Особенности музейного маркетинга
Содержание
Введение
1. Общие функции, задачи и принципы маркетинга
2. Концепция развития музейного маркетинга
3. Особенности маркетингового подхода в музейной деятельности
4. Маркетинговая работа в музее: функции, задачи и принципы
5. Особенности применения принципов маркетинга в музейной работе
6. Проблемы и пути решения музейного маркетинга
Заключение
Список литературы
Введение
Сокращение государственного финансирования и снижение количества посетителей в связи с экономическими трудностями, переживаемыми населением страны, повлекли за собой потерю музеями уверенности в завтрашнем дне.
Постепенно музеи осознали, что если они хотят избежать финансового краха, эффективно конкурировать на рынке досуга, бороться за внимание туристов и создавать дополнительные возможности для образования, у них не остается иного выбора, как перенять некоторые из методов, практикуемые коммерческим сектором.
Музеи становятся интерпретаторами и хранителями ресурсов, которые, приходя из прошлого, часто помогают людям найти вдохновение в настоящем, вселяют уверенность в будущее.
Учитывая традиции, музеи адаптируются к требованиям XXI столетия. Новые факторы начинают определять условия деятельности музеев. Музеям необходимо пережить те кардинальные перемены, которые произошли в сфере культуры в целом, научиться проявлять предприимчивость и самостоятельность в добывании дополнительных средств к государственному финансированию. Чтобы избежать финансовых неудач, эффективно конкурировать на рынке досуга, привлекать внимание туристов, создавать дополнительные возможности для образования, музеям необходимо использовать технологии деловой активности. Новая стратегия выживания принесла в традиционный музейный язык новые понятия: менеджмент и маркетинг, которые способствуют организации современного музейного дела и управлению музейной деятельностью, что относится к прикладному музееведению.
Многие специалисты и руководители музеев, также как и посетители, весьма неоднозначно воспринимают термин «музейный маркетинг». Естественно, что многие опасаются, что результатом музейного маркетинга может стать голый меркантилизм, отход от ценностей и снижение музейных стандартов.
Актуальность поставленной проблемы определяется:
- объективной потребностью утверждения в новых рыночных условиях новой социально-культурной роли современного музея;
- недостаточностью изученности специфики музейного маркетинга, призванного укрепить традиционные формы управления музеем;
- сложностью построения взаимосвязей внутренней и внешней среды музея, влияющих на продвижение его услуг и повышения культуры потребителя;
- отсутствием оценки внутренних ресурсов музея с учетом восприятия его потребителем.
Целью работы является исследование роли маркетинга в оптимизации деятельности современного музея и разработка теоретических основ внедрения маркетинговой стратегии в развитии музея.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание, особенности, цели, задачи и перспективы развития маркетинговой деятельности в социально-культурной сфере;
- определить роль, содержание и функции музейного маркетинга в процессе создания и продвижения услуг музея с целью повышения его конкурентоспособности.
Таким образом, рассмотрение особенностей музейного маркетинга становится на сегодняшний день весьма актуальным не только с теоретической, но и с практической точки зрения. И основой для такого рода рассмотрения должны стать принципы и организационные задачи музейного маркетинга, которые я избрала темой данной работы.
1. Общие функции, задачи и принципы маркетинга
Маркетинг прочно вошел в деловую жизнь развитых стран. В последние годы, в нашей стране, при переходе к рыночной экономике многие организации часто стали обращаться к маркетингу и приемам его использования в российских условиях.
Для выдвижения идеи маркетингового управления в сфере культуры объединим принципы функционирования классического маркетинга со спецификой управленческой и производственно-хозяйственной деятельности учреждений культуры, так как подходы к управлению деятельностью учреждений культуры на основе функциональных задач классического маркетинга способны решить многие существующие административные и организационно-экономические проблемы на данном этапе.
Поэтому, экономисты разных стран и взглядов дают различные толкования понятия «маркетинг». По этой причине, основное понятие маркетинга имеет множество формулировок.
К настоящему времени известно более двух тысяч определений маркетинга, в которых даются общие характеристики его сущности. При анализе основной сущности формулировок маркетинга, которые предлагают различные специалисты в этой области, наблюдается их идентичность и адекватность.
В экономической литературе последних лет имеется множество формулировок, хотя все они замыкаются на одинаковом содержании и единой сущности.
Существуют широкие и узкие, краткие и полные определения понятия «маркетинг».
Маркетинг – это:
- наука руководить предприятием так, чтобы достичь высоких результатов, удовлетворить потребность с наименьшими затратами;
- средство ликвидации дефицита, т.е. потребности в чём-либо.
