Стилю «железной леди» Маргарет Тэтчер завидуют и по сей день. Мало того, многие современные женщины, претендующие на звание мировых лидеров, стараются походить на нее. Так, в частности, бывший госсекретарь США Кондолиза Райс по стилю ведения деятельности напоминала Тэтчер. Пожалуй Райс даже в высказываниях была похожа на «железную леди». Она неоднократно заявляла, что «замужем за работой» и это все, что ей необходимо. Ее идеальные костюмы госсекретаря только добавляли ей плюсов, и не позволяли забывать о том, что она в первую очередь женщина, а не политик. Хотя собственную женственность она всегда ставила на второе место после работы.
К женщинам, ассоциирующимся с мужским имиджем, можно отнести и победившую на президентских выборах в Либерии Элен Джонсон-Серлиф. В прессе она уже получила прозвище «железной леди», которое также было позаимствовано у Маргарет Тэтчер. Основной составляющей, на которой завязан стиль Джонсон-Серлиф, является вечная борьба со старым режимом. Собственно за ярое рвение к либеральности и нормализации жизни в Либерии жесткими методами, первую в истории Африки женщину-Президента, и окрестили «железной».
Ирина Хакамада - российский политический и государственный деятель.
Её имидж рассудочный, хладнокровный, лишенный эмоций. Она говорит нормально поставленным голосом, спокойно и уравновешенно. Даже если то, о чем она говорит, неинтересно или непонятно, магия ее приятного интеллигентного голоса побуждает нас слушать и стараться понять сказанное. Хакамада — прагматик, целеустремленная, рациональная, яркая личность, ориентирована на индивидуальный успех.
Хакамада является самой типичной представительницей типа «деловой женщины». Подобные женщины-политики сознательно и подчеркнуто «гасят» эмоциональную составляющую. Например, в серии интервью в конце 2000 г. Хакамада неоднократно подчеркивала, что она просчитывает свои действия на много шагов вперед, а ее импульсивность, порывистость и эмоциональность — нечто демонстративно-наносное. У женщин-политиков этого типа в скрытом виде постоянно идет противопоставление по отношению к политикам-мужчинам. При этом женщины-политики (и об этом также свидетельствуют выступления той же И. Хакамады) вынуждены подчеркивать, что у них благополучные семьи, любящие мужья, дети, что они прекрасно сочетают личную жизнь с деятельностью в публичной политике.
Она олицетворяет собой образ «интеллигентной интеллектуалки» и «деловой женщины» одновременно. Известна своими либеральными взглядами и представляет интересы избирателей Санкт-Петербурга.
Поскольку она очень часто выходит в "народ", общается с молодежью, ей нужно чуть поменьше строгости проявлять в одежде. Но главное здесь не переборщить, потому что если чрезмерно поменять ей имидж, или надеть на нее консервативный костюм, то Хакамада перестанет быть Хакамадой. Визуально мы будем на нее смотреть и чувствовать какой-то обман. Не доверять ей, потому что интуитивно будем замечать несоответствие между внутренней энергетикой и внешним видом.
Одежда: в начале 90-х стала законодательницей мод, перевернув представление о женщине из номенклатуры: начес, пышность форм, белый верх, темный низ. Иногда покупает одежду за границей. В гардеробе и дорогие вещи, и джинсы за $30.
С развитием идей феминизма женщины стали неотъемлемыми активными участниками политической жизни практически во всем мире. Правда, добиваются они своей цели разными методами. Кто-то обязан своему положению титанической работой и усилиями, а кто-то умением использовать свою внешность для продвижения по «карьерной лестнице». Манера вести себя в обществе, вкус в одежде, умение сыграть на своем имидже, иногда даже на время могут спрятать непрофессионализм. Выделим некоторые имиджевые стратегии, которые женщины применяют в современной политике:
- Женщины - «мужчины». Все имиджевые характеристики строятся на тотальном консерватизме, которые подкреплялись удачным ведением профессиональной деятельности. Примеры использования этого имиджа – М. Тэтчер, бывший госсекретарь США К. Райс, президент Либерии Э. Джонсон-Серлиф.
- Женщины - «серые мышки» не имеют ярко выраженного имиджа. Их отличает своеобразие в выборе одежды, которая часто не соответствует занимаемой должности и полное отсутствие косметики. Имидж женщины - «серой мышки» имеют канцлер Германии А. Меркель и президент Финляндии Т. Халонен.
- Женщины - «сексуальные символы» - это чаще всего идеально одетые и ухоженные женщины-политики, имидж которых не дополняется успехами в политической деятельности. Примерами данной имиджевой стратегии являются – бывший президент Латвии В. Вике-Фрейберга и экс-депутат итальянского парламента И. Сталлер.
Имидж женщины-политика несомненно должен включать: уверенность в себе и своих силах; проявление бодрости, энтузиазма, оптимизма, решительности, воли; должен учитывать культурную специфику, национальные и этнические особенности того региона, который представляет женщина. Особое внимание необходимо уделять тем компонентам, которые позволят женщине-политику эффективно действовать и претендовать на карьерный рост, например, речь и особенности невербальной коммуникации, одежда и аксессуары.
В большинстве случаев, в любой сфере деятельности каждый человек стремится сформировать позитивный имидж, минимизируя отрицательные личностные характеристики. Однако позитивный имидж прямо не гарантирует увеличение электората, повышение рейтингов и улучшение взаимоотношений с коллегами-мужчинами. Дополнением к нему должны быть обязательно конкретные результаты деятельности в области политики, например, участие в разработке различных социальных программ и проектов, продвижение в вышестоящих государственных органах предложений по реформированию отдельных социальных областей и т.п.
