Каждую секунду миллионы людей смотрят на себя в зеркало.
Пауза, 2 с.
Шумы
Звук секундной стрелки
Каждую секунду миллионы людей останавливают свой взгляд.
Пауза, 2 с.
На него накладывается посторонний звук и … настало время-"Мех"и создается эффект приближения чего-то важного.
Звучит музыка
Время одеваться стильно, комфортно, время одеваться с удовольствием. Новая коллекция одежды уже в продаже. Мех! (голос звучит громче) Почувствуйте на себе! (Адрес).
Четыре фрагмента речевого текста - четыре фазы звучания. Первые части читаются в быстром темпе. Паузы рассчитаны на то, чтобы слушатель ощутил реальность предлагаемых его воображению картин. Ведь это соответствует действительности.
Основная часть ролика, несущая необходимую информацию, "отбита" от первых фрагментов несколькими приемами:
темп речи замедляется, словно время приостанавливается специально для магазина;
вводится приятная медленная музыка, помогающая переключить внимание слушателя с общих фраз на конкретную информацию и одновременно "сбивающая" ритм часовой стрелки;
стук стрелок переходит в сплошной звук (на музыке);
с помощью этого медленно нарастающего звука создается эффект приближения;
речевым текстом "Останавливают свой взгляд..." слушатель как бы подводится к витрине.
Зрительные (воображаемые) и звуковые (реальные) картины создают полифонию, нацеленную на движение от общего к частному. Взгляд "сужается". Действие и движение времени направляют внимание на ключевую фразу: "Настало время "Мех". Обратим также внимание на информационную "плотность" заключительной части. Так "работает" в тексте пауза в синтезе с шумами, музыкой и речевым текстом.
Е.Г. Сомова, изучавшая ресурсы интонации (просодии) на радио, функции ее составляющих, обращает внимание на то, что мелодика, тембр, ритм и темп речи (она вводит паузировку в этот спектр, тем самым, подчеркивая ее значение) выполняют широкий спектр функций. "Совокупное воздействие элементов просодии в радио речи сводится к выполнению информационной, эмоционально-экспрессивной, мотивационной, креативной, контролирующей, селективно-маркирующей, сегментирующей и суггестивной функций" (8).
Психология слухового восприятия обусловливает особенности общения со звучащим радио текстом.
Различают разные формы контакта слушателя с радиопрограммами, особенности обращения к радиоканалу. Они определяют типы прослушивания передачи:
случайное;
фоновое; поисковое;
выборочное;
целенаправленное, сосредоточенное.
Названные типы прослушивания требуют разного уровня внимания, его разного качества. К характеристикам внимания относятся: направленность, сосредоточенность, распределение, концентрация. К свойствам - динамичность, объем, интенсивность, устойчивость. К видам - произвольное, непроизвольное и послепроизвольное.
Внимание к передаче зависит от интереса к ней, отношения к радиоканалу (той или иной радиостанции), а это в свою очередь зависит от уровня образования, социального положения, возраста, пола и т.д.
Специалисты утверждают, что внимание к письменной (заранее написанной) речи и устной, импровизированной - проявляется по-разному. Мы как бы внутренне (незаметно для самих себя) перестраиваем свое внимание на тот тип речи, который звучит в данное время. Так, монотонная длинная речь вызывает кризис внимания уже через 3-3,5 минут. Кризис внимания наступает, если не актуализировать речь, не делать ее более динамичной, эмоциональной, если не располагать по ходу ее звучания наиболее интересную информацию через определенные периоды. В текстах, звучащих до 20 минут, эти периоды составляют около 5-6 минут.
Эта специфика коммуникационного канала определяет возможности радиорекламы, особенности ее использования.
Рассмотрим теперь выразительные и формообразующие средства вещания подробнее.
Психология слухового восприятия/специфика коммуникации диктует не только общие законы прослушивания, но и конкретные ситуации, от которых зависит успех восприятия радио текста. Сюда относится, в частности, его структурное членение. Выделим наиболее характерные элементы, привлекающие внимание слушателя: (9)
необычное интригующее начало (вербальное и звуковое);
динамическое развитие сюжета с выделением наиболее важной информации;
короткая завершающая фраза, суммирующая идею текста.
Как видим, строение рекламных текстов в общих чертах сопоставимо с сюжетным структурированием художественных текстов, что предъявляет организации содержания рекламы повышенные требования. Большое значение, как уже говорилось, имеет фактор времени, особенно в небольших сюжетных сценках (20-30-секундных роликах). Слушатель в процессе контакта с радио текстом получает определенную информацию (полезную, нужную, интересную или же ту, которая оставляет его равнодушным или даже вызывает раздражение. В любом случае он должен иметь время, чтобы оценить услышанные сведения. Рекламные тексты и звучат, как правило, в утреннее время, когда радио слушают пенсионеры, больные люди. Вопросы здоровья для них первостепенны. Таким образом, эксплуатируются интересы пожилых людей.
