Последним крупным заказом ателье стала подготовка исторических костюмов, а так же доспехов и головных уборов к историческому спектаклю "Троил и Крессида" для «Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова».
Конъюнктура рынка выявляет влияние объективных факторов на состояние рынка и определяет меры для полного удовлетворения спроса населения в товарах и услугах с учетом имеющихся у производителя ресурсов.
Для современного рынка свойственны: постоянное обновление и повышение качества производимой продукции, пополнение товарного ассортимента, удовлетворение покупательского спроса и конкуренция. Рынок проявляет интерес к любым новшествам, новыми считаются товары, не имеющие аналогов.
Рынок покупателя обуславливается наличием широкого ассортимента товаров, которые выпускаются различными производителями. Это порождает конкуренцию между продавцами товаров, удовлетворяющих одни и те же запросы покупателей. Покупатель выбирает для себя товар более высшего качества по сравнительно низкой цене. С переходом к рынку все более уделяется внимание к качеству продукции.
Каждый товар функционирует на рынке определенное время. Рано или поздно он вытесняется с рынка другими более совершенным и новым. Поэтому выпускаемые швейные изделия должны соответствовать направлению моды, научно техническому прогрессу.
Российский рынок бытовых услуг характеризуется достаточно динамичным развитием. Объем рынка бытовых услуг растет в среднем на 20% в год. Столь динамичное развитие связано в первую очередь с ростом цен на услуги. Натуральные объемы бытовых услуг населению демонстрируют более умеренные темпы роста, которые составляют порядка 8%. На сегодняшний день услуги по ремонту и пошиву одежды, пошиву и вязанию трикотажных изделий составляют порядка 8% всего объема бытовых услуг. Данный рынок стабильно растет, однако темпы роста ежегодно уменьшаются и в среднем составляют около10%.
В настоящее время московский регион насчитывает порядка 570 ателье по пошиву и ремонту одежды, большая часть которых расположены в столице и составляет около 72%. На Московскую область приходится порядка 28% предприятий. Преимущественно столичные ателье расположены в Центральном административном округе, и составляют порядка 26% от общего количества московских предприятий. Доля Восточного АО не превышает 15%. Суммарная доля остальных административных округов составляет 59%.
По данным расчетов компании «АМИКО», наиболее успешной является концепция ателье, специализирующегося на оказании платных бытовых услуг населению по ремонту одежды и индивидуальному пошиву. Предположительно, ателье будет располагаться в торговом центре или местах, с высокой проходимостью. В качестве перспективы развития возможно создание сети ателье по ремонту и пошиву одежды под собственным брендом. Наибольшую долю финансовых затрат по проекту занимают оборотные средства - порядка 40%, а инвестиционные вложения окупаются не более, чем за 1 год [19].
Ранее продукция арт-ателье “Костюмер” была ориентирована преимущественно на юридические лица (социально-культурные учреждения) и на узкий сегмент потребителей с высоким достатком. Чтобы заметно расширить рамки целевой аудитории ателье будет привлекает молодежь со средним доходом.
Для изучения спроса молодежи и выявления мнения клиентов проведены исследования, на основании которых можно делать выводы о конкурирующей продукции, об отношении молодежи к одежде по заказу в ателье, так же сделаны прогнозы в моде и применительно к тканям. Опрос проводился методом анкетирования на основании интервьюирования. В ходе исследования было опрошено 200 человек в возрасте от 20 до 34 лет. Выборка случайная [15].
Исследование показало, что большинство молодежи проявляют умеренное отношение к моде, они ей интересуются, но не спешат менять свой гардероб (40% опрошенных). Практичность в одежде предпочитают 25% опрошенных, для них важнее качество, добротность, комфортность, долговечность в одежде. Универсальность ценят 20% опрошенных, модные, экстравагантные вещи носят 8% , а на фирменные знаки и эмблемы обращают внимание всего 3% опрошенных и такое же количество консерваторов.
Предпочтение отдается слиянию стилей и молодежной теме в одежде. Это можно объяснить тем, что в одежде молодежь ценит практичность, свободу в движении, удобство в эксплуатации, а молодежный стиль и смешение стилей отвечают именно этим требованиям. Классику предпочитают 20% опрошенных, экологию и романтический стиль выбрали соответственно 8 и 12%, а стили декор, спорт, авангард и вамп выбрали по 2-3% опрошенных, фольклор не выбрал никто.
Самыми актуальными стилевыми направлениями на сегодняшний день стали шанель (36%), джинс-лук (21%), а также декаданс (16%). При разработке образцов моделей следует обратить на это внимание. Так же актуальными направлениями считать оп-арт (черно-белая графика) и экзотическую одежду (по 8%), а также такие тенденции в моде, как милитари, сафари-лук, техно и барби не вызывают особого интереса у сегодняшней молодежи (по 2%), а стиль кибер-панк (виниловые материалы) выбрало всего 3% опрошенных.
