Г. Клар на основе теста Люшера дал психологические характеристики цветов /29/. Он считает, что их "язык" интернационален и не связан с расой и культурой. Но это опять-таки не объясняет различий в цветовой символике разных культур. По мнению Г. Клара, что красный цвет возбуждает, и хотя физиологические причины этого до конца не выявлены, доказано, что от глаза к промежуточному мозгу ведет вегетативная нервная (волокнистая) система, которая управляет цветовым раздражителем. Промежуточный мозг через гипотезу и нервную систему регулирует взаимодействие органов. Если регуляция настроена на ускорение и повышение функциональной способности, то состояние возбуждения нервов соответствует частоте колебаний оранжево-красного цвета. Поэтому примесь оранжевого усиливает воздействие красного. Чем более желтым становится красный цвет, тем сильнее возбуждение. Однако интересен тот факт, что в цветовой символике различных культур, как правило, рассматриваются основные цвета, причем чаще всего без примеси других (за исключением пурпурного). Например, нигде не указано значение коричневого цвета или розового. По мнению Г. Клара, если коричневый цвет добавить к красному, то полученный оттенок будет означать спокойствие и перемирие. Если же к красному добавить синий, возникнет величественное великолепие пурпурного цвета., утончение побуждающего импульса, т.к. жизненная энергия красного цвета не погашается, а накапливается и тормозится. Возможно именно поэтому пурпурный символизировал царственность и величие у многих народов. Белый цвет снижает возбудительную энергию красного, поэтому розовый (сочетание красного и белого) является сильно смягченным вариантом этого цвета.
Темно-синий, по мнению Г. Клара, вызывает безмятежный покой. При его рассматривании наступает вегетативное успокоение. Пульс, давление крови, частота дыхания снижаются, организм настраивается на успокоение и отдых. Этот цвет выражает психологическую потребность в удовлетворении. Г. Клар считает, что синему цвету соответствует даже определенное вкусовое ощущение - сладость (именно поэтому раньше головки сахара заворачивали в синее). Хотя по мнению Г. Фриллинга и К. Ауэра со сладким вкусом связаны красный и розовый цвета /30/. А синий вызывает ощущение "кислого". Но, впрочем, ни они, ни Г. Клар не приводят никаких доказательств своих утверждений. В древней Индии темно-синий цвет воспринимался как наиболее типичный оттенок для медитации. По мнению Г. Клара, это связано с тем, что данный цвет выражает вечность, покой, а также любовь и самопожертвование (отсюда синее одеяние богоматери). Ученый подчеркивает разницу между темно-синим и голубым цветами, считая, что психологическая характеристика последнего - беззаботное веселье.
При этом Г.Клар не относит синий цвет к холодным оттенкам, объясняя это тем, что покой и внутреннее удовлетворение не могут быть холодными. Исключением является зелено-синий цвет, который приносит оттенок напряженности и замкнутости. В светлом зелено-синем выражается холодная отдаленность, отсутствие жизненных символов. Поэтому этот цвет часто означает гигиеническую специальность и является самым холодным. Красно-синий цвет, по мнению Г. Клара, выражает внутреннее возбуждение, душевное вдохновение, задушевность.
Интересную точку зрения высказывает Г. Клар по поводу фиолетового цвета. Он считает, в этом оттенке красный и синий стремятся к отождествлению, единению и слиянию в виде любви, причем красный - мужской цвет, а синий - женский. Известный психолог Вильгельм Вундт приписывал фиолетовому одновременно склонность к мрачно меланхолической серьезности и взволнованно-тоскливому настроению. Этот цвет считается наиболее таинственным. В римско-католическом церковном культе фиолетовый является цветом искреннего раскаяния, смирения, кротости, святого уединения. Он способен и уничтожить все противоречия и противоположности, и в примитивных родовых религиях магически отождествляет человека и животного. По мнению Г. Клара, колебания между красным и синим дают новое значение фиолетового - чувствительность, и в целом он выражает чувственное отождествление, которое часто стоит на ступени инфантильности. Видимо в связи с этим в Америке и Средней Европе фиолетовый цвет отвергается в тесте как неприятный, особенно интеллектуально развитыми людьми и людьми искусства.
