В связи с выявлением сути карнавала обратимся к его лучшему знатоку – М.Н. Бахтину, который писал: «Карнавал – это зрелище без рампы и без разделения на исполнителей и зрителей. В карнавале все активные участники, все причащаются к карнавальному действу. Карнавал не созерцают и, строго говоря, даже не разыгрывают, а живут в нем, живут по его законам, пока эти законы действуют, т.е. живут карнавальной жизнью. Карнавальная же жизнь – это жизнь, выведенная из своей обычной колеи, в какой-то мере «жизнь наизнанку», «мир наоборот».
Это мир вне обычного ритма жизни, выпадение из повседневной традиции, выход в традицию праздника, мир вне деловой собранности и размеренности рабочих будней. Праздничный карнавал – выплеск эмоций.
Наиболее ярко карнавал проявился в культуре Средневековья, в связи с этим опять-таки у Бахтина читаем: «Можно сказать (с известными оговорками, конечно), что человек Средневековья жил как бы двумя жизнями: одной – официальной, монолитно серьезной и хмурой, подчиненной строгому иерархическому порядку, полной страха, догматизма, благотворения и пиетета, и другой - карнавально-площадной, вольной, полной амбивалентного смеха, кощунств, профанации всего священного, унижений и непристойностей фамильярного контакта со всеми и со всем. И обе эти жизни были узаконены, но разделены строгими временными границами». Но карнавал не исчез из культуры с уходом эпох Средневековья и Возрождения, а приобрел новые формы воплощения.
В настоящее время само понятие «праздник» более широко, чем представление, он не предусматривает локальные площади, а сосредоточен на широкой территории. Праздник - наиболее древний и постоянно воспроизводимый элемент культуры, который в отдельные периоды истории способен пережить упадок, но не может исчезнуть совсем. С его утратой общество не решилось бы, по-видимому, одного из существенных компонентов своей человечности, во-первых, и, необходимого для своего нормального бытия источника, во-вторых. Ведь этот элемент культуры призван формировать и эстетически оформлять свободное время. И неслучайно всякий раз, когда какое-либо общество, класс или сословие сталкивались с проблемой досуга, они невольно обращались к нему за помощью.
Праздновать, значит свободно общаться и коллективно переживать идеальные устремления, которые на время как бы стали реальностью, и, следовательно, ощущать полноту жизни - индивидуальной и коллективной, пребывающей в состоянии гармонии с собой и окружающим социальным и природным миром. Иначе говоря, жизнедеятельность в ситуации праздника дает людям удовлетворение в той его форме, какая в будничных условиях подавляется и игнорируется. Благодаря этому, он приносит людям разрядку от той неприятной напряженности, которая накапливается в них в результате действий обыденного характера, и, вместе с тем, подлинное прикосновение к счастливой жизни.
Существуют различные типы праздников, но все они в большей или меньшей степени характеризуются общими признаками, из которых главными являются:
- добровольное согласие в отношении принятия и выполнения правил праздничной жизнедеятельности.
- несводимость ее к грубой материальной пользе.
Последнее не означает, что праздники есть какое-то чистое действие, лишенное практического смысла и целесообразности. Наоборот, он скорее говорит о том, что в основе праздника лежит целесообразная человеческая деятельность - творчество человека, или, если определить это конкретнее, моделирование типов и способов истинного человеческого общения в сфере свободного времени.
Взгляд на праздник, как на деятельность открывает возможность по-новому взглянуть на праздник, если кратко сказать - праздник коммуникация по поводу свободы. Праздник соединяет людей узами общности, порождает чувство свободы и коллективности. На празднике люди ощущают более чем когда-либо свое материальное единство и общность, открыто демонстрируют себя и в таком же качестве видят других.
Сценарий праздника построен на разноплановом действии - программном и импровизированном, предполагая творческое самовыражение каждого участника в разнообразных ролях и положениях.
Значимость и событийность праздника определяются достаточно простыми общими признаками, как:
- абсолютная добровольность участия и согласие во всех принимаемых обязательных и условных правилах досуговой деятельности того или иного праздника;
- свободный выбор разнообразных сюжетов, ролей, положений, отличных от материализованных результатов учения и общественного труда;
- необходимость каждому участнику иметь пространство для творческих выходов своей индивидуальности в любом празднестве;
- разумная цикличность праздников, идущая от пропорциональности будничной практики и яркой праздничной событийности, главным образом учитывающей природный календарь и структуру рабочего года;
- коммуникативный характер праздников, отражающих все стороны демократии свобод;
- наличие в праздниках народных глубинных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церимониалов, символов и атрибутов принципиального характера.
