Психолог, создающий бренд, должен создать установки на положительный образ представляемого товара. Это тесно связано с формированием мотивов и потребностей, а также другими явлениями психологического свойства. Во-первых, следует создавать установку будущей благополучной счастливой жизни после использования рекламируемого бренда. Образ будущего у людей, как правило, положительный, поскольку любой человек, даже пожилой, зная, что его жизнь конечна, что его могут настигнуть стихийные бедствия, болезни родных, предпочитает розовый цвет будущего и строит программу «с хорошим концом». Установка на то, что купленный товар улучшит жизнь человека, что она станет привлекательней, свободней, может строиться как на положительном образе будущего, так и на утверждении, что сейчас у вас что-то не ладится, а вот после покупки товара станет лучше.
Во-вторых, психолог сталкивается с проблемой антипатии людей к некоторым продуктам, предметам, вещам. Она рождена неприятными образами, всплывающими из социального контекста жизни индивида. Причинами ее являются детские ассоциации с каким-либо видом продукта, например с черносливом (его заставляли есть в детстве, и память запечатлела гнет родительского авторитета, школьной жизни), ассоциации, связанные с болезнями (заставляли есть продукт как лекарство), с принадлежностью вещи представителям другого пола (длинные мундштуки сигарет, предлагаемые для предохранения от рака легких, ассоциировались с предметом, принадлежащем женщинам), с леностью хозяйки (быстрорастворимый кофе) и др. Эти негативные образы связаны с неприятными ассоциациями физического, физиологического или вербального свойства. Для изгнания вредных ассоциаций и следующих за ними образов фирмы стали проверять на свободные ассоциации (по Фрейду) все слова, используемые в раскрутке бренда. Для избавления от физических и физиологических ассоциаций используется прием создания образа изысканных продуктов и напитков, которые употребляют сильные жизнерадостные мужчины и очаровательные женщины.
В третьих, определенной образностью обладают слова. Употребление слов, выражающих конкретный смысл, с помощью которых легко представить реальные предметы, повышает эффект внушения. Слова, описывающие качества предметов, должны создавать приятные зрительные или вкусовые ощущения.
Формирование образа объекта в масштабе страны непросто, поскольку нередко усилия организаций направляются не в ту сторону, задача решается формально, причина заменяется следствием. Образы респектабельного человека, смакующего хорошие марки спиртного, или отвратительного алкоголика, за которым стоит вырождение нации, были вне поля изысканий нашего брендинга. Проблему пьянства в России пытались решить административными мерами. В борьбе за трезвый образ жизни, за то, чтобы молодежь не пила, вырубались виноградники, снималась реклама спиртных напитков. Эти действия нанесли большой ущерб хозяйству. Восстанавливать виноградники нужно многие годы, а от снятия рекламы алкоголя пострадали бюджеты телевидения, журналов. На снижение уровня алкоголизма это никак не повлияло. В то же время люди не становятся алкоголиками от бренда мартини или хорошего коньяка.
Вовлечение потребителя в мир нереальных образов (виртуальный мир) позволяет обращаться к нему лично, что для человека весьма важно.
Успешно эксплуатировать идею образа можно в стратифицированном обществе. Разделение его на высший, средний и низший классы создает слои людей, не соприкасающихся в реальной жизни. Представители одного слоя знают о жизни другого понаслышке, но создают его образ. Основным потребителем товаров является средний класс. Одна из социально-психологических черт его поведения содержит стремление подражать высшему классу согласно представлениям о нем. Для большинства слоев, за исключением самых низших, характерно желание двигаться вверх по общественной лестнице. Бренднейминг использует, конечно, символы среднего слоя, но приукрашивает их атрибутами высших слоев. Ею с большой выгодой используются материальные символы. Возникает специальный язык образов и псевдоидеалов, пропагандирующих образы красоты и респектабельности, стереотипы шикарной жизни, надежд, успеха, любви, одежды... Торговые фирмы продают символы, а население охотно их покупает. Рекламные фирмы могут организовывать жизнь своих потребителей, начиная от продажи Дома с мебелью, посудой, бельем и кончая кругом друзей, знакомством с представителями местного общества, вступлением в клубы. Этот набор гарантируется стоимостью дома, то есть и социально-экономическим статусом покупателя. Стремление занять или продемонстрировать более высокое положение заставляет людей покупать более дорогие вещи (все равно — шариковую ручку или автомобиль), более крупные предметы (большая машина престижнее маленькой), прислушиваться к мнению знаменитостей (имеются специальные фирмы, которые занимаются сбором отзывов знаменитостей о том или ином товаре). Дело это очень прибыльное. Все исходит из сущности человека как социально-психологического существа. Эта суть и используется в бренднейминге..
