И.Е. Овсинский располагал семена на твердое ложе на глубине 5 см, т.е. на кайму капиллярной влаги. Влага не была фактором минимумом, и в засушливые годы урожайность зерна у него возрастала. Этому способствовало увлажнение почвы в пятисантиметровом слое ветром за счет отложения росы.
Так как температура почвы, защищенная растительными остатками, была всегда ниже температуры воздуха и он, охлаждаясь от почвы, переходил точку росы и увлажнял почву.
Еще в 1931 году на Всесоюзной конференции по борьбе с засухой в ее постановлении было записано: широко изучать и внедрять безотвальную обработку почвы. А глубина обработки почвы уже подразумевалась до 10 см.
Однако, в 1932 г. Сталин издал декрет о вредительстве в сельском хозяйстве и все сторонники мелкой обработки почвы, начиная с вице-президента ВАСХНИЛ академика Тулайкова по подстрекательству академика Вильямса были репрессированы. Буккера (плуги для мелкой обработки) были сданы в переплавку и мы дружно, все как один, во всех зонах страны стали применять отвальную вспашку на 22 см.
После 70 лет ее применения можно подвести печальные итоги.
По данным почвенной экспедиции Выдрина и Ростовцева в 1894 г. на полях целины (в основном) содержание гумуса почвы в пахотном слое было: в степи Новосибирской области — 8%, в среднем по области — 10%, а на лучших массивах черноземов лесостепи от 12 до 18%. К концу XX века гумуса почвы осталось в степи 2,5 — 4%, по области — в среднем 5% и на лучших черноземах — 6-8%. Таким образом, в степи осталось от половины до одной трети, а в лесостепи — половина содержания гумуса в почве от исходного состояния. Наука почвоведение считает, что Сибирские почвы были созданы природой за 10 тыс. лет. Если это так, то масштаб катастрофы просто не поддается реальной оценке, он невосполним и находится рядом с идеей «конца света».
3.2Минерализация почвы и потеря капиллярной влагоемкосги на фоне отвальной вспашки. Режим осадков
По мере уменьшения гумуса почвы легкодоступная капиллярная влага (KB) в составе наименьшей полевой влагоемкости (НПВ) стала также уменьшаться. Можно только предполагать, что KB девственной почвы была близка к 100% от НПВ. Именно по этой причине пшеница и ячмень выпустив при прорастании три первичных корешка, не заботясь о влаге начинают развивать надземную массу растения до фазы кущения, поскольку капиллярная влага сама идет к потребителю и не надо тратить пластические вещества на охват почвенной толщи корневой системой. Это свойство закрепленное на генетическом уровне в растении пришло в настоящее время в противоречие с возможностями KB удовлетворять растения влагой. Многочисленные определения KB в составе НПВ в метровом слое почвы метеослужбой по Западной Сибири в 1957-1963 гг. показали, что KB была еще на значимом уровне от НПВ (75-85%), а остальная влага была стыковой, защемленной между комочками почвы. В наших же исследованиях в 1980-1990-е годы во многих случаях KB от НПВ уже составляла только 14-25%. Значит, теперь у нас главная влага — стыковая и, чтобы ее достать, надо развивать корневую систему, а растения это делать не умеют, и урожайность пшеницы и ячменя стала зависеть от случайного выпадения осадков в июне и резко колебаться. Отсюда и возникла обидная для агрономов поговорка про дождь и гром.
Корреляционная зависимость между урожайностью и осадками июня+1 декада июля стала очень высокой, по зонам Новосибирской области она составляет от 57 до 87%, т.е. большая часть урожая формируется осадками 40 дней (июня и июля).
Если у Овсинского на девственной земле засуха увеличивала урожайность зерна, то сейчас мы можем мечтать только об ослаблении влияния засухи на урожай.
Анализируя цикличность выпадения осадков или их устойчивость по декадам вегетации за 90 лет, мы обнаружили странную вещь. До 1938 года самой влажной декадой была третья декада июня. По мере увеличения распаханности территории, третья декада июня стала первой декадой июля, затем второй декадой июля и в настоящее время третьей декадой июля. Климатология дает четкое объяснение этому явлению: черный цвет распаханной территории (а она составляет от 55 до 75% в степи и лесостепи южной) способствует перегреву приземного слоя воздуха от почвы. Инверсионный перегретый воздух в мае и, особенно в июне растения не закрывают почву, достигает высоты до 2 км. И влажный воздух с Атлантического океана, который должен увлажнять нашу Teppиторию, скользит над нею и дает осадки там, где нет перегретого приземного воздуха, т.е. над водой, лесами и горами. Поэтому, повышенная засушливость июня — дело рук неразумного человека. Единственно эффективный способ исключить это явление — это изменить подстилающую поверхность, то есть убрать черный цвет пашни. Значит, земледелие ясно основываться на сохранении высокой стерни (не менее 40-50 см) и затем в будущем — оставлять весь стеблестой, очесывая при уборке урожая только колос, чтобы затенить пашню.
Возможность повлиять на количество осадков за вегетацию демонстрирует Карасукский район Новосибирской области, который заметно уменьшил черную подстилающую поверхность, сохранив стерню. До 1970 г. среднее количество осадков за год в сравнении с 1938 г. составляло 258 мм, а после перехода на обработку почвы с сохранением стерни, посадки 10000 га леса и лесополос, улучшения влагообеспеченности 20 озер (около 15 тыс. га) и прилегающей болотной формации (также около 15 тыс.га), за счет отсечения потерь воды в Баган и Алтай осадки за год с 1972 г по 1997 г. составляют 302 мм. Теперь самым засушливым районом стал Баганский (более северный) район.
