К приходу англичан, в Австралии было около 300 тысяч аборигенов. Коренные жители относятся к австралоидной ветви экваториальной расы. Кожа у них темно-коричневая, волосы курчавые. Аборигены были истреблены и загнаны в резервации - удаленные от населенных мест пустынные и засушливые районы.
1 января 1901 г. была официально провозглашена федерация Австралийский Союз, вошедшая на правах доминиона в Британскую империю.
Известно, что последняя чистокровная коренная жительница Тасмании, Труганини, скончалась в 1876 г. Однако аборигены, живущие на островах в Бассовом проливе, теперь объявляют себя прямыми потомками тасманийских племен. В 1921 общая численность аборигенов Австралии сократилась до 60 тыс. человек.
В 19 в. некоторые аборигены превратились в источник дешевой рабочей силы в животноводческих хозяйствах (ранчо) белых поселенцев во внутренних районах страны, а законы того времени закрепляли сегрегацию и порабощение аборигенов. Положение аборигенов стало улучшаться во второй половине 20 в., когда общественное мнение осудило дискриминационную политику предыдущего периода. Ограничения для аборигенов были сняты, и эти люди были уравнены в социальных правах с остальными австралийцами. Были также приложены усилия, чтобы закрепить землю за аборигенами в местах их проживания и содействовать распространению среди них образования. По данным переписи 1996, в Австралии проживало ок. 370 тыс. человек, считавших себя аборигенами (включая жителей островов Торресова пролива). Немногие аборигены сохраняют жизненный уклад своих предков. Большая часть аборигенов проживает в крупных городах - таких, как Сидней, Мельбурн и Брисбен. Однако многие аборигены живут в отдаленных местностях и нередко составляют там большинство населения. В частности, на их долю приходится свыше 27% населения Северной территории.
Влияние разных культур очевидно: оно проявляется в облике улиц, в популярности ресторанов, специализирующихся на национальных кухнях, в распространении футбола (ранее его считали "иммигрантской" игрой), в росте доли приверженцев православного, мусульманского, индуистского, сикхского и буддистского вероисповеданий и в разнообразии прессы на иностранных языках.
В соответствии с конституцией Австралии, ни одна из религий не утверждается в законодательном порядке и не получает субсидий от государства. Вместе с тем свобода совести никак не ограничивается. Основные христианские праздники - Рождество и Пасха - признаются как государственные. Федеральное правительство и власти штатов предоставляют финансовую помощь негосударственным школам, в т.ч. тем, которые содержат религиозные общины. Религиозные различия населения проявлялись в деятельности политических партий, и до сих пор протестанты занимают сильные позиции в Либеральной партии, а католики - в Лейбористской.
Надо отметить, что времена года в Австралии противоположны европейским: самое жаркое время - в декабре и январе, а австралийская зима - в июне и августе.
Австралия является высоко урбанизированной страной, 64% ее населения проживает в крупных городах, расположенных по периметру материка, т.е. в прибрежной зоне.
Государственным языком является английский. Помимо него можно еще встретить итальянский, греческий, немецкий, китайский и диалекты местного населения.
Австралия является высоко урбанизированной страной, 64% ее населения проживает в крупных городах. Средняя продолжительность жизни составляет: у мужчин – 75 лет, у женщин – 80 лет. Население Австралии стареет; средний возраст составляет 34 года, а 12,1% от всего населения - в возрасте 65 лет и старше.
Рождаемость - 11 новорожденных на 1 000 человек (2004). Смертность - 6 смертельных исходов на 1 000 человек (уровень детской смертности - 6,1 смертельных исхода на 1 000 новорожденных).
Безработица составила в апреле 2005 - 5,1 %.
Анализирую все вышесказанное можно сказать, что в силу того, что Австралия является сравнительно молодой страной (история насчитывает не более 100 лет) переселенческого типа, то ее социокультурная среда это скорее смесь культур народов Европы и Великобритании.
2.2. Анализ экономического сечения Австралии
Австралия уже давно демонстрирует высокие темпы экономического роста, что позволило ей занять устойчивое положение лидера в списке «отличников» мировой экономики. Средние темпы прироста ВВП за последние семь лет превысили 4%. Австралия обогнала и Германию, и Великобританию, и США. Даже в разгар экономического кризиса в Азии темпы роста австралийской экономики превышали соответствующие показатели ведущих индустриальных стран: они были в два раза выше, чем в среднем по Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Национальная валюта - австралийские доллары, имеющие международное обозначение AUD. В обращении находятся банкноты 100, 50, 20, 10 и 5 долларов и монеты в 2 и 1 доллар и в 50, 20, 10 и 5 центов. 1$A=0.75$U.S.
