Смекни!
smekni.com

Рекламный рынок г. Архангельска (стр. 2 из 5)

В 1989 г. «Главкооторгпреклама» преобразуется в Рекламно-издательское производственное объединение «Информреклама» Цен­тросоюза. Круг задач и функций этого объединения расширяется и уг­лубляется. В задачи ПО «Информреклама» входят производство рек­ламных средств, оказание комплекса рекламных услуг для организа­ций потребительской кооперации, методическое руководство органи­зацией рекламной работы и проведение крупных рекламных кампа­ний. При «Информрекламе» было создано Центральное рекламно-издательское бюро (ЦРИБ), издавался печатный орган — журнал «Реклама в потребительской кооперации».

Однако, несмотря на наличие централизованной и разветвленной службы рекламы в СССР, существовала определенная недооценка ее роли в развитии торговли. Это в первую очередь было связано с де­фицитом большинства товаров народного потребления и, следова­тельно, ненужностью рекламы этих товаров, так как они при любых условиях реализовывались населению.

Технический уровень и технология использования рекламных средств также оставляли желать лучшего. Важнейшим принципом со­циалистической рекламы объявлялся принцип ее идейности, то есть подчинение задачам и функциям коммунистического воспитания на­рода.

Переход к рыночной экономике привел к большим изменениям в организации рекламной деятельности в России. Централизованная рекламная служба министерств и ведомств развалилась — рекламные организации и предприятия были преобразованы в рекламно-информационные агентства и рекламные фирмы и конторы с преиму­щественно акционерными формами собственности.

Настоящий период развития рекламного дела в России характери­зуется резким наплывом яркой и разнообразной рекламной продук­ции, среди которой оказалось много недобросовестной рекламы.

В связи с этими негативными процессами в рекламном бизнесе России, Государственной Думой 14 июня 1995 г. принят Федеральный закон «О рекламе», призванный регулировать отношения, возникаю­щие в процессе производства, размещения и распространения рекла­мы на рынках товаров, работ, услуг. Таким образом, в России в пери­од становления рыночных отношений начинает создаваться свой рос­сийский рекламный рынок. Растет количество рекламных агентств, фирм, бюро, более качественными становятся предоставляемые ими услуги. Возникают по типу развитых рыночных стран системы право­вого регулирования рекламного рынка.

1.2. СОВВРЕМЕННЫЕ РЕКЛАМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

1.2.1. Наружная реклама

Наружная реклама — от вывесок до фейерверков — сопровождает челове­чество на всем пути его развития. Что бы убедиться в этом, достаточно хотя бы бегло вспомнить классику. Позд­нее средневековье, устье Темзы: лав­ки, лавчонки и лавочки, пестрящие вензелями владельцев. - это Диккенс[3]. Берег Сены два века спустя: еще боль­ше красок и указателей — это Бальзак[4]. Список можно продолжать до беско­нечности. Что касается «наружки» в современном виде, то ее экспансия на­чалась именно из Европы. Правда, для этого предприимчивым европей­цам пришлось покорить краснокожих и создать США - торговую империю, частью ландшафта которой уже к концу XIX века стали рекламные шиты, афиши и растяжки.

Не менее крутые перемены претерпела и наружность остального мира. Так, на заре 30-х годов прошлого столетия логотипы фирмы «Сименс» за­нимали на берлинских улицах не меньшее место, чем портреты Гитле­ра, а в Токио реклама «Мицубиси» соседствовала с заповедями бусидо.

Схожие процессы протекали и в России. Впрочем, до начала XX века разнообразная «наружка» размеща­лась только в крупных городах (Пе­тербург, Москва, Нижний Новгород). Окраины же в основном довольство­вались немногочисленными вывеска ми, типа «Торговый Домъ Сытин и Ко», выполненными по столичным образцам. Определенное разнообразие вносили лишь гастрольные плакаты всевозможных цирков, завлекавших провинциальную публику картинками с хищниками, шпагоглотателями и бо­родатыми женщинами.

Прорыв случился в годы НЭПа. Реклама закричала во весь голос — буквально с каждого угла. Как пишет соавтор «Республики Шкид» Григорий Белых, «всякий дом на Мойке превратился в город — столько появи­лось вывесок, афиш и тумб»[5]. Это в «европейском» Питере. А вот о том, что творилось в горах, можно прочи­тать у Ильфа и Петрова: «Уважай се­бя. Уважай нас. Уважай Кавказ. По­сети нас!» — воззвания такого рода сопровождают Бендера на протяже­нии всех его странствии[6].

