Смекни!
smekni.com

Приемы и методы создания индивидуального имиджа (стр. 7 из 9)

Так вот, погрузив человека в гипноз и заблокировав его сознание от внешней информации = обеспечив доступ в сознание подсоз­нательной информации (обеспечив ее осознание), можно выявить в его «забытых страницах» биографии подобное психотравмирующее событие, что успешно делается в ходе регрессионной терапии (а гип­ноз в этом случае называется регрессионным гипнозом).

Более того, существует предположение, что подобная психоди­агностика возможна, если психотравмирующее событие произошло не в этой жизни человека, а в одной из его прошлых жизней.

В регрессионном гипнозе (который по технике практически не отличается от обычного гипноза, за исключением некоторых деталей) можно не только выявить психотравмирующую ситуацию или фак­тор в прошлом, но и даже стереть его, внушив пациенту в гипнозе, что «этого никогда не было, а все это — только приснилось однаж­ды...». Этот прием регрессионной психотерапии был разработан М. Эриксоном и получил его имя — эриксонианский гипноз.

Внушением человеку, находящемуся в гипнозе, можно не только изменить его знания о собственной истории, но даже некоторые биофизические характеристики его организма. Например, изменить болевую чувствительность — заблокировать ее, и тогда человек не будет чувствовать боли (что, кстати, опасно, поскольку боль — наш сторож; но вполне приемлемо при каких-либо медицинских мани­пуляциях, которые могут вызвать болезненные ощущения; отсюда вполне реальна операция «под гипнозом»). Более того, можно, на­пример, изменить силу мышц, и тогда человек может поднять груз, который в обычном состоянии он не смог бы поднять.

В гипнозе можно не только изменить физические способно­сти, но и спровоцировать, вызвать к жизни те творческие способ­ности, которые имеются у человека, но по каким-либо причинам не были реализованы в его жизни. В этой связи приводят случай, когда «200 испытуемых лиц, которые тестировались профессором В. Райковым в Московской психоневрологической клинике, в состоя­нии гипноза внезапно продемонстрировали удивительные творческие способности, например, в рисовании, лепке из глины или выдува­нии стекла. Наблюдалось также усиление возможностей памяти у всех испытуемых лиц: так, они смогли в гипнотическом состоянии за одно и то же время выучить в шесть раз больше иностранных слов». Вот уж поистине возможности человека безграничны.

Последнее замечание в цитате выводит нас еще на одну прак­тическую цель гипнотизации — введение в состоянии гипноза учеб­ной информации, что родственно гипнопедии (обучении во время физиологического, естественного сна).

Определенное место в практическом приложении гипноза при­надлежит автогипнозу.

5.ГИПНОЗ, АВТОГИПНОЗ И МЕДИТАЦИЯ

Когда говорят о гипнозе, то чаще всего имеют в виду гетерогип-ноз — гипнотизацию одним человеком другого. Но иногда пишут и об автогипнозе — введении в особое состояние психики самого себя. При этом следует отметить, что многочисленные руководства по гип­нозу обычно лишь упоминают об автогипнозе, представляя в основ­ном технику гетерогипноза. И при этом даетсяинформация, которая практически ничем не отличает автогипноз от медитации по тех­нике погружения и по состоянию сознания: и там и там говорится о сужении сознания, об освобождении его от какой-либо инфор­мации, о достижении «чистоты» сознания и т.п. И все это убеждает в том, что состояние сознания, возникающее при автогипнозе, идентично состоянию медитативного транса, а технология и тех­ника при автогипнозе идентичны начальным техникам медитации.

6.ТЕХНОЛОГИЯ И ТЕХНИКА ГИПНОТИЗАЦИИ

Под «технологией» в данном случае понимаются общие прин­ципы и условия гипнотизации, а под «техникой» — конкретные дей­ствия гипнотизера.

Одно из важных условий эффективного достижения цели гип­нотизации — наличие у гипнотизера и гипнотизируемого особых черт личности.

Поскольку известно, что ведущую роль в успешной гипнотиза­ции играет авторитет гипнотизера в глазах гипнотизируемого, то можно полагать, что сам процесс гипнотизации наступает до вну­шения сна — за счет тех действий гипнотизера, которые направлены на формирование у гипнотизируемого, с одной стороны, доверия к себе (позитивное отношение в большей мере на рациональном уровне), а с другой — расположение к себе (позитивное отношение на эмоциональном уровне). Обладание способностью (или — вла­дение техниками) расположения людей к себе — техниками ат­тракции — залог успеха при гипнотизации.

Другой важной чертой характера гипнотизера для достижения эффекта гипнотизации является уверенность в себе (в успехе свое­го дела) и способность к директивному (приказному) воздействию. Наличие этих качеств — необходимое условие для достижения со­стояния гипноза.