Напротив, исследования индейцев центральной Бразилии и народов Среднего и Дальнего Востока показали, что этот цвет является самым любимым; причем чувственная возбудимость у этих народов выражена значительно наглядней.
Г. Клар, опираясь на вышеуказанные данные, сделал следующий вывод: чем выше и рациональнее культура, тем менее присуща человеку способность к "счастливому слиянию" и тем чаще он отклоняет фиолетовый цвет /31/. В современной культуре этот цвет не находит широкого распространения.
Зеленый цвет многие психологи характеризуют как пассивный, статичный, содержащий в себе потенциальную энергию. По мнению Г. Клара, этот цвет, как состояние внутреннего напряжения, выражает "я" или отношение человека к себе самому. При этом ученый больше склонен рассматривать воздействие смешанных оттенков зеленого. Так, например, светлый сине-зеленый цвет является, по его мнению, самым холодным. Поэтому его можно использовать для создания оптической прохлады, а также в рекламе продуктов, содержащих мяту, имеющих своей целью освежающее воздействие (сигареты с ментолом, зубная паста). Так как сине-зеленый ассоциируется с холодом, то создается ощущение, что в нем гибнут все биологические организмы, в том числе и бактерии ( отсюда сине-зеленые халаты врачей во многих больницах).
При добавлении темного, зеленый освобождается из своего статического состояния. Поэтому действие темно-зеленого вызывает воспоминание о цвете распускающихся из почек листьев. Если согласиться с данным утверждением Г Клара, то именно этот оттенок символизирует рост, жизнь в разных культурах.
Психологическое начало темного цвета, по мнению ученого, заключается в оптическом объединении зеленого (напряжения) и красного (возбуждения), которые создают в результате состояние возбужденного напряжения. Оно приводит к другому психологическому состоянию: к разрядке, к эксцентрическому расслаблению. Г. Клар считает, что желтый цвет нужно понимать, как изменение и как снятие напряжения с помощью раздражающего действия. Он является цветом самораскрытия, стремления к радости, счастью, - цветом озарения. Именно этим ученый объясняет наделение желтого божественным смыслом (ореол Христа и святых) /32/. Еще больше усиливает это значение золотой оттенок, благодаря блеску. В русской культуре и на Востоке данный цвет всегда считался самым божественным (отсюда золотой фон икон).
Серый, белый и черный цвета считаются ахроматическими. По мнению Г. Клара, серый - это граница между хроматическими цветами, которая сама по себе не оказывает никакого воздействия. А белый и черный - крайние точки яркости и темноты. Белый цвет символизирует новое начало, поэтому считает Г. Клар, у многих народов он означает физическую смерть как начало нового воплощения. Черный выражает идею отказа от всего, а также вытеснение возбуждающих влияний. Поэтому этот цвет тоже может символизировать смерть, хотя во многих культурах он чаще означает таинственность, магию.
Последовательница К.Г. Юнга И. Якоби выявила некое соответствие между цветами и психическими функциями /33/. Она пришла к выводу, что это соответствие меняется в зависимости от культуры, но, как правило, синий обозначает моление, желтый - интуицию, красный выражает волнение, зеленый соответствует функции восприятия. Мнение И. Якоби перекликается с мнением Н.В. Серова, который, как уже было показано выше переносит свойства цветов на уровень интеллекта. И.В. Серов изучил, опираясь на учение Гёте о цвете, символику противоположных цветов в культурах древнего Египта, Шумера, Китая и Индии, а также Древней Греции и многих христианских стран и выявил, что, как правило, дополнительный цвет имеет значение прямо противоположное основному /34/ (как, например, в легендах о Тезее белые паруса - знак победы, черные - поражения). Это говорит о том, что психологическая характеристика каждого цвета имеет тесную связь с культурной символикой, хотя в настоящее время не имеется достаточно доказательств того, почему тот или иной цвет зафиксирован в данной культуре под символом, а в другой культуре он имеет другое значение (такова ситуация с белым и черным цветами: можно лишь утверждать, что в культуре, где белый - цвет смерти, черный таковым не является, и наоборот)!
Из всех вышеизложенных данных можно сделать следующие выводы:
1. В каждой культуре зафиксирована определенная цветовая символика, которая имеет много общего с трактовкой цветов в других культурах, но имеет и некоторые отличия, часто продиктованные религией, психологией того или иного народа и др.