Смекни!
smekni.com

по Ботанике (стр. 1 из 4)

Липецкий колледж строительства, архитектуры и отраслевых технологий.

Контрольная работа

По дисциплине вариант .

Выполнил студент(ка) группы .

Ф. И. О. .

« » 200 г.

(дата сдачи) .

Проверил .

(Ф.И.О.) . .

« » 200 г .

(дата проверки) .

Липецк 2010

Содержание:

1.Корневые системы древесных растений:……………………………….стр.3

2. Микориза и ее влияние на развитие растений…………………….стр.6

3.Характеристика семейств; Барбарисовые и Платановые…….стр.11

4.Дендрологическая характеристика покрытосеменных. Род Ильм. Род Липа…………………………………………………………………………………...стр.14

5.Список литературы………………………………………………………………..стр.18

1.Корневые системы древесных растений:

Придумывая декоративные композиции из растений, мы обязательно должны учитывать их максимальные размеры. Ведь деревьям и кустарникам свойственно меняться – разрастаться, набирать массу и увеличиваться в размерах. Не менее важно знать и детали "подземной" жизни корневых систем крупных растений. Потому что под землей находятся как бы перевернутые разветвленные кроны. У одних – пирамидальные (стержневая корневая система), у других – почти шаровидные (мочковатая).

Корневые системы не должны сильно перекрывать друг друга, переплетаться и срастаться. Недопустимо, чтобы они конкурировали за воду и питание или при росте натыкались на препятствия – фундаменты и коммуникации. По форме корневая система – вовсе не обязательно зеркальное отражение очертаний кроны. Может показаться, что если крона ровная и сбалансированная, то и с корневой системой та же картина. Это не совсем так. Иногда корни не выходят за пределы проекции кроны (вишня войлочная). Иногда ветви раскидистые, а корень стержневой, уходящий вглубь (некоторые сосны, дуб черешчатый). А бывает, крона колонновидная, а корневая система поверхностная (колонновидные формы и сорта ели обыкновенной). Кроме того, корневая система некоторых растений способна меняться. Молодая робиния псевдоакация имеет мочковатую корневую систему, а в зрелом возрасте – схожую с поверхностной. Важны и почвенно-экологические условия: сосна обыкновенная на песках формирует глубокую стержневую систему, а на влажных тяжелых почвах – мочковатую. Корневая система растений так же поддается формировке, как и их наземная часть. Именно это проделывают в питомниках – периодически (раз в 4–7 лет, в зависимости от вида) растения "переваливают" из одной школы в другую. То есть – выкапывают, формируют наземную часть и подрезают корневую систему. Обрезанные корни начинают ветвиться, получается компактная мочковатая система. Она очень удобна при транспортировке и посадке – ее можно как угодно размещать и расправлять в посадочной яме. А со стержневым корнем так обращаться нельзя – он не терпит сгибания и скручивания.

Стержневая корневая система свойственна растениям, живущим там, где грунтовые воды залегают глубоко (на песчаных почвах). Она обеспечивает растению высокую устойчивость против ветра – корни уходят вглубь, словно сваи. Вот почему мачтовые сосны на песчаных буграх стоят под ветрами как ни в чем не бывало. А могучие лесные ели, с их парусной кроной и поверхностной корневой системой, сильный ветер валит сравнительно легко – таких поверженных великанов много в любом лесу.

Корни работают как водяные насосы. Но это совсем не означает, что они непременно заглублены до водоносных слоев. Если вода близко, то корневая система может быть мочковатой, а то и поверхностной – но свою задачу выполняет успешно. Например, взрослая береза повислая чаще всего имеет корневую систему среднего типа – между мочковатой и поверхностной, а ее корни за сутки "выкачивают" из грунта около 200 (!) литров воды. Именно поэтому березу повислую часто вносят в черный список "иссушителей земли" и стремятся перед разбивкой сада выкорчевать. И зря – иногда после этого участок превращается в болото.

Место посадки растения нужно выбирать по типу его корневой системы и по индивидуальному "отношению" к уровню грунтовых вод. Общее правило простое: растения с поверхностной и мочковатой корневой системой относительно терпимы к высокому стоянию воды, со стержневой системой – нетерпимы. Если же вода стоит возле поверхности, то практически все растения будут страдать от вымокания корней и вскоре погибнут (кроме особо водолюбивых видов).

Другая проблема – как высаживать растения на освоенных участках рядом с сооружениями и постройками. Если корневая система поверхностная, то она может натолкнуться на стенку фундамента, если мочковатая и стержневая – на проложенные в грунте коммуникации. И не только пострадает сама, но и причинит вред постройкам. Существуют известные нормы, помогающие этого избежать.

Дерево положено сажать не менее чем в 5 м от стены здания и не менее чем в 1,5 м от канализационной трубы, кустарник – не менее чем в 1,5 м от стены и не менее 1,0 м от трубы.

