Смекни!
smekni.com

Телевидение в системе СМИ и системе искусств (стр. 6 из 7)

Борьба за чистоту жанра, за поиск точных критериев в оценке телевизионных программ и дальнейшее их совершенствование требуют уточнения рассматриваемых жанровых понятий.

Зрители сравнительно спокойно воспринимают слабую режиссерскую или актерскую работу в театре. Она редко становится предметом всеобщего обсуждения. Иное дело —телевизионная премьера, в особенности новая работа известного режиссера с участием популярных артистов. Для многих людей это событие. Появление актера на телеэкране в вечерние часы общевыходных и праздничных дней — акция, могущая стать поворотным моментом в его творческой биографии. Притом акция ответственная и даже рискованная. Просчетов и неудач телезрители не прощают, так же как не прощают до назойливости частого появления актера на домашнем экране. В этом справедливо видят деятели театра сложности и опасности взаимодействия с телевидением.

Все это важно. Но вместе с тем телетеатр занимает значительное место в сети вещания. Нет постоянного времени выхода в эфир, объем вещания до обидного мал.

Как правило, в механизме заказа теледрамы преобладает инициатива редакции. Это, разумеется, не исключает и встречного процесса, когда идею или готовую пьесу приносит автор, уже работавший с редакцией, или новый автор. Редакторы стараются следить и за новыми именами, и за работой известных, опытных драматургов. Маститый драматург предпочитает увидеть свою пьесу реализованной в театре и для ТВ оставляет то, что по тем или иным причинам театру не подошло, или включается в замысел, разработанный им совместно с редакцией. Довольно часто инициатива исходит от известных режиссеров, не реализовавших свои идеи на театральных подмостках.

Материальное поощрение драматурга на телевидении ниже, чем в кино и театре.

Оригинальная пьеса или инсценировка литературного произведения, предлагаемая для постановки в телетеатре, должна отличаться от традиционной театральной пьесы, иметь экранное решение, учитывать возможности крупного плана, так как законы зрительского восприятия, происходящего на театральной сцене и на экране телевизора, абсолютно различны, причем надо учитывать, что в телетеатре наибольший интерес представляет развитие психологической линии характеров, а не их внешнее проявление.

Редактор на ТВ является в определенной степени соавтором. На нем лежит ответственность за отбор произведений, поиск новых авторов. В дальнейшем редактор принимает активное участие в работе над произведением, вплоть до выхода в эфир готового спектакля.

Проза не равный партнер драматургии, а ведущий, со всеми вытекающими отсюда особенностями. Обращение к серьезной прозе дает не только литературное качество, но и возможность пригласить лучших режиссеров страны. Здесь уместно вспомнить А. Довженко, который говорил, что по хорошему сценарию средний режиссер сделает хороший |фильм, по среднему сценарию выдающийся режиссер сделает посредственное кино. В еще большей степени эта закономерность выявляется в художественной телеинтерпретации прозы. С большим сожалением приходится отмечать, что в стране не существует практики издания теледраматургии.

Телевидение представляет равные возможности жителям сел, поселков, деревень и крупных городов, центров культуры и науки смотреть и слушать трансляции важных политических, культурных и спортивных событий, происходящих в Москве, в столицах других государств, присутствовать на лучших театральных спектаклях, концертах мастеров искусств.

Таким образом, история отечественного телевидения есть история укрепления и развития его социальной роли как мощного рычага, ускоряющего процесс преодоления существенных различий в культурном уровне города и села. Способность телевидения приобщать жителей городов и сел к достижениям культуры, преодолевать расстояния и оторванность отдаленных районов от центров политической и культурной жизни содействует повышению культурного уровня, расширению кругозора жителей сел и городов. Телевидение способствует формированию устойчивых коллективов трудящихся на новостройках, в отдаленных районах, так как благодаря ему люди меньше чувствуют оторванность от центральных районов, от событий в нашей стране и вовсем мире.