Одним из творцов нового стиля оказался «певец революции» Влади­мир Маяковский. Его знаменитое де­тище - «Окна Роста» на какое-то вре­мя стали подлинным рупором бизне­са. Переулки, проспекты и площади заполонили лозунги:

«Лучших сосок не было и нет — готов сосать до старости лет»[7]

Затем настала очередь совсем дру­гих призывов. Но показательно, что следующая оттепель, пришедшая в 60-е. была ознаменована не только по­летом Гагарина (улыбку которого За­пад не преминул окрестить «реклам ной»), но и очередным витком «показного» бума. Народу были явлены ли­хие афоризмы: «Летайте самолетами Аэрофлота» и «Пейте пиво пенное», витрины магазинов украсили рубашки поло и болоньевые плащи, а на транспарантах у колхозных рынков к слову «выставка» прибавилась «продажа».

Возвращаясь в сегодняшний день, подытожим. Ничего принципиально нового в нынешнем рекламном взлете нет. К нюансам — да и то с натяжкой можно отнести лишь рост количест­ва объектов, становящихся реклам­ными символами. Мойдодыр и Крем­левские башни. Че Гевара и Берлинская стена... В Архангельске в данный реестр попадают набережная Северной Двины, Ломоносов, «высотка» и Петр, что отнюдь не умаляет их значения - наоборот, подчеркивает его.

Что сегодня представляет собой на­ружная реклама Архангельска? В го­роде можно встретить несколько основ­ных типов уличных рекламоносителей: брандмауэры (настенные панно), билл-борды (щиты формата 3x6). сити-фор­маты (небольшие шиты на тротуарах), перетяжки, есть и объемные нестан­дартные конструкции. Мы решили ос­тановиться только на самой большой — рекламе на щитах, или, как ее еще называют рекламщики, - сетевой, тем более, что именно она в последнее вре­мя так громко о себе заявляет...

До лета 2001 года рынок сетевой наружной рекламы Архангельска был представлен несколькими рекламны­ми агентствами, бесспорными лидера­ми которого являлись «Норд-медиа». «Outdoor Callery» и «TYD» (к слову, в июле «TVD» получило новое имя и теперь называется «News Outdoor Russia»). Причем два последних агентства - это региональные предста­вительства крупных одноименных рекламных компании Москвы. В 1997 году вся тропка практически одновре­менно появилась на архангельском рынке наружной рекламы пли, как его называют специалисты, outdoor-рынке. Но летом 2001 г. произошли значительные изменения. На рынок вышли две архангельские компа­нии, которые ранее с биллбордамн не работали. Это рекламно-производственное агентство «Графика» и реклам­ное агентство «M&D». За два месяца щиты в городе стали расти как грибы после дождя. Крупные рекламные конструкции появились как на небольших улицах, так и на "дорогом" Троицком проспекте.

Опросив несколько источников, мы попытались определить пятерку лиде­ров наружной рекламы Архангельска: "Норд-Медиа". OutdoorGallery, TVD, "Графика", M&D.

Несмотря на большой поток новых рекламоносителей, появившихся в Архангельске, многие считают, что это лишь начато «второй волны»... Так, производственно-рекламная компания «Принт-Мастер» намерена уже в бли­жайшее время стать более крупным участником outdoor-рынка. Компания работает на рекламном рынке Архан­гельска восемь лет и на данный момент имеет в городе 3 щита. Но, по словам генерального директора компании Дмитрия Тяпкина, в настоящее время на стадии согласования находится еще 13 биллбордок. Помимо этого «Принт-Мастер» занимается размещением световых коробов на ж/д вокзале.

Другое рекламное агентство «М'АРТ» также планирует выйти на рынок наружной рекламы и занять на нем свою нишу.

В заключении мне бы хотелось привести небольшую информационную таблицу.

Таблица 1

Лидеры наружной рекламы в Архангельске

Название компании

Как давно на рынке сетевой рекламы г. Архангельска

Количество принадлежащих компании биллбордов в г. Архангельске

«Норд-медиа»

с 1997

70 сторон 3*6

«Графика»

с лета 2001

48 сторон 3*6

OutdoorGallery

с 1997

30 сторон 3*6,

8 сторон 3*12

TVD

с 1997

36 сторон 3*6

M&D

с лета 2001

12 сторон 3*6,

биллборд галерея, общей длиной 126 м.

1.2.2. Печатная реклама

Печатная реклама известна уже давно. Особое внимание мне хотелось бы уделить лишь основным тенденциям, изменениям на рынке печатной рекламы.

Так, в начале II квартала в Архангельске произошли прогнозируемые изменения рекламодателей, размещающих рекламу в региональных печатных СМИ.