Смекни!
smekni.com

Товарные знаки и бренды (стр. 25 из 35)

Кроме этого, в указанном пункте содержится запрет на регистрацию товарных знаков, состоящих только из обозначений, представляющих собой государствен­ные гербы, флаги, эмблемы; официальные названия государств, эмблемы, сокра­щенные или полные наименования международных межправительственных ор­ганизаций; официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печа­ти, награды и другие знаки отличия, или сходных с ними до степени смешения.

Не может быть предметом регистрации эмблема Организации Объединенных Наций (ООН), специализированных учреждений ООН и других организаций, созданных на основании международных договоров. По этой же причине запре­щаются регистрация и использование в качестве товарного знака изображения Красного Креста и Красного Полумесяца, Красного Льва и Красного Солнца, поскольку такой запрет предусмотрен Женевским соглашением 1938 г.

В п. 2 ст. 6 устанавливается запрет на регистрацию обозначений, являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно то­вара или его изготовителя.

К таким обозначениям относятся обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.

Обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение, если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов;

Стилизованное изображение храма Василия Блаженного должно рассматри­ваться как ложное в отношении изготовителя, находящегося во Владивостоке, а изображение Эйфелевой башни — в отношении заявителя из Германии.

В соответствии с этим не допускается регистрация в качестве товарного знака или его элементов обозначений, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали. По этой причине не могут быть предметом ох­раны обозначения, изображающие насилие, убийства, обозначения непристой­ного содержания, оскорбляющие человеческое достоинство, чувства верующих, призывы антигуманного характера и т. п.

Кроме этого, представляется необходимым в рамках названной статьи отрегу­лировать ситуацию, когда по общему правилу обозначение не обладает различи­тельной способностью и ему должно быть отказано в регистрации, однако в силу длительного использования оно фактически приобрело такую способность, т. е. стало «общеизвестным» знаком, а, следовательно, может быть предметом охраны («BMW», «ТДК»).

Наряду с абсолютными (безусловными) основаниями в ст. 7 Закона о товар­ных знаках установлены иные (относительные) основания для отказа в регистра­ции товарного знака.

Не могут быть зарегистрированы обозначения, тождественные или сходные до степени их смешения с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Российской Федерации на имя другого лица в от­ношении однородных товаров.

В процессе сравнения обозначений оцениваются в первую очередь их общие, а не отличающие элементы. С этой целью определяются вид знаков, их общее зрительное восприятие, смысловое значение, различительные элементы, графи­ческое написание и т. д.

Новизна знака устанавливается в зависимости от сферы его применения, т. е. носит ограниченный относительный характер. Обозначение должно отличаться по отношению не ко всем товарным знакам, а лишь к тем, которые предназначе­ны для аналогичных или однородных (подобных) товаров. Тождественный или сходный знак может быть зарегистрирован для неоднородных товаров. В этом просматривается принципиальная разница в требовании новизны в связи с то­варными знаками и другими объектами промышленной собственности. Назван­ное требование применительно к товарным знакам является относительным, а применительно, например, к изобретениям — абсолютным.

При установлении однородности товаров определяется принципиальная воз­можность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров к одному производителю.

Для установления однородности товаров принимаются во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.

В отличие от патентного права законодательство по товарным знакам не иск­лючает возможности после прекращения охраны знака вновь зарегистрировать его на имя этого и даже иного лица.

Пункт 1 ст. 7 Закона о товарных знаках предусматривает возможность отказа в регистрации обозначению, если оно тождественно или сходно до степени смеше­ния с товарными знаками других лиц, охраняемыми без регистрации в силу международных договоров Российской Федерации. Указанное положение относится к международным товарным знакам, получившим правовую охрану на территории России по процедуре Мадридского соглашения. Такие знаки должны охраняться без регистрации в силу обязательств, вытекающих для Российской Федерации из участия в Парижской конвенции. Мировая практика свидетельствует о том, что «общеизвестным» знакам, как правило, предоставляется более широкая охрана, чем рядовым». К таким знакам обычно относят обозначения, известные широким слоям потребителей благодаря большому объему их использования и интенсивной рекламе.