3.3 Музыка и телевидение

В условиях преодоления застойных явлений в духовной жизни общества, в деятельности творческой интеллигенции, в условиях ослабления механизма торможения свободы творчества могут произойти и происходят глубокие изменения в эстетических вкусах населения. Благодаря современным техническим устройствам музыка больше других видов искусства окружает человека, а следовательно, и воздействует на него. Поэтому перед телевидением остро стоит проблема: развивать, а по мере необходимости и изменять музыкальные, а через них и эстетические вкусы и принципы человека. Широкая открытость, возможность свободного и демократического самовыражения могут дестабилизировать общественный интерес, культурные запросы. От стесненности и скованности к безудержным увлечениям и вседозволенности — так порой выглядит путь удовлетворения жажды духовного обновления в сегодняшней жизни.

Формирование с помощью телевидения музыкальных вкусов не есть задача чисто просветительская; она становится частью работы по формированию современного мировоззрения, свободного, с одной стороны, от устаревших стереотипов, а с другой — содержащего передовые идеи нашего времени.Музыкальная ориентация отражает не просто приверженность той или иной форме организации свободного времени или симпатии к «звездам». Она выражает определенную жизненную, мировоззренческую позицию человека, особенно юного гражданина. Так, современная популярная рок-музыка стала для многих молодых людей своеобразным символом, соответствующим особой шкале культурных ценностей. Вот почему наше телевидение призвано не бездумно размножать эту музыку, а анализировать ее как в социальном, так и в эстетическом плане, раскрывать мотивы обращения прежде всего молодых именно к этим музыкальным произведениям. Здесь нужно не ругать, не осуждать, а постараться понять, что молодым свойственна эмоциональная распахнутость и стремление к развлекательности как элементам молодежной культуры, второстепенность рационального подхода и разумной оценки увиденного и услышанного. Таковы особенности сознания и психики молодого человека. И учет этих особенностей, преодоление недооценки своеобразия восприятия молодыми людьми прежде всего музыки — главное в работе средств массовой информации с молодежью. Музыкальные передачи, которые по вечерам соседствуют в эфире с публицистикой, даже если они и не построены на сегодняшнем актуальном материале, вызывают потребность знакомства с глубинными жизненными конфликтами, полнокровными человеческими характерами.

Музыкальный экран нередко переносит нас в прошлое, открывая его малознакомые страницы. Настоящее в прошлом и прошлое в настоящем —эту связь времен, идеалов, традиций нашей многонациональной культуры музыкальное телевидение делает особенно наглядной в своем духовном единстве. Весь смысл деятельности музыкальных редакторов телевидения состоит в том, чтобы помочь верно ориентироваться в мире музыки, в мире, который ныне не знает ни географических, ни государственных границ и преград. На смену запретам периода застоя приходит иная увлеченность. Изменяются и музыкальные пристрастия.

Телевидение всячески поощряет поиски этого пути. Телевизионные жанры музыкального вещания прошли путь от трансляций концертов, музыкальных спектаклей, через тематические программы к музыкальному документальному фильму-портрету и к музыкальному оригинальному художественному фильму. При этом появление более сложных жанров не исключило из арсенала телевидения и трансляций популярных концертов, спектаклей, организации конкурсов песни и т. п.

Центральное и местное телевидение сформировали самостоятельный раздел музыкального вещания — музыкально-образовательные программы. На протяжении многих лет музыкальные редакторы ведут циклы специальных передач самого различного профиля. Одни из них рассчитаны на любителей эстрадной, другие — симфонической, оперной, камерной, хоровой музыки. Есть передачи для начинающих слушателей. А есть и такие циклы, которые предусматривают аудиторию уже эстетически подготовленную.

Особо следует отметить, что за последние годы все активнее участвуют в массовом музыкально-эстетическом воспитании крупнейшие деятели музыкальной культуры, встречи с которыми неизменно превращаются в значительные художественные события.