Используя свое положение, АО-энерго не допускает независимых производителей электроэнергии к обслуживанию конечных потребителей. Этому способствует и Гражданский кодекс РФ, фактически запрещающий заключать договор на энергоснабжение с энергоснабжающей организацией, не имеющей собственных распределительных сетей. Передача электроэнергии по распределительным сетям не выделена в Гражданском кодексе РФ в отдельный вид услуг, и поэтому на него не устанавливаются отдельные тарифы. Таким образом, территория субъекта РФ оказалась закрытой для конкуренции. В результате такого построения потребительских рынков электроэнергии другие производители электроэнергии (в частности, АЭС и отдельные электростанции) не могут продавать свою электроэнергию непосредственно потребителю, заключив с ним договор энергоснабжения.
5. Региональные акционерные общества энергетики
и электрификации
Как уже было сказано, региональные акционерные общества энергетики и электрификации (АО-энерго) обслуживают непосредственно всех потребителей электрической и тепловой энергии на территории соответствующего субъекта РФ, заключая с ними прямые договоры энергоснабжения. Иными словами, за каждым АО-энерго закреплена территория соответствующей республики, края, области, на территории которой это АО-энерго расположено. Так, АО «Иркутскэнерго» несет полную ответственность за энергоснабжение потребителей, расположенных на территории Иркутской области, АО «Томскэнерго» — за энергоснабжение потребителей на территории Томской области и т. д.
АО-энерго владеют электростанциями, которые не вошли в состав РАО «ЕЭС России» и расположены на территории, обслуживаемой этим АО-энерго (как правило, это средние и небольшие электростанции). Все ГЭЦ, вырабатывающие наряду с электроэнергией и тепловую энергию, также входят в состав АО-энерго, которые являются также собственниками воздушных и кабельных линий напряжением 6—220 кВ и некоторых ЛЭП напряжением 330 кВ. Обслуживание электрических сетей, принадлежащих РАО «ЕЭС России» и проходящих по территории субъекта РФ, осуществляется предприятиями электрических сетей — подразделениями РАО «ЕЭС России» или персоналом региональных АО-энерго на условиях договора аренды с РАО «ЕЭС России».
Из-за противодействия со стороны некоторых субъектов РФ, которые обладают частью властных полномочий на своей территории, не удалось полностью осуществить все предусмотренные меры по акционированию и приватизации электроэнергетики. Так, производственное объединение энергетики и электрификации (ПОЭиЭ) «Татэнерго» вообще не было приватизировано (осталось в полной государственной собственности Республики Татарстан), а АО «Иркутскэнерго» не передало в федеральную собственность часть государственных акций АО «Иркутскэнерго», как этого требовал Указ Президента РФ № 923 (полный государственный пакет акций АО «Иркутскэнерго» составляет 40 %). Кроме того, Братская, Усть-Илимская и Иркутская ГЭС, а также межсистемные ЛЭП, проходящие по территории Иркутской области, были переданы в уставный капитал АО «Иркутскэнерго», а не в уставный капитал РАО «ЕЭС России». Электростанции, которые вошли в состав АО-энерго, не участвуют в конкурентной торговле электроэнергией на ФОРЭМ, а продают электроэнергию непосредственно на потребительский рынок.
Общая установленная мощность АО-энерго составляет около 110 млн кВт. Недостающую электроэнергию АО-энерго покупают с оптового рынка, а избыточную электроэнергию продают на оптовый рынок по утверждаемым ФЭК тарифам.
Структура акционерного капитала каждого АО-энерго примерно одинакова. Акциями АО-энерго владеют государство (федеральный пакет акций и пакет акций субъекта РФ), трудовые коллективы самого АО-энерго, юридические лица и иностранные держатели акций. При этом РАО «ЕЭС России», как правило, выступает основным акционером АО-энерго — держателем контрольного (федерального) пакета акций АО-энерго. В советы директоров АО-энерго входят сотрудники РАО «ЕЭС России» в количестве, пропорциональном доле акций АО-энерго, которые принадлежат РАО «ЕЭС России».
6. Противоречия, возникающие при работе оптового
и потребительского рынков электроэнергии
В результате проведения реформ в России созданы два уровня продажи электроэнергии — уровень оптового рынка и уровень потребительских рынков. Разделение всех электростанций России на электростанции, поставляющие электроэнергию отдельно на ФОРЭМ и электростанции, работающие непосредственно на потребительских рынках, привело К тому, что эти хозяйствующие субъекты работают несогласованно. При этом отсутствует централизованное экономическое распределение нагрузки между электростанциями обоих уровней.
Федеральный подход к реформированию электроэнергетики, который проводится Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти (министерствами и ФЭК России), заключается в том, чтобы максимально увеличить продажу электроэнергии через ФОРЭМ и усилить государственный (федеральный) контроль над деятельностью ФОРЭМ, РАО «ЕЭС России» и региональных АО-энерго.