С другой стороны, наличие определенных черт личности у гипно­тизируемого может способствовать эффекту гипнотизации. Преждевсего речь идет о таком качестве, как гипнабельность, которая яв­ляет собой частный вид другого качества — внушаемости. При этом следует отметить, что внушаемость бывает как состоянием личности (временным явлением у данного человека), так и свойством лично­сти (относительно постоянным — в течение многих лет). В послед­нем случае говорят о внушаемой личности, которая характеризуется прежде всего склонностью к подчинению, конформизму (следова­нию за мнением других людей), а также и другими качествами.

Отсюда, чем более выражены перечисленные выше черты у гип­нотизируемого, тем эффективнее гипнотизация. Видели, наверное: на сцену к выступающему с опытами гипнотизеру поднимаются из зала люди, которые (многие из них) буквально за секунды оказы­ваются в гипнозе — это происходит благодаря совпадению необхо­димых качеств гипнотизера и потенциального гипнотизируемого.

Поскольку основной принцип гипнотизации — создание усло­вий для уменьшения притока информации в сознание гипнотизи­руемого, то эффективность этого процесса зависит от эффектив­ности средств достижения инактивации сознания.

Все методы «изоляции» сознания от «ненужной» информации можно разделить на две группы.

Первую группу методов можно было бы назвать группой мето­дов «центрального действия». Принцип: вызвать торможение нерв­ных клеток центральной нервной системы, в частности — коры го­ловного мозга, поскольку они ответственны за сознательную деятельность. К числу конкретных техник сюда относятся прежде всего вербальное внушение, осуществляемое как в гетерогипнозе, так и в автогипнозе («Вы очень хотите спать... спать...»; «Я очень хочу спать... спать...»). Кроме того, тот же эффект можно вызвать сенсорной перегрузкой — посылкой непрерывно действующего сиг­нала: постоянный звук метронома, звук падающих капель, моно­тонный звук прибоя либо сигнала, воздействующего постоянно и достаточно сильно, что достигается непрерывным всматриванием в какую-либо блестящую поверхность.

Вторую группу методов инактивации сознания можно было бы назвать методами «периферического воздействия». Принцип: блоки­ровка рецепторов органов чувств (зрения, слуха...), что приводит к резкому уменьшению притока нервных импульсов в мозг, в кору головного мозга; результат — инактивация. В самом деле: закройте глаза — и будет блокировка зрительных рецепторов, в мозгу умень­шится число активно действующих нейронов. А если еще и уши заткнуть... — еще лучше для инактивации сознания. А если при всем при этом лишить человека обоняния, осязания (погружением тела в специальную жидкость), то наступит полная сенсорная деприва-ция и человек просто уснет (сознание инактивируется полностью) и будет видеть сны — продукты активного подсознания.

К этой же — второй — группе следует отнести и приемы само­расслабления, в частности приемы миорелаксации — самопроиз­вольного расслабления скелетных мышц, что также уменьшает при­ток импульсов в мозг человека.

Отсюда и конкретные техники гипнотизации:

а)создать условия в помещении (приглушенный свет, возможность использовать монотонные звуковые сигналы и т.п.);

б)испытуемого лучше положить, чем посадить в кресло, а тем более — гипнотизировать стоя, поскольку релаксация достигается лучше, когда нет необходимости напрягать мышцы тела;

в)одежда не должна стеснять, давить где-либо;

г)испытуемому предлагают либо закрыть глаза (при технике сенсорной депривации), либо неотрывно смотреть на яркий пред­мет (не на электрическую лампочку, а, например, на стеклянный шар);

д)производится вербальное внушающее воздействие:«Перед Вашими глазами я держу предмет, на который Вы смот­рите. Мой голос Вы слышите ясно и отчетливо. Если Ваш взгляд «теряет» предмет, Вы снова направляете его на предмет и удержи­ваете на нем. Расслабьтесь и слушайте мой голос. Я бы хотел, что­бы Вы расслабились. Во всем теле Вы ощущаете это расслабление. Вы расслабляетесь все больше, фиксируясь на предмет и слушая мой голос, Вы чувствуете себя все расслабленнее. Мышцы Ваших ступней расслаблены, мышцы Ваших ног, рук, кистей расслаблены, все Ваше тело расслаблено.

А теперь Вы ощущаете, что Вам хочется спать. Вы становитесь все более сонным. Внимательно вслушивайтесь в мой голос. А те­перь на Вас наваливается тяжесть, Ваше тело становится тяжелым. Ваши ступни, ноги, все тело становятся тяжелыми. Приятное теп­ло охватывает Ваше тело. Вы думаете о сне. Приятное тепло охва­тывает Вас, как при засыпании. Ваши веки становятся тяжелыми, Вы сонны, Ваши веки тяжелые, тяжелые, тяжелые. Думайте о сне только о сне, о сне и ни о чем другом.