя объективно сложившуюся готовность стран двух континентов к объединению и неспособность их воплотить эту идею в жизнь. Так, небольшие государства Центральной Америки еще в начале 60-х годов, не без влияния начавшегося процесса западноевропейской интеграции, провозгласили собственную интеграционную модель для центральноамериканского субрегиона. Согласно документу об её учреждении («Договор Манагуа»), предполагалось развитие полномасштабного экономического взаимодействия, направленного на создание в субрегионе зоны свободной торговли, а затем Центральноамериканского общего рынка (ЦАОР). Политический и экономический кризис, на много лет поразивший эти страны, фактически «заморозил» процесс интеграционного сближения, но отнюдь не похоронил ни саму идею, ни конечную цель этого сближения, которая по-прежнему стоит на повестке дня всех двусторонних переговоров и форумов лидеров государств субрегиона.

«Внедрение» США в латиноамериканский интеграционный процесс, как еще недавно полагали специалисты, могло развиваться в основном через активизацию в Центральноамериканском регионе своего «младшего партнёра» по НАФТА – Мексики. Мексика заключила с ЦАОР соглашение о создании к 1996 г. совместной зоны свободной торговли с целью ускорения экономического развития центральноамериканских стран и скорейшего включения их в орбиту мексиканского торгового влияния. С другой стороны, наблюдатели полагали, что само вступление Мексики в НАФТА чисто технически способно осложнить процесс её сближения с южными соседями, однако ни сама идея, ни подписанное соглашение Мексики с ЦАОР не подвергалось сомнению и тем более нападкам со стороны мексиканских северных соседей.