Регламентационные препятствия: эту третью "линию обороны" преодолеть труднее всего. Действительно, созданная из регламентирующих постановлений, относящихся к товарам или видам коммерческой практики, она априори не носит дискриминационного характера по отношению к иностранному предприятию и его товарам. Эти постановления применяются ко всем рыночным агентам, каково бы ни было их географическое происхождение. Очень часто наличие таких регламентации не связывают с какими-либо международными задачами и официально объясняют мотивами защиты потребителя, трудовым правом, традициями и т.д. Тем не менее, они нередко представляют собой серьезные препятствия и потому оказываются излюбленными и самыми удобными формами рыночного протекционизма. В этом случае они получают наименование нетарифных барьеров, которые позволяют компенсировать тарифные уступки, принятые в рамках многосторонних переговоров (например, ГАТТ). Примеров их более чем достаточно — от самых забавных, как формат этикеток на индейке, установленный Великобританией накануне рождественских праздников, до крайне тяжелых по своим последствиям, таких, как поддержка ФРГ в продолжение более чем десятилетнего периода Закона о чистоте пива, практически блокирующего импорт любого пива, особенно французского. Деликатность положения иностранного предприятия состоит в том, что чем тоньше и эффективнее протекционистское противодействие, тем менее уязвимы его мотивы с точки зрения принципов международной торговли.
Изучение трех "оборонительных линий" не решает полностью проблему доступности: в этом пункте анализа предприятие может оценивать вероятность и издержки своего собственного вступления на рынок. Ему затем нужно выявить различные типы агентов, которые будут определять степень его участия в делах, начиная с покупателя, который может не совпадать с потребителем товара. Далее следует выяснить, от кого могут исходить предписания, влияющие на выбор покупателя, причем этот агент может быть не в единственном числе и находиться не в данной стране. Затем надо также узнать, кто выступает в качестве информатора, сообщающего рынку все новости (даже на уровне слухов), включая информацию о появлении нового поставщика, и, наконец, следует поинтересоваться контролером, функция которого, когда он существует, состоит в том, чтобы по возможности поддерживать такие условия рынка, которые ему представляются благоприятными.
Крайняя сложность такой работы проистекает из скрытого, непостоянного и неформального характера этих ролей: ни одна из них не существует в чистом виде и не действует одинаковым образом. Некоторые могут быть множественными, другие - однозначными или сходными: один субъект будет партнером другого в одной роли и может обособиться от него в другой. Эта зыбкая и не поддающаяся расшифровке силами поверхностного наблюдателя "игра" является мощной преградой для реального выхода на рынок. Чтобы разобраться в ней, требуется действительное усилие по вживанию в социологическую, культурную и политическую реальность изучаемой страны. Неспособность или неумение сделать это может впоследствии привести к вытеснению предприятия с рынка, для которого его управленческая компетенция окажется недостаточной, тогда как вообще-то она высока. Его товар может попасть, например, под действие законодательства, разработанного в целях охраны здоровья потребителей, принятого весомым большинством парламента и поддержанного в средствах массовой информации. Чего стоит соотношение "качество—цена", надежное снабжение или адекватная коммуникация в сравнении со связями между национальными производителями, парламентариями и группами давления, когда каждый в отдельности борется за одну и ту же цель — благосостояние своих сограждан? Разумеется, ситуация не всегда такая безвыходная, и многое зависит от того, сможет ли иностранное предприятие найти местного агента в рыночной "игре", которого мы назовем посредником. Это своего рода "троянский конь", его природа может быть разной, но кого бы он ни представлял — потребителя, национальное предприятие, государственную власть или любого другого экономического агента, его интерес состоит в выведении на рынок иностранного предприятия с его инновационным предложением, с его технологией, капиталами. Будучи объективным союзником данного предприятия, он извлекает из этого выгоду для себя.
Таким образом, анализ доступности рынка включает два уровня: первый — определение реальности проникновения как такового; второй — определение роли, которую традиционные рыночные агенты намерены предоставить вновь пришедшему: реального партнера или вечного статиста.