Праздник также несет в себе функцию «фиксации успеха», он как бы «закрепляет» на оси времени последние достижения, позволяя «поднять их на щит» и, что немаловажно, продемонстрировать партнерам, конкурентам и самим себе во всей красе.
Кроме того, будни налаженного бизнеса, вне зависимости от его профиля, как правило, не дают возможности раздать, помимо «кнутов», должным образом оформленные «пряники». Вот почему момент чествования «передовиков производства» также является важным элементом корпоративного мероприятия, создающим мотивацию, как для самих «передовиков», так и для их коллег.
Главное преимущество PR-технологии праздников - прекрасная организация, предоставляющая участвующим в них работникам возможность свободного, беззаботного общения в кругу своих коллег и близких. Таким образом, PR- технологии праздников являются одним из самых эффективных способов налаживания системы внутрифирменных коммуникаций. Однако необходимо всегда помнить: ничто так не портит впечатление, как не вовремя поданный автобус, нехватка мест, недостаток призов, плохо работающие микрофоны. Поэтому во время подготовки к празднику важно продумать все детали.
Хороший праздник организован таким образом, что каждый ощущает себя участником этого события, и ни у кого не создается впечатления, что его заставляют что-то делать. Праздник заряжает всех сотрудников энергией, помогает преодолеть недопонимание между ними и забыть о неурядицах. Кроме того, праздник должен прорабатывать существующие в фирме конфликты и проблемы, а не подавлять их и не вытеснять. Само собой противоречие не исчезнет.
Чтобы создать действительно зрелищный и увлекательный праздник необходимо изучить специфические особенности в постановке, технологии, методике и организационных основах подготовки и проведении подобных мероприятий. Итак, основная особенность праздника - массовость. Она и определяет адекватную для него сценическую площадку.
Народным праздникам свойственна естественность, органичность, самостийность; государственные отличает высокая степень регламентированности, выраженная идеологическая направленность; религиозные являются отражением той или иной формы верований. Следует отметить, что наблюдается определенная близость народных и религиозных праздников, т.к. в этнонациональных культурах религия выступает одной из важных форм ценностной ориентации. Но народные праздники могут не исчерпываться религиозными, т.к. включают в себя и элементы светской культуры, например карнавальная и куртуазная культуры в рамках Средневековья и Возрождения. В исторической перспективе существует возможность превращения государственных праздников в народные.
Праздник является своеобразным зеркалом социальных противоречий. В нем находят свое отражение ущемление демократических форм жизни общества, забвение национальных традиций, крушение идеалов, политизация духовной жизни, разрыв между официальной идеологией, общественным сознанием, и объективными реалиями действительности. Эти противоречия воплощаются в комическом аспекте праздника, в его юмористических и сатирических формах. Праздник – старейшая и перспективная форма бытия культуры, которой в нашем обществе не научились пользоваться в полной мере и с позитивными результатами. Праздник ожидаем, но, как правило, быстротечен. Предвкушение праздника более продолжительно, чем сам праздник.
Что объединяет традиционные праздники у любого народа? Естественные желания людей в обществе неизбежно ограничиваются или вытесняются, в результате накапливаются агрессия и рассогласование. Человек, «прогибаясь» под общественные условности, напоминает натянутую пружину. Напряжение этой самой пружины необходимо время от времени ослаблять, эту задачу и помогают решать праздники. Нельзя не согласиться с мнением Т.В. Козловой, что праздник устанавливает баланс между требованиями рационально-ограничивающей реальности и иррационально-свободолюбивым подсознанием. Праздник заканчивается, и рассогласование накапливается вновь. Если вовремя не проводить гармонизирующих праздничных акций, разрушительные тенденции внутри личности или группы могут принять угрожающий характер. Еще одна важная функция праздника в культуре – изменение времени и пространства в контексте измерений. Жизнь «от праздника до праздника» свойственна и людям, и организациям. Праздник как «миг между прошлым и будущим» – сознательно или неосознанно – является моментом самопризнания: «Удалось - не удалось, достижение - поражение, лучше - хуже: чем раньше, чем у других, чем могло быть». Самооценка определяет решения о будущем - чего мы можем достичь, чего я достоин – новых высот и радостей или только повторения пройденного - и дай бог, чтоб не хуже. Не случайно, все древние праздники тесно связаны с магическими ритуалами. Идея преображения, перехода в новое качество - глубинная идея праздника. Древние общественные ритуалы (зажжение огней, воздвижение символа вверх, опасное испытание (инициация), символический раздел целого (пищи), объединение экстремальных усилий (соревнование), коллективное самовыражение (пение) обеспечивали сообщество и личность энергией для перехода в новое качество жизни[12].