По значимости одежды деловая повседневная заняла первое место, на втором повседневная для свободного времени. При разработке образцов моделей именно на эту одежду следует сделать основной упор. Затем по значимости для молодежи идут деловая представительская, повседневная для активного отдыха, торжественная и эпатирующая (вызывающая, броская). Т.е. молодые девушки больше нуждаются в деловой и повседневной одежде.
Посадка на фигуре (в деловой и нарядной одежде) имеет наибольшее значение для заказчиков. Именно на это нужно обратить внимание при разработке и изготовлению одежды в ателье, затем по значимости идет актуальность и современность (модные ткани и фасоны), дальше для деловой одежды выбрано удобство в эксплуатации, цвет, вид и фактура материала, а цена для всех видов одежды на последнем месте. Для нарядной одежды на третьем месте по значимости цвет (т.е при разработке эскизов художник должен уделять большее внимание цвету), затем вид и фактура материала, и удобство в эксплуатации.
Для повседневной одежды удобство в эксплуатации самая важная характеристика, следующая — это посадка на фигуре и актуальность. Т.е. при выполнении эскизов именно на это нужно сделать акцент. Вид и фактура, а также цвет имеют не столь важное значение.
По результатам анкетирования комбинируемые вещи самые популярные (94% опрошенных), трансформируемые и отдельные вещи носят по 3% опрошенных.
В ателье “Костюмер” предпочтено ввести услуги стилиста-имиджмейкера. С этой целью включены вопросы в анкету. Не нужны такие услуги - 9% опрошенных. Большое число клиентов выбрало подбор прически (24%), подбор макияжа (15%). Услугой подбор гардероба с учетом образа хотели бы воспользоваться 18% опрошенных. У многих заказчиков не типовая фигура и поэтому 12% анкетируемых хотели бы подобрать гардероб с учетом своего телосложения. Так же заказчиков заинтересовали услуги создания костюма (9%), манеры поведения (5%) и услуги стилиста с учетом нестандартных потребностей (9%).
Услугами ателье пользуются, как правило, из-за отсутствия нужной одежды в магазинах (44%), из-за нестандартной фигуры (5%), из-за хорошего качества обслуживания в ателье (6%), остальным 45% услуги ателье не нужны. Следует обратить внимание на то, что качество обслуживания выбрало всего 6% опрошенных. В ателье идут из-за отсутствия нужной одежды в магазине, а не из-за сервиса обслуживания, а так же вообще не нуждаются в услугах изготовления одежды на заказ почти половины опрошенных.
Вещей, сшитых на заказ у 43% анкетируемых всего 1 - 3, меньше половины у 20%, почти весь гардероб — 13% (это по-видимому те люди, которые шьют в ателье или сами).
Из всего числа опрошенных всего 3% шьют в ателье, большинство 44% покупают одежду на рынках, шьют сами 33%, в магазинах-салонах модной одежды 11%, в крупных магазинах 3%. Все это объясняется экономической ситуацией, отсутствием средств у клиентов.
В анкету был включен вопрос о признаках, по которым молодежь выбирает материал. 46% выбирают по цвету и фактуре, для 34% важно удобство в эксплуатации, экологические материалы выбирают 7% опрошенных, а ультрамодные 5%. Следовательно, при закупке тканей для салона в первую очередь необходимо приобретать удобные в эксплуатации, а также разнообразные материалы по цвету и фактуре для удовлетворения всех интересов и вкусов клиентов. Около 10% тканей должны быть натуральные (лен, хлопок, шерсть,шелк), ультрамодные ткани должны составлять около 5% [16].
Таким образом, в данной главе удалось дать краткую характеристику предприятию “Костюмер”, рассмотреть московский рынок швейных ателье и сделать основные выводы о конкурирующей продукции и об отношении молодежи к одежде по заказу в ателье.
3. Разработка проекта культурно-массового мероприятия
Базисным субъектом PR выступает арт-ателье “Костюмер”. Основные группы общественности (участники мероприятия) представлены работниками СМИ, известными дизайнерами одежды и стилистами, а также клиентами предприятия в лице руководителей театров, танцевальных ансамблей, знаменитых артистов и звезд шоу-бизнеса и других респектабельных заказчиков. В целях поддержания отношений с государственными органами целесообразно пригласить представителей власти. Для этого предварительно рассылаются именные приглашения персонально на каждого участника.
Главным информационным поводом PR-кампании арт-ателье “Костюмер” станет исторический костюмированный бал. В целях широкого информационного освещения мероприятия необходимо привлечь внимание работников СМИ. Некоторых журналистов нужно пригласить на бал, не взимая с них плату за костюмы и угощения. Дополнительной мотивацией для журналистов является присутствие в числе гостей знаменитых личностей, публичная жизнь которых также не остается без внимания папарацци.