Совокупность психических переменных может выступать решающим фактором превращения потенциального покупателя в реального. Бренднейминг должен улавливать колебания вкуса и настроения различных социальных и возрастных групп населения, используя специфику их восприятия действительности. Работники рекламного бизнеса и рекламодатели находятся в постоянном поиске и перманентно рискуют из-за возможной ошибки в оценке восприятия рекламируемого товара.
Правила бренднейминга (раскрытие выгоды обладания товаром, его функций, наглядность) опираются на восприятие.
Особенности психофизиологии восприятия предъявляют свои требования к изобразительным решениям, размещению текста, яркости шрифта, частоте смены кадров, музыке, цвету и форме. Важным фактором восприятия является уместность рекламы бренда. Оптимальное сочетание определяет и лучшее эмоциональное воздействие.
Формирование новых мотивов и потребностей, способы раскручивания товара направлены на расширение сферы восприятия, на основе которого происходит развитие рекламного бизнеса. Некоторые фирмы стали вкладывать в рекламную сферу до четверти своих доходов, что составляет несколько миллиардов долларов. Ведь отношение потребителя к тому или иному бренду формируется за счет «игры» многих факторов, как мы уже успели заметить.
По расчетам выходило, что женщина определенного возраста, статуса, района проживания, семейного положения должна была купить вполне определенный товар, то есть она обладает определенными потребностями. В этом случае реальный человек заменялся экономическим. Использование менее формального подхода и наблюдения показали, что эффект восприятия брендов людьми совсем не так прост. С точки зрения исследователей поведение покупателей выглядит неблагоразумно: они не знают, чего хотят, и не желают раскрывать свои симпатии или антипатии. На самом же деле оно вполне рационально с точки зрения восприятия и формируемых потребностей покупателей. Люди ругают, например, одну марку кетчупа, но при появлении новой могут начать хвалить старую, в чем проявится их здоровая консервативность. Зубы чистят не для того, чтобы их сохранить, а для избавления от неприятного запаха. Женщины покупают дорогие кремы, чтобы быть красивыми и молодыми, а не для очистки кожи, и т. п. Распознавание тонкостей подобного восприятия может стать ключом к формированию потребностей, удачному бренднеймингу.
Воспринимая окружающий мир, люди подсознательно ищут для себя нишу относительного благополучия. В обезличенном мире они охотно верят различным знакам качества, позволяющим положительно воспринимать предмет. В СССР «Знак качества» ставился на различные предметы от одежды до военной техники, существовало и личное клеймо мастера. Качество — залог выживания предприятия и его знак — своеобразная и сильнодействующая реклама. В России все чаще международные стандарты принимаются, как государственные. Помимо знаков своеобразную рекламную роль играют обладатели премий и лауреаты конкурсов качества, лучших товаров («Сто лучших товаров России», «Московское качество», премии правительства РФ и др.).
Восприятие разных вещей, связанное с психическими свойствами людей, относительно предсказуемо. Потому можно ожидать некоторого постоянного и предвидимого исследователями видения и отношения к предмету. Положительное отношение вызывается, если товар нужен потребителю для работы или удовольствия, если он обогащает, облагораживает, обновляет что-либо в его внутреннем мире или внешнем окружении и т. д. Но нередко наблюдается нелогичное и настойчивое сопротивление, которое можно объяснить двумя причинами (об остальных говорилось выше). Первая, более глубокая и неосознаваемая, — в отказе менять привычный мир. Вторая — в неприятных ассоциациях с нарушением общепринятых норм либо вторжением в личное восприятие каких-либо явлений. Так, в рекламе стиральных автоматических машин показывается, что семья может даже спать во время стирки. Однако все члены семьи волею фирмы оказались в одной кровати. - Это возмутило женщин, сказавших, что купившие такую машину могут себе позволить купить и кровати для всех членов семьи. Рекламируя прочность чемоданов из стекловолокна, фирма изобразила чемодан, выпавший из самолета и оставшийся невредимым. Это отпугнуло людей, по мнению которых, чемодан переживет авиакатастрофу, а они нет. Реклама низкокалорийного пива, обещавшая похудание, ассоциировалась с болезнями и т. д.