Вот здесь-то и возникают проблемы этической, нравственной ответственности тех, кто использует психологическое состояние больного человека, его надежду на выздоровление для пропаганды медицинских услуг, изделий и лекарственных средств с самой высшей оценкой их качества. Правовые нарушения могут быть связаны со скрытой и полускрытой рекламой. Так, у нас запрещена реклама спиртных напитков. Их прямо никто и не рекламирует. Но уже одно упоминание на этом фоне может создавать очень сильный рекламный эффект. Психологические особенности восприятия радио текста можно использовать во благо слушателя, а можно использовать для оказания сильнейшего давления на его психику с целью достижения нужного влияния. Вопросы психологии, этики и юриспруденции в этом смысле оказываются завязанными в нашей рекламе в один узел. Поэтому знание основ психологии восприятия аудио текста, этических норм и законодательства - и его безусловное выполнение - необходимые условия для тех, кто работает на рынке рекламы. При использовании музыки важен не только ее подбор, но и уровень звучания. Особенно внимательно нужно относится к фрагментам песен. В них есть собственные слова, которые могут помешать восприятию рекламного текста. Важно и временное соотношение музыки и текста. В современном эфире для оформления рекламных материалов все чаще используется компьютерная музыка. Она раздвигает рамки использования, спектр звучания, становясь настоящим аудио дизайном рекламных текстов. Но компьютерная музыка - это имитация звуков, шумов, поэтому надо обращать особое внимание на соответствие, близость искусственных звуков естественным. Фальшь режет слух, вызывает недоверие и к информации.
Становление радио рынка в нашей стране происходило на фоне противоборства двух диапазонов: старого - УКВ, и нового - FМ. Последний радиоинженеры иногда называют УКВ-2 или верхний УКВ. Главный недостаток УКВ - диапазона - его малая вместительность. Некогда его рассчитывали так, чтобы хватило на ретрансляцию 4 программ по всей стране, и еще инициатива была благополучно позабыта. Первые FМ-станции появились лишь 13 лет спустя в Москве - совсем ненамного опередив их открытие в Екатеринбурге.
К радио в Екатеринбурге всегда питали особое чувство.
Вряд ли найдется много городов, где одновременно есть:
1. Памятник Александру Попову
2. Музей радио Александру Попову
3. Завод радиоаппаратуры
4. Радиотехникум
5. Радиофакультет технического университета
FМ имеет ряд важных технических преимуществ. В частности, он удобен для выбора направления антенны. С ним можно ограничивать зону вещания и размещать большое количество местных станций.
Считалось, что советскому человеку этого хватит за глаза. Даже при коммунизме. В 1978 г. для качественного музыкального вещания вроде бы решили зарезервировать диапазон 100-108 МГц. Однако городе отнюдь не связан с насыщенностью эфира. Радиопомехи объясняются другими причинами. Во-первых, слабым передатчиком. Его мощность у большинства местных станций не превышает киловатта, что для Екатеринбурга специалисты считают недостаточным.
Самый уверенный прием в городе у Радио Си и Европы Плюс, имеющих 5-киловатные передатчики. Мощностью в 4 киловатта располагает Хит-FМ. Качество сигнала также зависит от выбора вышки, Практически все вещатели сосредоточены на трех башнях - на ул. Блюхера, Московской и Луначарского (последняя самая высокая - 180 м). Впрочем, есть и такие, кто облюбовал для этой цели заводскую трубу. Следующий повод для недовольства вашим приемником - рельефность территории. Мертвыми зонами для приема радийщики называют низины - к примеру, Химмаш. Наконец, есть версия, что помехи может создавать невидимая с улицы электроника внутри различных промышленных предприятий. Говорят, ее здесь хватает - постарались оборонщики.
Популярность FМ-диапазона не могла не сказаться на состоянии рынка радиоаппаратуры. К середине 90-х отечественные радиоприемники практически исчезли из продажи, а в импортных диапазон 66-74 МГц встречается редко.
Естественно, поначалу большинство людей продолжали слушать только сетевое радио и приемники типа "Океан" или "Ленинград", где FМ был недоступен. Далее наметился спрос на аппаратуру Бопу и "Стерео+", принимавшую как УКВ, так и FМ - сигналы. Правда, надобность в ней быстро прошла. Катавасия с частотами творилась лишь первое время, успев, однако, запомниться многим. Музыкальным станциям приходилось метаться между FМ, УКВ, средними и даже короткими волнами. Те, кто постарше, вспоминают, что некоторый период Радио Трек работало в коротком диапазоне, что вряд ли имело прецеденты в границах страны. Короткие волны равнозначны всемирному вещанию - в частности, они принимаются в США. Припоминают, что на Естественно, поначалу большинство людей продолжали СГТРК в то время был свободный передатчик. Но о том, как в обход законодательства его удалось арендовать, история умалчивает.