Разработкой образов наших политиков занимаются профессионалы, а именно - политические имиджмейкеры.
Как известно, большинство женщин, занимающих высокие государственные посты, предпочитают наследовать мужские поведенческие стереотипы. Конечно, в имидже женщины-политика все же допускается некая доля женственности, однако, в целом, в мировой практике принято, чтобы высокопоставленная дама выглядела в первую очередь строго и элегантно, неброско и ни в коем случае не подчеркнуто сексуально. Именно поэтому, в гардеробе большинства западных женщин-политиков преобладают строгие костюмы, которые, в зависимости от контекста, могут быть либо пастельно-светлых, либо же приглушенно-темных тонов в сочетании с элегантными, но, опять же, неброскими юбками, обувью и аксессуарами. Следует отметить, что аксессуарам уделяется особое внимание, ведь зачастую какая-нибудь маленькая деталь способна преобразить до неузнаваемости неброский костюм женщины-политика. В этом контексте можно вспомнить госсекретаря США Мадлен Олбрайт, которая всегда выделялась эффектными украшениями, элегантно накинутыми на плечи платками и прочими аксессуарами, которые подчеркивали ее вкус и тонкое чувство стиля. В западных странах женщина, вовлеченная в большую политику – это, в первую очередь, чиновник, и уже потом существо, наделенное определенными половыми характеристиками. На Украине же имеет место абсолютно противоположная ситуация. Украинская женщина-политик еще не обременена в полной мере грузом феминизма, а поэтому и не скрывает своей женской сущности. Прически у женщин-политиков должны быть естественными, очень часто они неправильны, слишком залакированы, высоки, без естественности. Некоторые респонденты-мужчины указывали на то, что барьером принятия женщин в сфере политики является их «откровенное открытое женское поведение». По их мнению, «если женщина все же пришла в политику, она должна понимать, что там она сначала политик, государственный деятель, а уже потом – женщина. Женщина-политик должна соответствовать всем требованиям, как поведения, так и внешнего вида, которые предъявляются в данной сфере». Именно с этих позиций имидж должен рассматриваться как условие, без которого невозможна эффективная деятельность женщины-политика. Современный политический спектакль предлагает несколько женских амплуа, которым соответствует определенная (в большей или меньшей степени) форма одежды: царствующая особа; первая леди; самостоятельный политик, избранный или назначенный (президент, премьер-министр, парламентарий); вождь или духовный лидер.
Начнем с королевы. В официальных, не торжественных случаях, костюм царствующей особы подчеркнуто скромен. Он информирует о том, что королевская власть сакральна, статус ее представительницы настолько высок, что не нуждается во внешних проявлениях. Модные тенденции на костюм царствующей особы практически не влияют. Королева выше моды.
Костюм «первых леди» наиболее подвержен модным влияниям. В нем закодирована мысль о том, что жена - зеркало успехов мужа. Имидж первой леди сообщает об уме, вкусе, таланте и прочих достоинствах и амбициях супруга. Яркие примеры такого амплуа Жаклин Кеннеди, Нэнси Рейган, в российском варианте - Раиса Горбачева. Если характер, возраст, внешние данные не позволяют с должной мерой убедительности играть эту роль, то первая леди может играть другую, восходящую к временам Римской республики, - роль хранительницы домашнего очага, матери, верной сподвижницы всех начинаний своего мужа. Акцентируются такие личные качества как стойкость, терпение, самоотверженность. Примером могут послужить образы Лоры Буш, Наины Ельциной.
Амплуа «женщина - самостоятельный политик» самое молодое. В нем можно выделить две группы: «равная среди равных» и «другая». Имидж первой является внешним выражением феминистических завоеваний, к которым относится, прежде всего, феномен появления женщин на политической сцене. Имидж маскирует все личностные характеристики, информируя только о социально значимых качествах: долге, воле, порядочности, служении государству. Костюм группы «равная среди равных» имитирует мужскую униформу, представляя собой сочетание из жакета и юбки, иногда - брюк. На фоне мужской массы женщина-политик не выделяется. Допустимо, что закодированная в костюме мужественность в глубинном смысле символизирует отказ от женственности, состязательность с мужчинами. Мода мало влияет на костюм этой группы. Убедительными примерами ее дресс-кода могут служить образы скандинавских политиков. В имидже американских женщин-политиков наблюдается больше свободы, разнообразия, индивидуальности и женственности, меньше зависимости от предписаний европейского этикета. Однако следование нормам и предписаниям этикета соблюдается строго. Внешне это выражается в предпочтениях более ярких цветов, меньшей, если позволяет телосложение, свободе облегания, большей высоте каблуков. Пример - Кондолиза Райс. Следует отметить, что имидж «равная среди равных» имеет место в стабильных странах с развитой демократией и экономикой. Англия, предлагает парадоксальный, традиционно эксцентрический образ политика с выраженным характером и запоминающимися атрибутами. Группа «другие» представлена в странах третьего мира, демократически ориентированных, занятых проблемами национальной идентификации и политически нестабильных. Костюм женщин-политиков этой группы либо полностью национален, либо дополнен знаковой деталью национального костюма. Образ женщины-политика в этом случае контрастирует с мужской массой, олицетворяя благородство, гордость народа и высокое качество генофонда, которое способна воспроизводить такая его представительница. Как правило, женщины этой группы обладают незаурядной внутренней силой и физической красотой. К ярким ее представительницам относятся Индира Ганди в сари, Беназир Бхутто в мусульманском белом платке, и Юлия Тимошенко с уложенными вокруг головы польско-украинскими косами.