Региональный же подход, проводимый главами исполнительной власти субъектов РФ (президентами республик и губернаторами краев и областей) и руководством АО-энерго, состоит в как можно большем расширении их собственных прав в отношении контроля над деятельностью АО-энерго. При этом со стороны глав исполнительной власти субъектов РФ постоянно осуществляются шаги в направлении передачи электростанций, работающих на ФОРЭМ и расположенных на террито рии субъекта РФ, в управление соответствующего АО-энерго или пере дачи акций электростанций РАО «ЕЭС России» в управление глав исполнительной власти субъектов РФ.
При сложившемся порядке торговли электрической энергией объек тивно возникают противоречия между электростанциями, продающими электроэнергию на ФОРЭМ, и АО-энерго, поставляющими электроэнер гию непосредственно на потребительские (розничные) рынки. Укажем основные противоречия.
1. В АО-энерго, на территории которого расположены крупные ГЭС с дешевой электроэнергией, как например в АО «Иркутскэнерго», потребителям невыгодно покупать электроэнергию через ФОРЭМ, поскольку тариф на ФОРЭМ более высокий из-за его усреднения по всем электростанциям — субъектам ФОРЭМ этой энергозоны. Поэтому такие потребители стараются обойти ФОРЭМ и купить электроэнергию по более низкому тарифу на розничном рынке непосредственно у АО-энерго. Так, Братская, Усть-Илимская и Иркутская ГЭС с общим годовым производством электроэнергии до 50 млн кВт•ч продают ее не на ФОРЭМ, а непосредственно на розничный рынок Иркутской области. По этой же причине в составе других АО-энерго также остались работать наиболее экономичные крупные электростанции на газе — Рефтинская ГРЭС мощностью 3,8 млн кВт и Сургутские ГРЭС-1 и ГРЭС-2 общей мощностью свыше 8 млн кВт в АО «Тюменьэнерго».
2. У электростанции или АО-энерго — субъектов ФОРЭМ с избытком электроэнергии и низкими затратами на ее производство (например, АЭС) отсутствует стимул увеличивать продажу электроэнергии на ФОРЭМ, поскольку при работе на оптовом рынке они получают регулируемую прибыль, меньшую, чем та, которую они могли бы получить при торговле электроэнергией на принципах конкуренции.
Существование двух различных групп электростанций, поставляющих электроэнергию на ФОРЭМ и работающих непосредственно на розничный рынок, привело к тому, что указанные группы энергопредприятий работают несогласованно. Каждое АО-энерго стремится прежде повысить нагрузку своих собственных электростанций при продаже электроэнергии на свой потребительский рынок, а уже в последнюю очередь купить пусть даже и более дешевую электроэнергию от электростанций ФОРЭМ. Иэто понятно: электростанции АО-энерго являются источником прибыли самого АО-энерго, а электростанции ФОРЭМ являются дочерними организациями РАО «ЕЭС России» и в организации прибыли АО-энерго не участвуют.
В результате проведения такой политики АО-энерго максимально загружает мощности всех своих электростанций, в том числе и ТЭЦ. Полная загрузка ТЭЦ для выработки максимального количества электроэнергии предполагает ее работу в значительной мере в конденсационном (самом неэкономичном) режиме, т.е. в режиме с удельным расходом топлива в 1,5 раза большем, чем на конденсационных электростанциях ФОРЭМ. Как следствие, за последние годы почти в 2 раза снизилась нагрузка самых экономичных электростанций, работающих на оптовом рынке. Все это привело к ухудшению экономических показате-,|1ей отрасли в целом: возрос удельный расход топлива на производство электроэнергии, увеличились потери электроэнергии в электрических сетях и т. д.
Организация конкуренции всех электростанций независимо от их принадлежности РАО «ЕЭС России» или АО-энерго через единый диспетчерский центр — основное направление повышения эффективности работы электроэнергетики и снижения на этой основе тарифов на электроэнергию. В каждой из семи зон ФОРЭМ под управлением соответствующего ОДУ должна быть организована торговля электроэнергией на основе конкуренции всех электростанций, расположенных в этой энергозоне, сначала по топливной составляющей тарифа, а затем и по полным затратам на производство электроэнергии. Для этого все электростанции должны работать по едиными правилам конкурентного рынка. Главный принцип правил состоит в том, что электростанция получает право на продажу электроэнергии только если заявленный ею тариф ниже тарифа других электростанций. Поэтому все электростанции при оперативном ведении режима должны заявлять оператору оптового рынка свои тарифы. Под управлением же системного оператора ФОРЭМ — ЦЦУ ЕЭС России целесообразно организовать торговлю перетоками электроэнергии между энергозонами ФОРЭМ