- выражение ориентированного на рынок управленческого стиля мышления, для которого характерен творческий, комплексный и нередко агрессивный подход;
- вид деятельности;
- функция управления фирмой;
- философия деятельности фирмы;
- наука;
- учебная дисциплина;
- ориентация продавца-изготовителя на рынок, на потребителя;
- деятельность по обеспечению наличия товаров в нужном месте в нужное время по подходящей цене.
В функциях проявляется содержание маркетинговой деятельности. Множество функций сводятся в четыре блока:
1) Аналитическая функция:
- изучение рынка в целом, общей ситуации в стране, регионе, отрасли;
- изучение потребителей;
- изучение конкуренции и конкурентов;
- изучение поставщиков и партнёров;
- изучение посредников по сбыту;
- изучение товара и спроса;
- изучение внутренней среды предприятия.
2) Производственная функция:
- участие в создании новых товаров;
- участие в производстве;
- участие в МТ снабжении;
- участие в управлении качеством и конкурентоспособностью новой продукции.
3) Сбытовая функция:
- организация системы товародвижения;
- организация сервиса;
- формирование спроса и стимулирование сбыта;
- проведение товарной политики;
- проведение ценовой политики.
4) Управление и контроль:
- организация маркетинговой службы;
- информационное обеспечение маркетинга;
- организация оперативного стратегического планирования на предприятии с ориентацией на рынок;
- организация управленческих связей службы маркетинга;
- организация контроля в области маркетинга.
Перечисленные функциональные задачи делятся на группы:
- аналитикооценочные;
- планово-стратегические;
- исполнительские.
Выполняются службами маркетинга в полном объёме или в кооперации с другими службами. Эффективно выполнять все функции маркетинга не в состоянии ни одно предприятие, поэтому обращается к услугам других специализированных фирм.
Принципы маркетинга частично содержаться в его определениях:
- производство продукции на основе изучения потребностей для удовлетворения реальных потребностей конкретных потребителей;
- объединение деятельности всех звеньев предприятия в одну систему с нацеленностью всех их на конечный результат, на то, что нужно потребителю;
- достижение долговременной эффективности предприятия, за счёт создания своевременных производственных заделов;
- активная адаптация производителя к меняющимся условиям среды;
- стимулирование потребностей и воздействие на них;
- постоянная рентабельность предприятия за счёт сочетания оперативных и стратегических решений и управление заделами.
В области маркетинга действуют два принципа менеджмента:
- целевая ориентация деятельности;
- комплексность, т.е. максимально возможный учёт всех факторов и последствий принимаемых решений, и использование всех инструментов маркетинга в комплексе.
2. Концепция развития музейного менеджмента и маркетинга
Современный музейный маркетинг должен быть основан на стратегии макро- и микросегментации. Если макросегментация предполагает деление потенциальной музейной аудитории по географическому, психологическому, биологическому, поведенческому и демографическому принципам, то микросегментация уточняет это деление на уровне субкультур - школьной, спортивной, городской и пр. Предварительное оценивание на макро- и микросегментных уровнях - первый принципиально важный шаг современных методов музейного маркетинга, поскольку именно эта исследовательская фаза позволяет уловить тенденции в динамичных изменениях запросов и предпочтений потенциальных музейных посетителей с тем, чтобы не «догонять» последствия этих изменений, а предварять их на самых ранних стадиях планирования и создания экспозиции. Следующий этап - внедрение выявленных реалий потенциального музейного рынка в разработку концепции и дизайна создаваемой экспозиции и апробирование ее предварительных, в частности, выставочных вариантов на посетителях. Таким образом, принципом современных маркетинговых технологий в музее становится, говоря языком большого маркетинга, практика «предварительных продаж» - постепенное продвижение новой экспозиционной концепции на «музейный рынок» с учетом мнения посетителей.
Следующие этапы оценивания - суммативное и исправляющее - предполагают наблюдение, изучение и анализ зрительских реакций после развертывания экспозиции с целью общей оценки проделанной работы, а также для внесения необходимых коррективов. На этих постэкспозиционных стадиях оценивания проводится изучение воздействия общего замысла экспозиции, ее расположения, объема информации, размещения указателей, экспликаций, шума и пр. на модели поведения посетителей, на их способность ориентироваться в залах, избираемые маршруты, длительность посещения, предпочтения различных форм показа, концентрацию внимания, пороги усталости и т.д. Оценивание на всех своих этапах проводится с помощью различных методик. Главные из них - наблюдение, опросы, анкетирование, углубленные беседы, тестирование целевых групп.