Восприимчивость рынка. Присутствие на рынке еще не означает, что происходит спонтанное подключение его различных составляющих. Решая исследовать внешний рынок, предприятие подвергается воздействиям экономических агентов, которые в общем не принимались во внимание во время разработки его предложения и которые в силу обстоятельств оказались внешними по отношению к медленному процессу выработки культуры этого предприятия и его деловой практики. Анализ восприимчивости рынка состоит в определении способа, в соответствии с которым этот рынок воспринимает предприятие как единое целое, главным образом по его ассортименту, но также, по поведению его менеджеров. Мы процитируем по этому поводу доклад М. Гертмана, прочитанный во время презентации их метода, названного "эффектом призмы".
"Эффект призмы — это искажения компетенции предприятия в зависимости от того, оценивают ли их на национальном рынке или на рынке внешнем". Это определение позволяет нам лучше понять феномен восприимчивости внешнего рынка. Часто проблема восприимчивости сводилась к аналогиям с рынком страны происхождения товара или предприятия. В многочисленных работах анализировались воздействие ярлыка "Сделано в ..." и различные стереотипы, которые могут повлиять на акт покупки товара иностранным потребителем.
Однако восприимчивость рынка выражается более широко, расширяя или сужая преимущества и слабые места предприятия на уровне каждой составляющей его ассортимента, а также в управленческом и организационном планах, новые социально-экономические условия могут потребовать от него слишком больших усилий или, напротив, открыть перед ним определенные возможности, которых нет на национальном рынке, например надежное снабжение или тарифную свободу. Предприятие должно учитывать как преимущества, которые ему открывает пересечение границ, так и трудности, которые ему предстоит преодолеть, и понять, каковы будут издержки, связанные с их преодолением.
Стабильность рынка. Анализ касается также стабильности рынка и риска (экономического и политического).
Первый признак нестабильности — слабость, которую проявляют потенциальные клиенты предприятия в плане платежеспособности и коммерческого постоянства. Причинами этой слабости могут быть реальная потеря дохода, не позволяющая клиенту выполнить свои обязательства, возобновить и увеличить свои покупки в той мере, как предполагалось при изучении потенциала, а также уловки, свойственные управленческой культуре принимающей страны и применяемые для сокращения риска банкротства.
Трудность определения экономического риска связана с расплывчатым характером этого понятия, имеющего множество употреблений. К тому же значительное сокращение ресурсов страны может сопровождаться большим разбросом в покупательной способности различных категорий ее покупателей. Так, сильные колебания производства и доходов в странах — производителях нефти ведут к очень контрастным ситуациям. В Саудовской Аравии, например, государство может столкнуться с серьезным сокращением своих инвестиционных возможностей, тогда как покупательная способность большинства его граждан остается достаточной для иностранного поставщика потребительских товаров. В одной и той же стране экономический риск зависит от типа покупателя.
Другая особенность нестабильности носит политический характер. Политический риск заключается одновременно в действиях правительства страны, которые могут быть неблагоприятными для иностранных предприятий, основавших в данной стране свои филиалы или торгующих с ней, и в факторах среды, порождающих эти действия (например, революция), в резких изменениях политической ориентации и т.п.
При этом общая конфискация не является единственно возможным следствием недружественной политической акции. Необходимо тщательно выявить и оценить этот тип риска.
2. Изучение конкуренции
Рассматриваемый в качестве цели внешний рынок редко представляет собой пространство, совершенно свободное от присутствия конкурентов. Местные производители и импортеры обычно образуют структуру, к которой предприятие вынуждено приспосабливаться. Вместе с тем, если предприятие предполагает столкнуться на рынке со многими конкурентами, ему следует привыкнуть к мысли, что интерес, который его продукция может вызвать на каком-либо рынке, будет распространяться и на аналогичную продукцию этих конкурентов. Поэтому предприятию следует подробно ознакомиться с состоянием конкуренции на интересующем его рынке. Это тем более необходимо, что каждое предприятие наиболее уязвимо в момент его вступления на новый рынок, который может не пощадить даже решительных и уже прочно обосновавшихся здесь конкурентов.
Предприятие должно различать конкуренцию между национальными производителями, пользующимися покровительством со стороны политических властей (исключительное право поставок на государственные рынки, ограничение конкурентоспособного импорта и т.д.), и конкуренцию с другими иностранными производителями, которые могут создать ему более серьезные затруднения. Несмотря на значительную сложность сбора информации, исследование должно дать ответы на следующие вопросы: