Смекни!
smekni.com

Рекламный образ и его визуализация в рекламном творчестве (стр. 7 из 8)

Окончательный макет представляет собой тщательное воспроизведение объявления в том виде, каким оно появится в печати. Иллюстрация на нем либо тщательно прорисовано, либо вклеена в виде фотоотпечатка. Четко проработано и все шрифтовое оформление. Основной текст может быть наклеен уже в набранном виде. Из-за дополнительных расходов и времени, необходимых для подготовки такого законченного произведения, окончательными макетами пользуются редко. Важно отметить, что вклад дизайнера рекламного агентства обычно ограничивается созданием чернового макета. В окончательном виде рисунки или фотографии, как правило, заказываются со стороны исполнителям, хотя специалист агентства может участвовать в этой работе в качестве художественного редактора.

Количество проработанных в макете деталей зависит в определенной мере от степени доверия к печатнику. Некоторые практики рекламы против того, чтобы оставлять на усмотрение печатника даже мелкие детали, и поэтому включают в макет указания о рисунке и кегле шрифта, об интервалах между строками, о точной площади, отводимой под текст, и о величине абзацных отступов. Этой практики придерживаются в основном в тех случаях, когда дизайнеры и художники-шрифтовики досконально знакомы с типоразмерами шрифтов и могут наглядно представить себе, как будет выглядеть объявление в напечатанном виде. Когда таких знаний недостаточно, лучше всего в определенной мере положиться на опыт печатника, обусловив обязательное представление пробных оттисков. Имея пробный оттиск, легко оценить читаемость, внешний ид и целостность готового объявления, а в случае необходимости на этом этапе можно внести те или иные шрифтовые изменения.

Нет какой-то единой формулы создания удачных макетов. Однако в основе успеха, как кажется, лежат факторы сбалансированности, контраста, пропорциональности, направление взгляда и целостности.

Сбалансированность – это такая компоновка элементов, с помощью которой можно достичь приятного для глаза распределения их внутри объявления. На зрительное впечатление влияют размеры, цвет, форма и плотность конкретного элемента. В общем, чем крупнее элемент, тем больше впечатление он производит. Синий квадрат кажется «тяжелее» желтого тех же размеров. Вертикальный прямоугольник кажется «легче» квадрата той же площади. Черный цвет выглядит «тяжелее» серого.

Существует два типа сбалансированности: формальный и неформальный. Формальный баланс достигается распределением объектов одинаковой «весомости» по обе стороны от оптического центра объявления. (Оптический центр располагается несколько выше пересечения осевых линий.) Вертикальная линия, проведенная через оптический центр, делит пространство на две равные части. Следовательно, два объекта одинаковой «весомости» считаются формально сбалансированными, когда находятся на одинаковом удалении от этой воображаемой вертикали. Неформальная сбалансированность достигается за счет расположения элементов различной величины, формы и плотности на разном удалении от оптического центра. Как на детских качелях, более тяжелый предмет, находящийся ближе к центру, можно уравновесить более легким, но отстоящим дальше от центра.

Формальный баланс, естественно, отличается большей жесткостью структуры; он не дает зрителю широких возможностей для варьирования предложенной схемы. Поэтому он обычно рассчитан на ассоциативную связь с чувством благополучия, стабильности, достоинства, надежности и консерватизма. Неформальный баланс отличается менее жесткой структурой, а поэтому с точки зрения восприятия представляется более увлекательным, свежим и динамичным

Внешний вид объявления можно улучшить, одновременно усилив его привлекательность и читабельность, если расположить элементы по принципу контраста. Достигается он сочетанием различных размеров, форм, плотностей и цветов. Контраст обеспечивают заголовки, подзаголовки, набранные более крупным шрифтом или напечатанные другим цветом. При наличии нескольких изобразительных элементов контраст достигается с помощью варьирования их размеров и формы. Доминирующий элемент должен в идеале схватываться глазом с первого взгляда. Контраст достигается в основном использованием выворотки. Под вывороткой понимается «изображение, формируемое окружающей его краской, т.е. превращение обычно черных участков в белые». Выворотка не только обеспечивает контрастный фон для графических элементов внутри объявления, но и способствует выделению самого объявления из множества других в том же издании, использующих белый фон.

Другим приемом достижения контраста и одновременного усиления драматичности воздействия является крупный план. Крупные планы, столь часто используемые на телевидении, имеют своих собратьев и в печати. При укрупнении объекта из иллюстрации уходят все отвлекающие детали фона. Крупный план позволяет подчеркнуть характер, индивидуальность и настроение персонажей, привлечь внимание к выражению их глаз. На фоне других объявлений в том же издании, представляющих людей и товары в различном окружении, крупный план выделяется как один из самых сильных раздражителей.

Одним из наиболее неуловимых качеств хорошего дизайна является пропорциональность. Под пропорциональностью имеется в виду соотношение между объектами и фоном, на котором они изображены, а также соотношение самих объектов между собой. Мы не всегда осознаем это, но пропорциональные вещи кажутся нам более привлекательными на вид, чем непропорциональные. (Это вполне соответствует присущей нам психологической тенденции к схематизации). Греки установили, что два участка поверхности приятно гармонирует друг с другом, если площадь одного из них составляет от ½ до 2/3 площади другого. Таким образом, «хорошие» пропорции будут выражаться отношениями 2:3, 3:5, 4:6, 8:10 и т.д. Глаз не в состоянии с легкостью определить эти отношения, но, тем не менее, они разрушают зрительную монотонность, и один из наиболее зрительных вкладов художника-дизайнера заключается в умении подбирать оптимальные сочетания элементов.

В идеале словесные и бессловесные элементы должны гармонировать друг с другом. В 50 – 60-х годах установился своеобразный стандарт последовательного рассматривания элементов объявления: иллюстрация, текст заголовка, основной текст и затем опознавательный знак. Однако наряду с этим существует и множество других вариантов.

Некоторым рекламодателям нравится компоновка, при которой взгляд читателя направляется от заголовка к иллюстрации и опознавательному знаку в конце, в определенной степени минуя текст как барьер на пути связи заголовка с именем рекламодателя и названием товара.

Может быть использовано несколько рисунков и фотографий, идущих из правого верхнего угла объявления налево, затем по левой стороне сверху вниз, а оттуда снова в правый верхний угол. Верхняя правая иллюстрация может направить взгляд зрителя влево, если изображенные на ней люди смотрят в левую сторону, или в ту же сторону «движется» товар, или есть специальные направляющие линии.

Направление взгляда – фактор немаловажный, но обращаться с ним следует с осторожностью. Усилия дизайнера могут оказаться столь явными, что привлекут внимание читателей к самой технике приема, а не к рекламируемому товару или услуге, предопределив, таким образом, главенство формы над содержанием и породив еще одну проблему в дебатах о рекламе как об искусстве.

Хорошо спроектированное объявление оставляет впечатление завершенности. Характеристики сбалансированности, контраста, пропорциональности и направления взгляда могут быть использованы для придания макету гармонии содержания, внешнего вида и дизайна. Текст и иллюстрация могут быть подобраны таким образом, чтобы излагать обращение в логической последовательности.

Самый верный способ достижения целостности макетов заключается, вероятно, в сохранении их простоты. В пользу этого принципа говорит огромная популярность последовательной компоновки элементов, когда за одной иллюстрацией следует один заголовок, за которым одним блоком дается основной текст. Чем больше в объявлении элементов, тем острее внутренняя конкуренция за внимание читателя. Еще один способ обеспечить зрительную целостность – частично перекрыть основную иллюстрацию другой. Общей завершенности объявления может способствовать и его шрифтовая целостность. Поэтому целесообразно использовать в объявлении шрифт одной гарнитуры.

О ценности пробелов рекламных объявлениях единого мнения не существует. Последователи одной школы подчеркивают целесообразность краткого текста и больших пробелов, утверждая, что подобное настроение привлечет к объявлению максимальное количество читателей, а плотная компоновка будет их отпугивать. Сторонники противоборствующей школы утверждают, что ценность рекламы окажется невысокой, если обращение изложено слишком свободно. Защитники этой точки зрения утверждают, что суть объявления может быть выражена в заголовках и иллюстрациях, а все остальное место следует без остатка использовать для изложения подробностей для заинтересованного читателя. В качестве подтверждения правоты своих взглядов они ссылаются на опыт рекламы посылочной торговли.

Само свободное пространство – наряду с множеством прочих визуальных элементов – может быть средством коммуникации. Образование пробелов не должно сводится к стихийному появлению незаполненных мест, оставшихся после включения в макет объявления всех словесных и визуальных компонентов. Пробел сам по себе является полноправным элементом оформления.