Преимущества, предоставляемые общеизвестным знакам, объясняются, с одной стороны, интересами владельца знака, а с другой — интересами потребителя. Такие знаки не только охраняются без регистрации, но в ряде стран им предостав­ляется охрана за рамками конкретных товаров, для которых они используются.

Также не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначе­ния, если они тождественны или сходны с охраняемыми в Российской Федера­ции наименованиями мест происхождения товаров, кроме случаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право пользования таким наименованием. Заявителю, подаю­щему заявку на регистрацию обозначения «Хохлума», предназначенного для де­ревянной посуды, должно быть отказано в связи с его сходством с наименовани­ем места происхождения товара Хохлома.

В соответствии с п. 2 ст. 7 закона о товарных знаках не регистрируются в каче­стве товарных знаков обозначения, воспроизводящие некоторые объекты про­мышленной собственности, авторского права и личного неимущественного пра­ва. В указанных случаях речь идет не о сходстве, а о тождестве заявляемого и про­тивопоставляемого обозначений. Для каждого из случаев, предусмотренных За­коном, установлены конкретные условия, при которых запрещается регистрация заявляемого обозначения. Не регистрируются в качестве товарного знака:

1)промышленные образцы, права на которые принадлежат другим лицам;

2)названия известных в Российской Федерации произведений науки, литературы и искусства, персонажи из них или цитаты, произведения искусства или их фрагменты без согласия обладателя авторского права или его правопреемников;

3)фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных лиц без согласия таких лиц, их наследников, соответствующего компетентного органа или Федерального Собрания Российской Федерации, если эти обозначения являются достоянием истории и культуры России.

Наибольшую сложность при реализации положений п. 2 ст. 7 Закона о товар­ных знаках представляет требование о запрете на регистрацию обозначений, воспроизводящих известные на территории Российской Федерации фирменные наименования (или их часть), принадлежащие другим лицам, получившим право на эти наименования ранее даты поступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров.

5.3. Передача товарного знака

Будучи обладателем исключительных прав на товарный знак, владелец товарного знака вправе им распоряжаться по своему усмотрению. Это правомочие собственника может быть реализовано путем уступки товарного знака или путем предоставления лицензии на его использование. Регулированию этого вопроса посвящены гл. 5 Закона о товарных знаках и Правила регистрации договоров об уступке товарного знака и лицензионных договоров о предоставлении права на использование товарного знака. Кроме того, к совершению этих сделок применяются установленные гражданским законодательством правила заключения и исполнения договоров.

Как установлено Законом о товарных знаках, товарный знак может быть уступлен его владельцем любому заинтересованному лицу, как юридическому, так и физическому. Для владельца товарного знака передача права означает, что сам он больше не будет использовать этот товарный знак. Исключительное право будет принадлежать правопреемнику. С учетом норм Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) договоры об уступке товарного знака (или договоры о передаче права на товарный знак) могут содержать условия о возможности или безвозмездности совершения этой сделки. Договор об уступке товарного знака составляется в про­извольной письменной форме. Однако он должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к содержанию договоров различного вида в соответствии с нор­мами ГК РФ, и отражать специфику заключаемой сделки. Такой договор должен относиться только к охраняемым в Российской Федерации товарным знакам и знакам обслуживания.

В отличие от законодательства некоторых зарубежных стран Закон России не связывает передачу права на товарный знак с передачей права на имущество, с помощью которого, например, производится товар, маркируемый товарным зна­ком, предназначенным к передаче.

Закон содержит специальную оговорку, что товарный знак может быть уступ­лен как в отношении всех товаров и услуг, для которых зарегистрирован товар­ный знак, так и в отношении какой-либо их части.

Закон установил только одно ограничение для совершения подобного рода договоров, а именно: уступка товарного знака не допускается, если она может стать причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. Такая ситуация, например, может сложиться при следующих обстоятельствах. На имя лица — обладателя свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара — зарегистрирован товарный знак, включающий в качестве элемента наименование место происхождения товара. Это лицо предполагает уступить свой товарный знак другому лицу, не имеющему возможности получить право пользования наименованием места происхождения товара. Такая уступка будет противоречить условиям регистрации товарного зна­ка и вводить потребителя в заблуждение. Следовательно, регистрировать такой договор нельзя.