Наилучший момент в новейшей истории. Средний уровень инфляции в Австралии ненамного превышает 2% в год. В то же время быстрое развитие экономики позволило значительно расширить занятость: после 1996 года около 800 тыс. австралийцев нашли рабочие места. В результате уровень безработицы в стране упал до 6%, то есть сократился почти вдвое. Без сомнения, экономический рост с низкой инфляцией и снижающейся безработицей, который мы наблюдаем сегодня, является наилучшим периодом экономического развития Австралии в ее новейшей истории. Одним из ключевых факторов, предопределивших этот успех, стал рост производительности труда. Это прямо образец подражания для всего индустриального мира. По данным Австралийского бюро статистики, нынешняя «золотая эра процветания» бьет рекорды: если за прошедшие тридцать лет средние темпы прироста производительности труда составили 2.4%, то после 1994 года – 3.1% (табл. 1 и 2).
В основе такого значительного роста производительности лежит стабильная макроэкономическая политика и начатая реформа. На макроуровне Резервный банк Австралии осуществляет прозрачную и неизменную монетарную политику, ориентируясь на целевой уровень инфляции в 2-3%. Параллельно с этим принятая в 1996 году т.н. «Хартия бюджетной честности» закрепила основные принципы фискальной политики правительства: поддержание постоянного профицита, общего налогового бремени и чистых активов.
Устойчивость внутреннего спроса в период азиатского кризиса стала очевидным фактором, который помог Австралии преодолеть негативное воздействие падения рынков, занимающих главное место в ее экспортной структуре. Разумное сочетание макроэкономических шагов и структурной политики поставило под контроль инфляцию, сократило заимствования общественного сектора, способствовало росту производительности и значительному повышению реальной заработной платы. Этот процесс поддержал ценовую стабильность и укрепил покупательную способность австралийских семей. Ценовая стабильность и реформа финансового рынка сделали доступными для частногo сектора кредиты под относительно низкий процент, что расширило как индивидуальное потребление, так и частные инвестиции. Потребительские расходы также стимулировались доходами на капитал, поскольку росли цены на недвижимость и акции, которые пошли вверх после снижения ставок процента в 1995 году.
Целый ряд факторов понижающе воздействовал на курс австралийского доллара. Однако сохраняющийся низкий уровень инфляции позволяет экономике приспосабливаться к снижению валютного курса, не принося в жертву среднесрочные целевые инфляционные уровни. Стабилизировались экспортные цены в австралийских долларах, улучшилась международная ценовая конкурентоспособность Австралии, что позволило переориентировать экспортные потоки в процветающие регионы мира, в частности в США и Европу. Девальвация также обеспечивает поддержку секторам, конкурирующим с импортом, ограничивая обратное действие глобального снижения экономической активности. Негативный эффект, оказываемый девальвацией на баланс текущих счетов, был сдержан возросшими правительственными накоплениями. Удачная макроэкономическая позиция Австралии в период азиатского кризиса была в значительной мере обеспечена сочетанием расширительной монетарной политики властей и принятых фискальных ограничений.
Вторая половина успеха. Однако макроэкономическая инфраструктура – это лишь половина австралийского успеха. Микроэкономические реформы значительно облегчили работу на макроуровне. Суть реформ здесь заключается в попытках расширить конкуренцию, поощрить инновационную деятельность и стимулировать рост производительности в целом ряде секторов экономики. Наиболее важные направления микроэкономических реформ включают в себя: дерегуляцию сектора телекоммуникаций при частичной приватизации монополиста (компании «Телстра»); конкурентное давление на целый ряд прежде защищенных секторов; реформу отношений на рабочем месте; корпоратизацию и в некоторых случаях приватизацию государственных предприятий; реформы финансового сектора и корпоративного законодательства; отказ от некоторых неэффективных налогов, снижение уровня индивидуального подоходного налогообложения, реформу фискальных отношений между федеральным правительством и штатами, сокращение налогов на прирост капитала и снижение корпоративного налогообложения на 30%. Важным фактором роста производительности являются новые технологии. Очевидно, что простого использования компьютеров и информационных технологий недостаточно. Речь идет о способности воспринимать инновации по всему спектру вопросов – от внедрения новых методов производства до овладения новыми коммерческими возможностями. В целом Австралии удалось создать атмосферу открытости и восприимчивости к инновациям, что, в свою очередь, также сказалось на экономическом росте.