Общая аридизация Западной Сибири, обмеление рек и озер объясняются повышенной сублимацией, испарением снега за зиму под влиянием человеческой деятельности. В исследованиях по кандидатской диссертации мы провели масштабные учеты выпадения снега, его переноса и испарения в связи с черной подстилающей поверхностью и рельефа, усвоения влаги снега при таянии в Карасукском районе в 1964 — 1970 гг. Выяснилось, что при отсутствии растительных остатков на фоне отвальной вспашки выпавшая снежинка истирается при переносе и полностью испаряется через 4 км — на этом фоне лишь 20% влаги осадков пополняет влагу почвы. На стерневом фоне — уже около 50% осадков становится продуктивной в почве. Чтобы полностью исключить перенос снега, необходима стерня с высотой не менее 40-50 см, а еще лучше сохранить весь стеблестой. Тогда глубина промерзания уменьшается на 50-70 см, оттаивание почвы совпадает с таянием снега, и нет потерь на вымерзание и сток талых вод.
Только улучшив заметно использование зимних осадков и восстановив режим летних осадков (с максимумом их выпадения в третьей декаде июня) за счет изменения черной подстилающей поверхности, мы уберем отрицательное влияние засухи на урожай, создадим условия увеличения урожая при засухе и резко улучшим пищевой режим почвы. Последний полностью зависит от влаги и определяется влагой в значительно большей мере, чем это понимает аналитическая наука.
Влага — это удивительный посредник процессов жизни, это сама жизнь, это живое существо природы. Не отрегулировав этот фактор, не улучшив капиллярную влагоемкость почвы, нельзя мечтать о сказочных урожаях наших предков с их высокой пищевой ценностью.
3.3 Механизм питания растений и влага
На электронной микрофотографии мембраны клетки можно различить отдельные детали размером 0,005 мкм или 5 нм или 50 А (1мкм=10~6м, 1 нм=10-9 м, 1 А= 10~10 м; мкм — микрометр, нм — нанометр, А — ангстрем). Но чтобы увидеть пору мембраны клетки (1,5-2 А) надо увеличить разрешение электронного микроскопа в 100 раз, что сегодня является неразрешимой задачей. Молекула воды имеет размер около 1А и она свободно проходит в пору мембраны корневого волоска растения, а все остальные катионы и анионы почвенного раствора больше поры корневого волоска в разы и на порядки. Поэтому, принятая сейчас в материалистической физиологии гипотеза питания растения не может реализоваться. Осознавая это противоречие, физиологи стали воздействовать на живую клетку нистатином (антибиотиком) и тогда они зафиксировали расширение пор умирающей клетки в 10 раз и прохождение в клетку ряда катионов и анионов. И дальше они молча перенесли это явление в умирающей клетке на нормально функционирующую живую клетку.
В гомеопатии существует метод лечения человека микродозами лекарственного вещества в водном растворе. Концентрация разведения настолько мала, что в данном растворе нет ни одной физической молекулы лекарственного вещества, но в нем присутствуют электромагнитные образы лекарственного вещества, запечатленные в кристаллической решетке воды некие фантомы, и они эффективно лечат человека. Такого же порядка зафиксирован факт воздействия воды, в которой определенное время находился герметичный сосуд с цианистым калием, на живые существа, как яда, хотя в ней могли присутствовать только электромагнитные образы цианистого калия, запечатленные в кристаллической решетке воды. А теперь вспомним, чем нас успокаивают сторонники применения гербицидов и других ядов в земледелии: они говорят, что молекулы этих веществ в почве через 3 педели разлагаются.
Я изучал работу этих хозяйств. Сегодня альтернативное земледелие занимает 3-5% пашни и дальше им расширяться некуда из-за большой захимиченности пашни. Рынок потребления экологически чистой продукции еще недавно был на уровне 35-40 млрд. долларов, сейчас он, по оценкам Совета Федерации, увеличился до 300 млрд. долларов. Россия должна во время занять свою долю этого рынка, пока его не заняли Австралия и Бразилия.
Так каким же образом питается растение? Мы вынуждены высказать свою гипотезу, но приглашаем к изучению и формализации этого явления всех заинтересованных ученых. Трудность заключается в том, что пока придется использовать косвенные методы исследования, поскольку сегодня нет прибористики для прямых методов. Итак, по нашим представлениям, влага почвы в виде дипольных молекул с фантомами, электромагнитными образами катионов и анионов под действием разницы электрического потенциала между почвой и листьями растения устремляется к последним. И в зеленом листу под действием солнечного света происходит трансформация превращения электромагнитных образов катионов и анионов в физические катионы и анионы, которые тут же вступают в реакции синтеза. Общепринятая реакция (С02 + Н20 = СН20 и затем полимеризация 6 молекул альдегида дает глюкозу С6Н1206, затем 2 молекулы глюкозы минус молекула воды дают сахарозу С12Н22Ои и затем ее полимеризация до крахмала и клетчатки) является лишь частным случаем многочисленных реакций синтеза.