Однако нормы даны с некоторой перестраховкой. Если у дерева раскидистая крона и разветвленная корневая система, то его действительно не стоит сажать ближе 5 м от стены дома. Если же это колонновидное дерево со стержневым корнем (например, форма фастигиата сосны обыкновенной), а садовый домик стоит на ленточном фундаменте, то соблюдать норму можно не так строго. Установлено, что средняя глубина возможного зимнего промерзания грунта в средней полосе России – 1,5 м. На деле эта цифра экстремальная и очень условная. Такое промерзание возможно только в бесснежные суровые зимы на участках, где нет растительного покрова. Обычно зимой на поверхности земли образуется лишь промерзшая корка. А корневые системы древесных растений в грунте не промерзают так сильно – иначе давно не осталось бы никаких лесов. Ведь ель обыкновенная выдерживает промерзание корневой системы лишь до –23 °С, а при –24°С ткани корней разжижаются и дерево гибнет.

Беда в том, что многие неопытные садовники полагают, будто промерзание земли на полтора метра вглубь – это ежегодная норма, привычное дело для растений. И начинают бездумно высаживать их в контейнеры, на подпорные стенки, в сады на крышах… Естественно, на открытом воздухе, без защиты грунтовой толщи, эти посадки гибнут от промерзания корней.

Фирмы, занимающиеся зимней посадкой крупномеров, иногда заранее выкапывают деревья и оставляют их в ожидании заказчика стоять на открытом воздухе, с неукрытым прикорневым комом. Неделя-другая сильных морозов – ком промерзает насквозь, корни гибнут. Зимой это увидеть нельзя. Только в начале лета заказчику станет ясно, что он заплатил деньги за посадку "свежемороженого" растения.

Если растение избавлено от всевозможных помех, то его корневая система развивается нормально и достигает тех размеров, которые нужны для питания кроны. Размеры эти различны. Например, у двухметрового рододендрона корневая система поверхностная и неширокая. А у яблони она доходит почти до края проекции кроны, причем дальше других располагаются как раз те корешки, которые питают растение. Поэтому приствольный круг диаметром 1 м, окопанный у ствола яблони с диаметром кроны 5 м, – дело бессмысленное. Ни полив, ни подкормка на таком расстоянии от ствола эффекта не дадут, лучше уж применить внекорневую подкормку по кроне. Вот почему необходимо точно знать, как велико пространство, занятое корневой системой дерева.

2. Микориза и ее влияние на развитие растений

МИКОРИЗА (от греч. mykes — гриб и rhiza — корень), грибокорень, совокупность окончаний корней высших растений и мицелия гриба, находящихся в симбиозе. М. была открыта и впервые описана в 1879 рус. ботаником Ф. М. Каменским. Термин «М.» предложен нем. учёным А. Б. Франком.

М. известна у большинства многолетних растений разл. экологич. групп, за исключением водных. У однолетних растений встречается сравнительно редко. Большинство древесных пород образует М. с разл. видами базидиальных грибов: гименомицетов и гастеромицетов. Иногда аскомицеты (напр., виды родов Tuber, Elaphomyces и др.) и зигомицеты (виды рода Endogone) также вступают в микоризный симбиоз с древесными растениями: дубом, буком, яблоней и др. Различают неск. типов М.

При эндотрофной М. мицелий гриба развивается в межклетниках и клетках коровой паренхимы корня, почти не выходя из него наружу. В клетках образуются скопления гиф, к-рые частично перевариваются растением. Внеш. вид корней не изменяется. Имеются нормально развитые корневые волоски. Наиболее типично эндотрофная М. выражена у орхидных и вересковых.

При эктотрофной М. вокруг сосущих корней образуется плотный чехол из переплетённых гиф гриба. Корневые волоски отсутствуют. Их заменяют многочисл. свободные гифы, к-рые отходят от наружних слоев чехла в окружающую почву. При этом типе М. мицелий, проникающий внутрь корня, распространяется только в межклетниках первичной коры и не заходит в глубжележащие ткани. Эктотрофная М. свойственна в осн. древесным растениям. В её формировании участвуют гл. обр. грибы порядка агариковых.

При экто-эндотрофной М. окончания корней также покрыты мицелиальным чехлом, от к-рого в почву отходят гифы, но мицелий обильно разрастается как в межклетниках первичной коры, так и в коровой паренхиме корня. В полостях клеток, остающихся живыми, гриб образует клубки гиф и древовидные разветвления (арбускулы), а в межклетниках — пузыревидные вздутия (везикулы). По мере увеличения массы внутриклеточного мицелия он частично переваривается. Экто-эндотрофная М. наиболее характерна для большинства древесных пород и встречается чаще, особенно на богатых гумусом лесных почвах. Её образуют в осн. шляпочные грибы порядка агариковых (белый, подберёзовик, подосиновик, маслёнок, рыжик, груздь, сыроежка, мухомор и др.). Многие из них — облигатные мико-ризообразователи и вне симбиоза с деревьями не дают плодовых тел (поэтому попытки их искусств, разведения пока безуспешны). Мицелий этих грибов может расти в почве и без М. В таёжной зоне Европ. части СССР на древесных породах выявлено более 200 видов микоризообразующих грибов.